| ||||||
|
| |||||
Страничка учителя-дефектолога Стукаловой Натальи ЕвгеньевныУважаемые родители! Наше с вами сотрудничество – залог успешного преодоления трудностей, которые испытывают дети в познании окружающего мира.
На этой страничке вы найдете рекомендации и игры для закрепления полученных на занятиях знаний и навыков. Эти рекомендации позволят вам оставаться в образовательном процессе, если ваш ребенок по каким-то причинам пропустил занятия.
2025-2026 учебный год Дистанционное взаимодействие с семьёй
Родителям рекомендуется: Рассмотрите с ребёнком иллюстрации и картинки с изображением леса, грибов и ягод. Побеседуйте о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве. Повторите обобщающие слова «грибы», «ягоды». Вспомните вместе с ребёнком о том, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными. Побеседуйте с ребёнком о том, какие блюда можно приготовить из грибов и ягод. Напомните ребенку, что гриб - это растение, но растение особенное. Нет у него ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Размножаются грибы спорами. Споры - это крошечные частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры высыпаются на землю, их подхватывает ветер и разносит по лесу или лугу. Из спор вырастают новые молодые грибочки. Расскажите ребенку, что опытные грибники выходят на « тихую охоту» ранним утром, а не в знойный полдень или вечером, потому, что: На зорьке росистой Гриб крепкий, душистый, А в знойный день - как гнилой пень. Такую поговорку сложил народ. Обогащайте словарь ребенка: Словами – названиями:- белый гриб, груздь, дождевик, лисичка, масленок, маховик, опенок, подберезовик, подосиновик, рыжик, сыроежка, шампиньон, бледная поганка, мухомор, ложный опенок, ножка, шляпка; - ягоды, малина, ежевика, смородина, крыжовник, облепиха, голубика, земляника, брусника, клюква, черника, калина, рябина; Словами – признаками: съедобный, несъедобный, крепкий, душистый, вкусный, лесной, ягодный, садовая, красная, зелёная, желтая, синяя, черная, крупная, мелкая, гладкая, сладкая, кислая, зрелая, сочная, ароматная, полезная, съедобная, клубничная, земляничная, брусничная, кисло-сладкая, ярко-красная, черничное; Словами – действиями: расти, показываться, собирать, срезать, класть в корзину, солить, сушить, мариновать, жарить, вырастить, сорвать, сажать, созревать, цвести, собирать, мыть, варить, ухаживать, поливать, лечить, лакомиться, любоваться . Поиграйте в игры: «Весёлый повар» (Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребёнку мяч; ребёнок называет то же блюдо, употребив прилагательное, и возвращает вам мяч) Варенье из малины. – Малиновое варенье. Варенье из земляники. – Земляничное варенье. Варенье из черники. – Черничное варенье. Варенье из брусники. – Брусничное варенье. Компот из земляники. – Земляничный компот. Компот из черники. – Черничный компот. Компот из брусники. – Брусничный компот. Повидло из земляники. – Земляничное повидло. Повидло из брусники. – Брусничное повидло. Повидло из ежевики. – Ежевичное повидло. Пюре из клюквы. – Клюквенное пюре. Суп из грибов. – Грибной суп. Начинка из грибов — грибная начинка. Пирог с грибами — грибной пирог. «Один — много» (образование множественного числа существительныхв родительном падеже) один мухомор — много мухоморов, одна малина — много…, одна брусника — много…, один подберёзовик — много … и т.д. «Где спрятался грибок» (отработка предлогов) Лисички под листочком, боровик за пеньком, опята около бревна…… и т.д. «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) гриб — грибок, грибочек, ягода —…, мухомор -…, подберёзовик - … (земляника, брусника, клюква, смородина, рябина, голубика, крыжовник, кустарник, поляна и т.д.) «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две) одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек; один мухомор, два мухомора, пять мухоморов; одна земляника, две земляники, пять земляник. «Четвёртый лишний» (объяснить, почему предмет лишний). Белый гриб, волнушка, клюква, опята. Черника, ежевика, мухомор, малина. Подберёзовик, поганка, опята, подосиновик. Малина, ежевика, клюква, волчья ягода. «Чего нет?» (словообразование существительных в родительном падеже единственном числе) Мухомор – нет мухомора Подберёзовик – … Земляника - … Поганка - … и т.д. «Подбирай, называй, запоминай» (упражнять в подборе слов-действий) Ягоды на веточках (что делают?) – растут, зреют, поспевают, наливаются соком, созревают… Ягоды с веточек - …… Люди в лесу ягоды - …. В корзину ягоды - …. Из ягод сок - …… В стакан сок - ….. Варенье (повидло джем) из ягод - …. «Помоги Незнайке» (упражнять детей в использование в речи предлогов) Ягоды рябины растут….дереве. (на) Ягоды крыжовника падают …. куста. (с) Ягоды клубники сорвали …. веточки. (с) Ягоды ежевики выложили … корзины. (из) Кустики черники искали … траве. (в) Ягоды смородины выглядывали … листиков. (из под) Подберезовик растет ... березой. (под) Лена положила гриб ... корзину. (в) Опята растут ... пеньке. (на) Шляпка гриба показалась ... листочков. (из под) ЗВУК [и] И БУКВА «И» 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА ЗВУК «и» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком. При произнесении И, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки. 2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. а) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук [и]: А, У, О, И, У, Э, О, У, Ы, А, О, И, У, О, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, У, А. ОМ, ИМ, УП, АП, ИХ, УХ, АХ, МА, МИ, МУ, НА, НИ, НУ… ИГОЛКА, ЗОНТ, ОЧКИ, КОТ, КИТ, СТУЛ, ИЗБА, НИЗ, ЗВОНОК… б) Я « произнесу» три звука беззвучно только губами, а ты произнеси их вслух. АИО, УИО, ИАУ, ИУИ, УИУ, ИОУ, АИА. Математические игры: Число и цифра 1 Сравните различные предметы домашнего обихода по длине и ширине. Найдите среди предметов домашнего обихода предметы, различные по количеству (один-много-ни одного). Почитайте детям: В. И. Даль «Война грибов с ягодами» В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» Т.А.Шорыгина «Туесок брусники», «Голубая ягодка», «В лес за земляникой», «Клубника румянится» Для занятий дома вы можете воспользоваться вспомогательными материалами, пройдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/BSjLD3WmshSeRQ Родителям рекомендуется: Рассмотрите дома с ребёнком натуральные овощи и объясните, что всё это можно назвать одним словом «овощи». Повторите с ребенком названия овощей. Обратите внимание на цвет, форму, вкус и аромат овощей. Овощи растут в огороде на грядках. Овощи могут расти на кустах (огурец, помидор), на земле (капуста), в земле (морковь, свёкла, репа, картофель, редис). Овощи, растущие в земле называются КОРНЕПЛОДЫ. За овощами в огороде ухаживают: пропалывают, удобряют, поливают. Из овощей готовят суп (щи, борщ, рассольник), салат, винегрет, соки, запеканки. Овощи солят, маринуют, сушат на зиму. Овощи полезны, в них много витаминов. Приготовьте с ребенком простое блюдо из овощей, покажите заготовки на зиму. Побеседуйте с ребёнком о труде взрослых осенью: Что делает человек с приходом осени? Какие орудия труда необходимы человеку для работы в саду, в огороде? Как заготавливают фрукты и овощи на зиму? Что будет, если люди осенью не станут трудиться в садах и огородах? Подготовьте несколько овощей c разным вкусом: РАСCMOTPИTE: кожуру, мякоть, семена, головки чеснока и лука, кочан капусты. УCЛЫШЬTE: хруст, делая укус, или звук ножа, разрезающего овощ. ПOПPOБУЙTE: мякоть разных сортов, их сок. ПOЧУBCTBУЙTE ЗAПAX: огурцы (свежий аромат), лук и чеснок (острый запах). ПOTPOГAЙTE различные части фрукта: гладкий, липкий, влажный, твёpдый, мягкий Обогащайте словарь ребенка: Словами – названиями: овощи, огород, огородник, труженик, земледелец, грядка, рассада, семена, теплица, удобрение, инвентарь, вредители, земля, посадка, полив, уход, урожай, капуста, свёкла, картофель, огурец, кабачок, тыква, морковь, чеснок, репа, помидор (томат),петрушка, укроп, зелень, фасоль, горох, ботва, стебель, корни, плоды, корнеплоды, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик; Словами – признаками: мелкий крупный, овощной, зрелый, пузатый, высокий, низкий, колючий, хрустящий, рассыпчатый, червивый, зеленый, желтый, красный, чёрно-синий, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, шершавый, созревший, душистый, ароматный, сочный; Словами – действиями: работать, сажать, сеять, рыхлить, удобрять, поливать, выращивать, копать, рыхлить, полоть, собирать, срывать, выкапывать, выдергивать, заготавливать, консервировать, сушить, варить, солить, мариновать, квасить, зреть, поспевать, срезать, мыть, натирать, тушить, жарить, кушать; Словами-наречиями: мелко, крупно, давно, охотно, быстро, медленно. Поиграйте в игры: «Один — много» (Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах) Огурец – много огурцов, (в корзине лежат) – огурцы; Помидор – много помидоров, (в корзине лежат) – помидоры; Кабачок – много кабачков, (в корзине лежат) – кабачки; Баклажан – много баклажанов, (в корзине лежат) – баклажаны; Перец – много перцев, (в корзине лежат) – перцы; Морковь – много моркови, (в корзине лежит) – морковь; Свёкла – много свёклы, (в корзине лежит) – свёкла; Картофель – много картофеля, (в корзине лежит) – картофель; Лук – много лука, (в корзине лежит) – лук; Чеснок – много чеснока, (в корзине лежит) – чеснок. «Какой сок?» (Образование относительных прилагательных) Сок из моркови – морковный; из свЁклы – свЕкольный; из помидора – томатный; из овощей - овощной. «Назови ласково» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе) помидор – помидорчик; морковь – морковка, морковочка; капуста – капустка, капусточка; огурец – огурчик; свёкла – свёколка; репа – репка; перец – перчик; лук – лучок; чеснок – чесночок; «Посчитай овощи» (Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах) одна свёкла, 2,3,4 свёклы, 5 свёкл; один огурец, 2,3,4 огурца, 5 пять огурцов; один перец, 2,3,4 перца, 5 перцев и т.д. «Запомни и повтори» (Развитие слуховой памяти) Назовите ребёнку 5 слов по теме «Овощи, фрукты, труд людей осенью», попросите ребёнка повторить. Например, ЛОПАТА, ГРЯДКА, УРОЖАЙ, ФРУКТЫ, ОВОЩИ. «Жадина» (мой, моя, мое) (Употребление притяжательных местоимений) Мой – зеленый огурец. Моя – сочная морковь. «Какие будут овощи?» - Если овощи посолить, тогда они станут - ... ЗВУК [у] И БУКВА «У» 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА. ЗВУК «у» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком. 2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. 1) Как гудит паровоз? У-у-у. Как мычит корова? Му-у-у. Как поет кукушка? Ку-ку, ку-ку. Б) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук «у»: А, У, И, У, Э, У, Ы, А, О, И, У, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, У, А. 2) Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать: имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, У ля, Алена; лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь. Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Математические игры: Сравните различные предметы домашнего обихода по длине и ширине. Найдите среди предметов домашнего обихода предметы, различные по количеству (один-много-ни одного). Поиграйте в игру «Сыщики»: поищите среди предметов домашнего обихода предметы овальной и прямоугольной формы. Почитайте детям: Ю.Тувим «Овощи» Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники» Русская народная сказка «Мужик и медведь» (в обработке А.Толстого), Басня И.Крылов «Стрекоза и Муравей», Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться». Ссылка на папку со вспомогательными материалами: Родителям рекомендуется: Рассмотрите дома с ребёнком натуральные фрукты и объясните, что всё это можно назвать одним словом «фрукты». Фрукты растут в саду на деревьях. За деревьями в саду ухаживают, удобряют, брызгают раствором от вредителей. Фрукты зреют, поспевают, их сушат, из них варят варенье, компот, кисель, делают соки. Фрукты полезны, в них много витаминов. Обратите внимание ребёнка на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус. Подготовьте несколько плодов c разным вкусом: РАСCMOTPИTE цвет: кожуры, мякоти, семян и плодоножки. УCЛЫШЬTE: хруст, делая укус, или звук ножа, разрезающего плод. ПOПPOБУЙTE: мякоть разных сортов, их сок. ПOЧУBCTBУЙTE ЗAПAX: сладкий аромат. ПOTPOГAЙTE различные части фрукта: гладкий, липкий, влажный, твёpдый, мягкий. Обогащайте словарь ребенка: Словами – названиями: фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, мякоть, семена, плод, косточка, корка, кожура, дерево, яблоня, ветка, сад, урожай, полив, уход, компот, джем, варенье, сок; Словами – признаками: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный; Словами – действиями: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, чистить; Словами-наречиями: высоко, низко, близко, сладко, горько, кисло, вкусно. Поиграйте в игры: «Назови ласково» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе) Яблоко — яблочко — яблочки, груша — грушка — грушки, лимон —лимончик — лимончики, апельсин — апельсинчик — апельсинчики, мандарин — мандаринчик — мандаринчики, абрикос — абрикосик — абрикосики, вишня — вишенка — вишенки, банан — бананчик — бананчики, дерево — деревце — деревца, сад — садик — садики, ветка — веточка — веточки. «Один — много» (Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах) Яблоко — яблоки — яблок, груша — груши — груш, слива — сливы — слив, персик — персики — персиков, абрикос — абрикосы — абрикосов, хурма — хурма — много хурмы, вишня — вишни — много вишни (несколько вишен), апельсин — апельсины — апельсинов, лимон — лимоны — лимонов, фрукт — фрукты — фруктов, сад — сады — садов, косточка — косточки — косточек, дерево — деревья — деревьев, ветка — ветки — веток, пальма — пальмы — пальм, семя (семечко) — семена — много семян, сок — соки — много соков, много сока. «Посчитай фрукты» (Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах) Одно яблоко — два яблока — пять яблок, одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок, одна груша — две груши — пять груш, одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш, один банан — два банана — пять бананов, один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов. «Назови, какое дерево?» (Образование относительных прилагательных) Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня, ... грушами — грушевое — груша, ... сливами — сливовое — слива, ... персиками — персиковое — персик, ... абрикосами — абрикосовое — абрикос; «Назови сок, варенье» (Образование относительных прилагательных) Сок из яблок — яблочный, ... груш — грушевый, ... слив — сливовый, ... вишни — вишневый, ... лимонов — лимонный, ... абрикосов — абрикосовый, ... апельсинов — апельсиновый, ... персиков — персиковый, ... фруктов — фруктовый, ... мандаринов — мандариновый. ….банана - банановый ….граната — гранатовый … ананаса - ананасовый …персика — персиковый «Скажи наоборот» (Поиск антонимов) -Персик большой, а абрикос маленький; -у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка; -апельсин круглый, а банан длинный; -лимон кислый, а персик сладкий; -апельсин больше, а мандарин меньше. «Объясни словечко» Плодоносит, удобрение, толстокожий. «Жадина» (мой, моя, мое) (Употребление притяжательных местоимений) Мой - оранжевый апельсин. Моя - красная вишня. Мое - зеленое яблоко. «Какие будут фрукты?» «Что лишнее и почему?» ЗВУК И БУКВА «А» 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА. ЗВУК «А» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком. 2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. 1) Как плачет, кричит девочка? А-а-а – показывают горло врачу (качаем малыша, поет певица). Б) Упражнение «Хлопни на звук «А»: А, У, И, У, Э, А, Ы, А, О, И, А, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, Ы, А. 2) Назови слова, которые начинаются на звук «А»: Абрикос, айва, апельсин, арбуз, ананас, астра, альбом, аист, август, автомат, автомобиль, автобус, адрес, азбука, аквариум, акация, артист, акула, аллея, алыча, ангина, антенна, аппарат, апрель, аптека, аппетит, армия, аромат, асфальт, атрибуты, аттракцион, аэропорт, аэродром, аэроплан. 3) Назови имена на звук «А»: Аня, Алеша, Андрей, Алиса, Анжелика, Алёна, Антон, Артем, Артур, Алина. 4) Назови слова, в которых звук «А» в конце: Зима, снежинка, книга, сосна, ветка, сорока, ворона, синичка, сова, береза, кукла, ручка, бочка, лиса, картина, зайчиха. 5) Запомни слова, в которых звук «А» в середине слова: Сад, мак, шкаф, кран, лак, шарф, рак, шар, зал, жар, краб, чай, флаг, сам, плащ. Поиграйте в игру «Сыщики» Поищите среди предметов домашнего обихода предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Ссылка на папку со вспомогательными материалами: https://disk.yandex.ru/d/b3SPFVCgemOdaQ
| ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 07.10.2025 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |