Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Страничка учителя-дефектолога Стукаловой Натальи Евгеньевны

Уважаемые родители! Наше с вами сотрудничество – залог успешного преодоления трудностей, которые испытывают дети в познании окружающего мира.

На этой страничке вы найдете рекомендации и игры для закрепления полученных на занятиях знаний и навыков. Эти рекомендации позволят вам оставаться в образовательном процессе, если ваш ребенок по каким-то причинам пропустил занятия.

 

2025-2026 учебный год

Дистанционное взаимодействие с семьёй

01.12.2025 – 05.12.2025        Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Родителям рекомендуется:

Рассмотрите картинки диких животных наших лесов и их детенышей (заяц, лиса, медведь, ёж, волк, лось, белка, барсук, бобёр, кабан, рысь, енот) и отметьте их внешние признаки.

Назовите обобщающие понятия «дикие животные», «звери».

Расскажите детям о том, где живут дикие животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище).

Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями: волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, ёж, ежиха, ежонок, медведь, медведица, медвежонок, рысь, котенок рыси, лось, лосиха, лосенок, лиса, лис, лисенок, кабан, свинья, поросенок, белка, бельчонок, бобёр, бобриха, бобренок, барсук, барсучиха, барсучонок;

хвост, рога, лапы, копыта, клыки, морда, брюхо, шерсть;

плутовка, шатун, увалень, логово, дупло, берлога, нора, запасы, корм, след, охотник, хищник, след, зверь, сохатый, стая, вожак, хатка; 

Словами – признаками: дикий, колючий, рыжая, серый, злой, голодный, пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый, длинноухий, рогатый, хищный, травоядный, всеядный, земноводный, крупный, слабый, белый, хитрый, опытный, осторожный, пугливый, боязливый, страшный, резвый, юркий, свирепый, кровожадный, лохматый; 

Словами – действиями: прятаться, пугаться, убегать, искать, догонять, рычать, заботиться, запасать, оберегать, собирать, рвать, выкармливать, кормить, бродить, охотиться, красть, добывать, стеречь, сушить, накалывать, рыть, лазать, сворачиваться, выть, фыркать, тявкать, реветь, загонять, маскироваться, подстерегать, рыскать, затаиваться, трубить, ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, запасать, строить, залегать, впадать (в спячку), сосать, ловить, охотиться, грызть, питаться, гнать, догонять;

Словами – наречиями: быстро, сильно, ловко, неуклюже, пугливо, стремительно, опасно, трудно, злобно, неслышно, далеко.

Поиграйте в игры:

«Назови семью»

папа — волк,     мама - волчица,  детеныш (и) — волчонок (волчата);

папа — лис,      мама - лисица,   детеныш (и) — лисенок (лисята);

папа — заяц,     мама - зайчиха,    детеныш (и) — зайчонок (зайчата);

папа — лось,     мама - лосиха,   детеныш (и) — лосенок (лосята);

папа — кабан,     мама - свинья,   детеныш (и) — поросенок (поросята);

папа — медведь,   мама - медведица,      детеныш (и) — медвежонок (медвежата);

папа — барсук,   мама - барсучиха,       детеныш (и) — барсучонок (барсучата);

«Кто где живёт?» «Чье жилище?»

Лиса живёт в норе (лисья нора);

Белка живёт в дупле (беличье дупло);

Волк живёт в логове (волчье логово);

Медведь зимует в берлоге (медвежья берлога);

Барсук зимует в норе (барсучья нора);

Ёжик живёт в гнезде (ежиное гнездо).

«Чей хвост, чья голова, чье туловище, чьи уши?»

Хвост (чей?) – лисий, волчий, беличий.

Голова (чья?) – лисья, волчья, беличья, медвежья, лосиная, кабанья.

Туловище (чье?) – лисье, волчье, беличье, медвежье, лосиное, кабанье.

Уши (чьи?) – лисьи, волчьи, беличьи, медвежьи.

«У кого?»

У кого копыта? – у лося, у кабана;

У кого когти? – у лисы, у волка, у белки, у медведя;

У кого рога? – у лося;

«Кто как голос подает?»

Лиса – тявкает;

Волк – воет;

Медведь – рычит;

Ёж – фыркает;

«Кто лишний? Почему?»

Лиса, барсук, кабан, лошадь;

Медведь, заяц, собака, белка;

Лось, собака, корова, кошка;

Игровое упражнение «Угадай, кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий (медведь);

Серый, зубастый, воющий (волк);

Хитрая, пушистая, рыжая (лиса);

Маленький, длинноухий, трусливый (заяц);

«Посчитай до 5»

Один трусливый заяц; 2,3,4 трусливых зайца; 5 трусливых зайца.

Хитрая лиса…

Резвая белка…

Косолапый медведь…

«Один-много»

Животное — животные — много животных.

Медведь — медведи — много медведей.

Берлога — берлоги — много берлог.

Лапа — лапы — много лап.

Коготь — когти — много когтей.

Лиса—лисы — много лис.

Нора — норы — много нор.

Часть — части — много частей.

Ёж — ежи — много ежей.

Иголка — иголки — много иголок.

Заяц — зайцы — много зайцев.

Ухо — уши — много ушей.

Белка — белки — много белок.

Шкурка — шкурки — много шкурок.

Волк — волки — много волков.

«Что сделал?» 
Зайка из норки (что сделал?) ... выскочил.

Трусишка от лисы ... (ускакал).

Серенький через пен?к ... (перескочил).

Зайчик вокруг дерева... (обскакал).

Обратно к своей норке... (прискакал).

Волк из логова... (выбежал).

По глухому лесу ... (пробежал).

От охотников серый ... (убежал).

За лисой вдогонку … (побежал).

К лисьей норке... (прибежал).

 

ЗВУКИ [г-г’] И  БУКВА «Г»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Г» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «ГЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

А) Назвать слова с твердым звуком «Г», заучить их:

Гриша, Гоша, газета, газон, газ, галоши, галстук, гантели, гарнир, гвоздь, глобус, гнездо, год, голова, голубцы, гололёд, горе, гонка, гонщик, горбушка, горлышко, гордость, город, гора, горох, гость, грабли, грач, гром, группа, груша, гуляш, гусеница, гусь.

Б) Назвать слова с  мягким звуком «ГЬ», заучить их:

Гена, гигиена, генерал, герань, геркулес, герой, гимнастика, гирлянда, гитара, гиря.

В) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук «г»:

А, Г, Б, И, Г, Э, Б, У, Г, А, Б, О, И, Н, Ы, К, Г, А, П, У, Г, У, Б, И, Н, Х, Г, А.

Г) Внимательно послушай слово и скажи, какой звук: твердый «Г» или мягкий «ГЬ» в этом слове?

Гуси, Гена, шаги, ноги, гараж, гиря, герой, луга, гном, тигр.

Д) Упражнение на развитие внимания и памяти «Запомни и повтори»

    Га – го – гу – ги                   газ – год – гусь – грач

    Го – гу – ги – га                   год – гусь – грач – газ

    Гу – ги – га – го                   гусь – грач – газ – год

    Ги – га – го – гу                   грач – газ – год – гусь

                  

Почитайте с детьми:

А.К. Толстой «Белка и волк».

Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Хвосты»

Г. Снегирев «След оленя»

И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».

В. Осеева «Ежинка»

Г. Скребицкий «На лесной полянке».

В. Бианки «Купание медвежат».

Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко), «Кабан-секач». «Рысь» (из книги «Моя первая зоология»).

Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц».

И. Гурвич «Малька и Милька» (из книги «Задушевное слово»).

В.Сутеев «Палочка-выручалочка» (из книги «Сказки и картинки»).

 

Для занятий дома вы можете воспользоваться вспомогательными материалами, пройдя по ссылке: https://yadi.sk/d/wIkl8m7rJdJxTA

 

24.11.2025 – 28.11.2025  Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Родителям рекомендуется:

Расскажите детям о зимующих птицах.

Зима – не только самое чудесное и волшебное время года, но и холодное время для зверей и птиц. Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека, где могут прокормиться.

Гуляя вместе с ребёнком в лесу или в парке, наблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует рассмотреть их окраску. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, голова, крылья, хвост, лапки). Расскажите, где они живут и чем питаются.

Обратите внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор, на кормушку (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Покормите птиц вместе с ребёнком.

Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, глухарь, тетерев, кормушка, корм, ягоды, семена, шишки, лес, деревья, птенцы, гнездо, самец, самка, птенцы, яйца, оперенье, стая, ноги, коготки, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова; 

Словами – признаками: красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый  (дятел),  шустрый  (воробей), белобокая   (сорока), цепкие (коготки), зимующие (птицы), быстрые, проворные, дружные, птичий, вороний, сорочий, синичий, воробьиный, совиный, глухариный;

Словами – действиями:  улетают, прилетают, строят, искать,  кормиться,   клевать,  шелушить,  каркать, чирикать, нахохлиться, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, пищат, клюют;

Поиграйте в игры:

«Добавь слово»

У человека квартира, а у птицы … (гнездо).

У зверей шерсть, а у птицы … (перья).

У человека нос, а у птицы … (клюв).

У человека руки, а у птицы … (крылья).

У человека ноги, а у птицы … (лапки).

У человека ребенок, а у птицы … (птенец).

«4 лишний»

Голубь, ворона, дятел, совенок.

Сорока, воробей, петух, снегирь.

Петух, синица, гусь, индюк.

Воробей, грач, сорока, синица.

Голубь, дятел, снегирь, ласточка.

Сорока, воробей, кукушка, дятел.

Соловей, голубь, сорока, воробей.

Синица, аист, дятел, снегирь

«Назови ласково»

Воробей – воробышек, воробьишко;

Голубь – голубок;

Синица – синичка;

Снегирь – снегирёк;

Черное перо – черненькое перышко;
Серая спина – серенькая спинка;
Красная грудь – красненькая грудка;
Острые когти – остренькие коготки;
Длинный хвост – длиненький хвостик;
Белый пух – беленький пушок;
Круглая голова – кругленькая головка;
Шустрые лапы – шустренькие лапки;
Мягкие перья – мягонькие перышки;
Пестрые крылья – пестренькие крылышки.

«Какая птица» (подбор прилагательных)

Ворона какая? - крупная, серая, громкая, старая, страшная….

Голубь (какой?) - крупный, белый, голодный, красивый, важный…

Воробьи (какие?) - мелкие, шумные, шустрые, драчливые, коричневые…

Игровое упражнение «Кто как голос подает?»

Ворона – каркает;

Сорока – стрекочет;

Воробей – чирикает;

Сова – ухает;

Голубь – воркует;

Синица – тенькает.

«Из двух - одно» (образование сложных прилагательных)

Если у синицы желтая грудка, то она … (желтогрудая).

Если у сороки длинный хвост, то она … (длиннохвостая).

Если у сороки белые бока, то она … (белобокая).

Если у вороны черные крылья, то она … (чернокрылая).

Если у голубя сизые крылья, то он   … (сизокрылый).

Если у дятла красная голова, то он … (красноголовый).

«Сравни и назови по образцу»

Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)

Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)

Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)

У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)

У снегиря грудка красная, а у синички — …?

Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?

Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

«Посчитай до 5»

Один шустрый воробей; 2,3,4 шустрых воробья; 5 шустрых воробьёв.

Белый голубь …

Старая ворона …

Ушастая сова …

«Доскажи словечко» (образование глаголов с помощью приставок)

Сова из дупла (что сделала?) – вылетела. 

Откуда вылетела сорока? – из дупла.

Сова в дупло…            Куда влетела сова?

Сорока над поляной …Над чем пролетела сорока?

Голубь на крышу… Куда прилетел голубь?

Воробей под ветки …  Куда подлетел воробей?

Ворона за куст …Куда залетела ворона?   

Ворона из-за куста… Откуда вылетела ворона?

«Чье перо?» 
Попросите ребенка ответить, чье это перо.

Прочтите рифмовку: Я начну, а ты скажи, Мне словечко подскажи.

Перо вороны. Чье? — ... (воронье) перо.

Перо голубя. Чье? — ... (голубиное) перо.

Перо совы. Чье? — ... (совиное) перо.

Перо воробья. Чье? — ... (воробьиное) перо.

 

ЗВУКИ [р-р’] И  БУКВА «Р»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Р» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «РЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

А) Назвать слова с твердым звуком «Р», заучить их:

Баран, ворон, корыто, гараж, ворота, пёрышко, жара, корова, сырок, нора, дорога, пирамида, сорока.

Б) Назвать слова с  мягким звуком «РЬ», заучить их:

Ребёнок, река, ребята, рис, рябина, ремень, речь, риск, ряд, решётка, рисунок, ряженка.

В) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук «р»:

А, Л, Р, И, Л, Э, Р, У, Л, А, Р, О, И, Н, Ы, К, Э, А, Р, У, Л, У, Р, И, Р, Н, Х, У,Л, Р, А.

Г) Внимательно послушай слово и скажи, какой звук: твердый «Р» или мягкий «РЬ» в этом слове?

      Руки, брюки, рок, река, крона, криво.


Почитайте с детьми:

Л.Н. Толстой «Птичка»

И.С. Тургенев «Воробей».

И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».

В. Сухомлинский «Птичья кладовая», «Как Белочка дятла пасла», «Любопытный Дятел», «Какие бывают дятлы».

С. Одоевский «Мороз Иванович».

В. Осеева «На катке».

 

Для занятий дома вы можете воспользоваться вспомогательными материалами, пройдя по ссылке: https://yadi.sk/d/E5BBL-mn9sNjwA

17.11.2025 – 21.11.2025 Тема: «ОСЕНЬ. ОБОБЩЕНИЕ»

Родителям рекомендуется:

Поговорите с ребёнком о характерных признаках осени: день становится короче, погода холоднее, люди одеваются теплее, пропадают насекомые, птицы готовятся к отлёту, дети идут в школу.

Вспомните осенние месяцы: напомните ребёнку о том, что бывает начало осени (ранняя осень), середина осени (золотая осень), конец осени (поздняя осень, предзимье).

Пусть малыш расскажет об изменениях в природе: листья желтеют, краснеют и опадают, трава вянет, на небе появляются тучи. Дождь моросит, барабанит по крышам, льёт, как из ведра, лупит по лужам, стекает по стёклам. На улице сыро, грязно, слякотно, неуютно, неприятно.

Спросите у ребёнка, чем отличается ранняя осень от поздней осени. (Ранней осенью краснеют и желтеют листья, желтеет трава, птицы собираются в тёплые края. Поздней осенью листья опали, деревья стоят голые, часто идёт дождь, ночью замерзают лужи, день становится коротким, птицы улетели на юг).

Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями:  осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, одежда, зонт.

Словами – признаками: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие.

Погода бывает: хмурая, пасмурная, сырая, дождливая, солнечная, ясная, ветреная, холодная.

День: неласковый, хмурый, ветреный, пасмурный, ясный, солнечный, дождливый. 

Небо: серое, безоблачное, хмурое, низкое, затянутое тучами. 

Облака – лёгкие, тяжёлые, свинцовые.

Ветер – осенний, резкий, холодный. 

Солнце – нежаркое, редкое, ласковое. 

Дождь – косой, проливной, моросящий. 

Листья – красные, жёлтые, оранжевые, коричневые, бурые, сухие.

Словами – действиями: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

Поиграйте в игры:

«Где растет?» (Практическое употребление в речи предлога «в»).

Береза растет в лесу. Рябина растет в лесу. Дуб растет в лесу. Клен растет в лесу. Липа растет в лесу.

Огурец растет в огороде. Помидор растет в огороде. Тыква растет в огороде. Кабачок растет в огороде.

Яблоко растет в саду. Груша растет в саду. Слива растет в саду. Абрикос растет в саду.

«Ответь правильно» (Практическое употребление в речи предлога «на»).

Инструкция: — Где растут веточки? (Веточки растут на дереве.) Где растут листочки? (Листочки растут на веточке.) Где растут деревья? (Деревья растут на земле.) Где сидят птички? (Птички сидят на веточке.) Где сидят жучки? (Жучки сидят на листочке.)

«Назови много» (Образование множественного числа существительных).

дерево – деревья – много деревьев;

куст – кусты – много кустов;

облако – облака – много облаков;

туча – тучи – много туч;

лист – листья – много листьев;

ягода – ягоды - много ягод;

дождь – дожди - много дождей;

«Скажи с заданным словом». 

Небо (какое?) — осеннее

ветер (какой?) — осенний

аллея (какая?) — осенняя

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цве­ты, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

«Что около?» (Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около).

Дуб около елки.

Липа около березы и т.д.

«Угадай слово» (Образование антонимов. Взрослый просит ребёнка закончить предложение, а затем повторить его полностью).

Дуб большой, а рябина...

Сосна высокая, а куст...

Дорога широкая, а тропинка...

«Что это?» (Ребёнок должен закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью).

Береза, осина, дуб — это... (деревья).

Сирень, орешник, шиповник — это... (кусты).

Огурец, помидор, морковь, лук – это …(овощи).

Яблоко, груша, апельсин, абрикос – это … (фрукты).

«Скажи наоборот»

Летом погода тёплая, а осенью… (прохладная, холодная).

Летом грибов мало, а осенью… (много).

Летом солнце светит сильно, а осенью слабо.

Небо летом голубое, высокое, а осенью серое, низкое.

Летом деревья стоят одетые, а осенью голые.

Летом день длиннее, а осенью короче.

Осенний ветер холодный, а летний – тёплый.  

 

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [а], [о], [у], [ы] И  БУКВЫ «А», «О», «У», «Ы»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ  - поются, тянутся, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

а) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук «о», «а», «у», «ы»:

А, У, О, И, У, Э, О, У, Ы, А, О, И, У, О, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, У, А.

ОМ, УМ, УП, АП, ОХ, УХ, АХ, МА, МО, МУ, НА, НО, НУ…

ОСЕНЬ, ЗОНТ,  УЖ, КАНТ, ГНОМ, СТУЛ, СТУК, СТОГ, ЗВАЛ…

 б) Я « произнесу» три звука беззвучно только губами, а ты произнеси их вслух.

АУО, УОО, ААУ, ОУО, УОУ, ООУ, АОА.

 

Математические игры:

Сравните различные предметы домашнего обихода по высоте, используя слова «выше-ниже».

Найдите среди предметов домашнего обихода предметы, различные по количеству (один-много-ни одного).

 Поиграйте в игру «Сыщики»: поищите среди предметов домашнего обихода предметы треугольной формы.

 

Почитайте с детьми:

В Бианки «Прячутся»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»

 

Для занятий дома вы можете воспользоваться вспомогательными материалами, пройдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/kcS4MjZyMZInlw

10.11.2025 – 14.11.2024     Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Родителям рекомендуется:

Рассмотрите картинки с изображениями домашних животных и их детенышей. Пусть ребёнок показывает и называет их.

Побеседуйте с детьми о том, чем кормят домашних животных, в каких жилищах они живут, о ком заботятся конюх, свинарка, доярка, скотник.

Расскажите детям о том, какую пользу приносят домашние животные:

- собака и пес охраняют дом;

- кошка и кот ловят мышей;

- корова дает молоко и мясо, а бык только мясо;

- лошадь и конь перевозят грузы и людей, помогают человеку в полевых работах, участвуют в развлекательных представлениях;

- свинья и хряк дают мясо;

- овца и баран дают шерсть и мясо;

- крольчиха и кролик дают мех и мясо;

- коза дает шерсть, мясо и молоко, а козел только шерсть и мясо.

Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями: овца, баран, ягнёнок, ягнята, лошадь, конь, жеребенок, жеребята, корова, бык, теленок, телята, поросенок, поросята, свинья, кабан, коза, козел, козлята, козленок, пес, собака, щенок, щенята, кот, котенок, котята, кошка, кролик, крольчиха, крольчонок, свинарник, коровник, конюшня, будка, конура; туловище, брюхо, голова, морда, шея, хвост, копыта, рога, лапы, ноги, когти, зубы; пастух, доярка, свинарка, телятница, стадо, табун, отара, конюх; 

Словами – признаками: полезные, домашние, пушистые, преданный, ласковая, рогатый, игривый,  мягкий, сильный, быстрый, добрый, злой, глупый, умный, заботливый, кошачий, собачий, коровий, козий, лошадиный, овечий, кроличий, свиной, полезный, гладкий, свирепый, злобный, упрямый; 

Словами – действиями: бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить  ловить, мяукать, лаять, мычать, ржать, хрюкать, жевать, блеять, щипать (травку), рычит, мурлычет, грызет, жует, бодает, лакает, ухаживает, кормит;

Словами – наречиями: быстро, ловко, опасно, трудно, легко, холодно, страшно, впереди, позади, медленно, лениво, красиво, холодно, глубоко, далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко.

Поиграйте в игры:

«Назови семью»

папа — конь,     мама - лошадь,  детеныш (и) — жеребенок (жеребята);

папа — бык,      мама - корова,   детеныш (и) — теленок (телята);

папа — кот,       мама - кошка,    детеныш (и) — котенок (котята);

папа — пес,       мама - собака,   детеныш (и) — щенок (щенята);

папа — хряк,     мама - свинья,   детеныш (и) — поросенок (поросята);

папа — баран,   мама - овца,      детеныш (и) — ягненок (ягнята);

папа — козел,   мама - коза,       детеныш (и) — козленок (козлята);

«Назови ласково»

Назови ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного.

Кот - котик, кошка - кошечка, котенок - котеночек.

Пес -  ..., собака - ..., щенок - ....Бык - ..., корова - ..., теленок - ....

Козел - ..., коза - ..., козленок - ....Баран - ..., овца - ..., ягненок - ..

«Чей хвост, чья голова, чье туловище, чьи уши?»

Хвост (чей?) – кошачий, собачий, лошадиный, козий.

Голова (чья?) – кошачья, собачья, лошадиная, козья.

Туловище (чье?) – кошачье, собачье, лошадиное, козье.

Уши (чьи?) – кошачьи, собачьи, лошадиные, козьи.

«У кого?»

У кого копыта? – у коровы, у козы, у свиньи, у лошади, у овцы;

У кого когти? – у кошки, у собаки, у кролика;

У кого рога? – у коровы, у быка, у козы, у козла, у барана;

У кого вымя? -  у коровы, у козы;

У кого пятачок? – у свиньи, у хряка, у поросенка;

У кого грива? – у лошади, у коня, у жеребенка.

«Кто как голос подает?»

Корова – мычит;

Кошка – мяучит;

Собака – лает;

Овца – блеет;

Лошадь – ржет;

Свинья – хрюкает.

Комплекс упражнений «У кого кто?», «Назови ласково», «Много»

У коровы – теленок, теленочек, телята;

У козы – козленок, козленочек, козлята;

У овцы – ягненок, ягненочек, ягнята;

У свинья – поросенок, поросеночек, поросята;

У лошади – жеребенок, жеребеночек, жеребята;

«Кто где живет?»

Собака живет в …. (конуре);

Свинья живет в…. (свинарнике);

Корова живет в … (коровнике);

Лошадь живет в … (конюшне);

Овца живет в …(хлеву);

Коза живет в …(сарае).

«Посчитай до 5»

Один игривый щенок; 2,3,4 игривых щенка; 5 игривых щенков.

Пушистый котенок…

Рогатая коза…

Сердитый пес…

«Договори и повтори»

Котенок лакает, а котята ... (лакаЮт);

Теленок мычит, а телята ... (мычАт);

Щенок бежит, а щенки ... (бегУт);

Козленок скачет, а козлята ... (скачУт);

Поросенок хрюкает, а поросята ... (хрюкаЮт);

Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгаЮт);

Ягненок жует, а ягнята ... (жуЮт).

«Кто хозяин?» 
Морда у ЛОШАДИ чья? - лошадиная (хвост, грива, ноги, зубы, шкура);
КОРОВА (рога, морда, хвост, копыта, язык);

СОБАКА (шерсть, нос, хвост, лапы, лай, ошейник);

КОШКА (морда, когти, повадки, хвост, глаз, шерсть);

ОВЦА (шерсть, копыта, голос, голова).

 

ЗВУК [э] И  БУКВА «Э»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Э» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком. При произнесении Э, губы раскрыты полукругом, язык за нижними зубками.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

а) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук [э]:

А, У, Э, И, У, Э, О, У, Ы, Э, Ы, И, У, О, Ы, Э, Ы, У, А, Э, И, О, У, Э.

ЭМ, ИМ, УП, АП, ЭХ, УХ, АХ, МЫ, МЭ, МУ, НА, НЭ, НУ…

ЭСКИМО, МЫЛО, ЭХО, МЫШЬ, ЭТАЖ, ОСА, ЭКРАН, СЫР…

 б) Я « произнесу» три звука беззвучно только губами, а ты произнеси их вслух.

АЭО, УЭО, ЭАУ, ЭУЭ, УЭУ, ИОУ, АИА.

 

Математические игры:

Число и цифра 4. Сравнение предметов по разным параметрам величины (длина, ширина, толщина, высота). Время года ОСЕНЬ, осенние месяцы

Сравните различные предметы домашнего обихода по ВЕЛИЧИНЕ (длине, толщине, высоте, ширине).

Повторите названия осенних месяцев

 

Почитайте с детьми:

Е. Чарушин «Что за зверь?»

Г. Остер «Котенок по имени Гав».

Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».

Братья Гримм «Бременские музыканты».

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

К. Паустовский «Кот-ворюга».

В. Сутеев «Капризная кошка» (из книги «Сказки и картинки»).

 

Для занятий дома вы можете воспользоваться вспомогательными материалами, пройдя по ссылке: https://yadi.sk/d/v-TNFOHhivrO7g

05.11.2025 – 07.11.2025  Тема: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Родителям рекомендуется:

Расскажите детям о перелетных птицах.

В природе существует большое разнообразие птиц. Где бы вы ни гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду вы встретите птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Перелетные птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.

Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?

Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.

Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно - лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед - до рыбешек птицам не добраться.

Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями:  грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля; 

Словами – признаками: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий, водоплавающие, проворный, голосистый, птичий, соловьиный, журавлиный, лебединый, утиный, гусиный;

Словами – действиями:  улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.;

Словами – наречиями:  вперевалочку, гуськом, неспешно, наперегонки, голосисто, громко, звонко, тоненько, поутру.

Поиграйте в игры:

«Добавь слово»

У человека квартира, а у птицы … (гнездо).

У зверей шерсть, а у птицы … (перья).

У человека нос, а у птицы … (клюв).

У человека руки, а у птицы … (крылья).

У человека ноги, а у птицы … (лапки).

У человека ребенок, а у птицы … (птенец).

«Назови птенцов»

Грач – грачонок – грачата;

Аист – аистёнок – аистята;

Журавль – журавлёнок – журавлята;

Кукушка – кукушонок – кукушата;

Скворец – скворчонок – скворчата;

Утка – утенок – утята;

Гусь – гусёнок – гусята.

«Назови ласково»

крыло – крылышко             крылья – крылышки            

птенец – птенчик                       птенцы - птенчики

перо – пёрышко                  перья - пёрышки 

голова – головка                 головы - головки

шея – шейка                   шеи – шейки

нога – ножка                  ноги – ножки                          

лапа – лапка                        лапы – лапки                       

клюв – клювик                   клювы - клювики

глаз – глазик                       глаза – глазки,                     

хвост – хвостик                  хвосты - хвостики     

гнездо – гнёздышко            гнёзда - гнёздышки

«Какая птица» (подбор прилагательных)

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая);

Аист какой?-…(белый, большой, красивый);

Грач какой?-…(чёрный, крупный);

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая);

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный);

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый);

Соловей какой?-…(маленький, голосистый);

«Кто как голос подает?»

Соловей (поёт);

Ласточка… (щебечет);

Гусь … (гогочет);

Журавль… (курлычет);

Кукушка… (кукует);

Утка (крякает);

Птенцы – пищат.

«Из двух - одно» (образование сложных прилагательных)

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – (длинноногая).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв –  (красноклювый).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки длинный хвост. Она... (длиннохвостая).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у гуся  длинная шея. Значит, какой гусь?  (длинношеей).

Если у утки  плоский клюв. Она какая? (плоскоклювая).

Если у утки лапы с перепонками. Значит они.... (перепончатые).

«Сравни и назови по образцу»

Красивый — красивее,             мягкий — мягче,

твердый — тверже,                 длинный — длиннее,

корокий — короче,                 добрый — добрее,

злой — злее,                          сильный — сильнее,

слабый — слабее,                  высокий — выше,

низкий — ниже,                      толстый — толще,

тонкий — тоньше.

«Посчитай до 5»

Один пушистый утёнок; 2,3,4 пушистых утенка; 5 пушистых утят.

Белый лебедь…

Голосистый соловей…

Хитрая кукушка…

«Кто о ком заботится?»

Аист заботится об…  (аистятах).

Грач заботится о … (грачатах).

Журавль заботится о … (журавлятах).

Лебедь заботится о … (лебедятах).

Чиж заботится о … (чижатах).

Соловей заботится о … (соловьятах).

Дрозд заботится о … (дроздятах).

Утка заботится об … (утятах).

Скворец заботится о … (скворчатах).

Гусь заботится о … (гусятах).

«Чье перо?» 
Попросите ребенка ответить, чье это перо.

Прочтите рифмовку: Я начну, а ты скажи, Мне словечко подскажи.

Перо утки. Чье? — ... (утиное) перо.

Перо журавля. Чье? — ... (журавлиное) перо.

Перо лебедя. Чье? — ... (лебединое) перо.

Перо гуся. Чье? — ... (гусиное) перо.

 

ЗВУК [ы] И  БУКВА «Ы»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Ы» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком. При произнесении Ы, губы раскрыты полукругом, язык за нижними зубками.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

а) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук [и]:

А, У, Ы, И, У, Ы, О, У, Ы, А, Ы, И, У, О, Ы, Э, Ы, У, А, Ы, И, О, У, Ы.

ЫМ, ИМ, УП, АП, ЫХ, УХ, АХ, МЫ, МИ, МУ, НА, НЫ, НУ…

УСЫ, МЫЛО, РЫБА, МЫШЬ, ШАРЫ, ОСЫ, РЫСЬ, СЫР…

 б) Я « произнесу» три звука беззвучно только губами, а ты произнеси их вслух.

АЫО, УЫО, ЫАУ, ЫУЫ, УЫУ, ИОУ, АИА.

 

Почитайте с детьми:

А. Майков «Ласточка»

А. Плещеев «Сельская песенка»

В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи»

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

В. Снегир?в «Ласточка», «Скворец»

В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук»

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

Е. Чарушин «Журавль»

К. Ушинский «Ласточка»

Л. Толстой «Воробей и ласточки», «Лебеди»

Н. Сладков «Новый голосок»

В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

 

Для занятий дома вы можете воспользоваться вспомогательными материалами, пройдя по ссылке: https://yadi.sk/d/cuek73-ItnC7pw

27.10.2025 – 31.10.2025  Тема: «ОБУВЬ»

Родителям рекомендуется:

Рассмотрите с ребенком его обувь и обувь членов семьи. Обратите внимание на материалы, из которых она изготовлена, качество, отличительные признаки, детали обуви, застежки.

Расскажите ребенку о назначении обуви в зависимости от погоды и времени года.

Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдайте за тем, во что обуты люди осенью.

Расскажите ему о том, что обувь требует ухода и бережного обращения, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы; в качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.

Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями: обувь, ботинки, туфли, сапоги, тапки, валенки, сандалии, каблук, подошва, шнурок, язычок, носок, пятка, задник, застёжка, ремешок; 

Словами – признаками: красивая, новая, старая, нарядная, осенняя, зимняя, летняя, детская, взрослая, мужская, женская, испачканная, повседневная, нарядная, домашняя, тёплая, модная, маленькая, детская, взрослая, поношенная, грязная, чистая, рваная, мужская, женская, кожаная, замшевая, войлочная;

Словами – действиями: обувать, снимать, застегнуть, расстегнуть, пачкать, ухаживать, покупать, чистить, сушить, покупать, носить, ремонтировать, зашивать, дарить, модничать, выбирать, прятать;

Словами-наречиями: красиво, мягко, модно, чисто, грязно, сухо, мокро, аккуратно, мало, велико.

Поиграйте в игры:

«Какая? Какое?  Какие?» (Подбор прилагательных к существительным).

Обувь (какая?) - теплая, нарядная, кожаная, повседневная, удобная;

Ботинки (какие?) - тёплые, зимние, синие, высокие;

Туфли (какие?)  - яркие, красные, нарядные, модные и т.д.

«Обувь – пара обуви» (Образование родительного падежа существительных в сочетании с существительным «пара»).

Ботинки – пара ботинок  

Сапоги – пара сапог

Туфли – пара туфель и т.д.

«Скажи наоборот» (Усвоение антонимов).

большой - маленький, детский - взрослый, высокий-низкий, чистый -  грязный, сухой - мокрый и т.д.

«Чьи вещи?» (Усвоение притяжательных прилагательных).

Туфли сестры (чьи?) - сестрины.

Сапоги тёти (чьи?) - тётины.

Ботинки Вовы (чьи?) - Вовины

Кроссовки Ани (чьи?) – Анины и т.д.

«Измени по образцу» (Образование относительных прилагательных).

Ботинки из кожи – кожаные ботинки.

Кроссовки из ткани - ...

Валенки из шерсти - ...

Сапоги из замши - …

Дидактическая игра «Магазин» (Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).

Покупатель: Что у вас есть для осени?

Продавец: Осенние сапоги, осенние ботинки, ... .

Покупатель: Что у вас есть из кожи?

Продавец: Кожаные туфли, кожаные сапоги, ...

Покупатель: Что у вас есть из шерсти (шерстяные валенки)? резины?

Дидактическая игра «Узнай материал на ощупь» (Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет).

«Назови ласково» (Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных).

туфли — туфельки,

тапки — тапочки,

ботинки — ботиночки,

сапоги — сапожки…. И т.д.

«Сравни» (Упражнять в сравнении предметов по существенным признакам).

У ботинка есть застёжка и у сандалика есть застёжка.

У ботинка есть каблук, а у сандалика нет каблука.

У ботинка есть пятка, а у сандалика нет пятки.

У ботинка есть голенище, а у сандалика нет голенища.

Ботинки кожаные и сандалики кожаные.

Ботинки закрытые, а сандалики открытые.

Ботинки тёплые, зимние, а сандалики лёгкие, летние.

 

ЗВУК [и] И  БУКВА «И»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «и» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком. При произнесении И, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

а) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук [и]:

А, У, О, И, У, Э, О, У, Ы, А, О, И, У, О, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, У, А.

ОМ, ИМ, УП, АП, ИХ, УХ, АХ, МА, МИ, МУ, НА, НИ, НУ…

ИГОЛКА, ЗОНТ,  ОЧКИ, КОТ, КИТ, СТУЛ, ИЗБА, НИЗ, ЗВОНОК…

 б) Я « произнесу» три звука беззвучно только губами, а ты произнеси их вслух.

АИО, УИО, ИАУ, ИУИ, УИУ, ИОУ, АИА.

 

Математические игры:

Число и цифра 2. Сравнение предметов по толщине. Сравнение осени и лета.

Сравните различные предметы домашнего обихода по ДВУМ признакам (форма-цвет, цвет-величина).

Найдите среди предметов домашнего парные предметы (обувь, носки, перчатки). Закрепите понятие «пара» - два одинаковых предмета, которые используются вместе.

Сравните обувь, которые мы носим летом и осенью. Закрепите взаимосвязь сезонных явлений и изменений в одежде людей.

Повторите названия осенних месяцев

 

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ 

Пальчиковая гимнастика

«Сколько обуви у нас»

Посчитаем в первый раз,    (Попеременно ударяют по столу и хлопают в ладоши).

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки    (На каждое название обуви загибают пальчики, начиная        с больших, одновременно на обеих руках)

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

 

Почитайте с детьми:

С. Прокофьева «Сказка про башмачки»  

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

А.Н. Толстой «Прожорливый башмак»

 

Для занятий дома вы можете воспользоваться вспомогательными материалами, пройдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/abpF5nBayZhyiA

20.10.2025 – 24.10.2025  Тема: «ОДЕЖДА ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Родителям рекомендуется:

Рассмотрите с ребенком его одежду и одежду членов семьи. Обратите внимание на материалы, из которых она изготовлена, качество, отличительные признаки.

Расскажите ребенку о назначении одежды и головных уборов в зависимости от погоды и времени года.

Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдайте за тем, как одеты люди осенью, какие аксессуары используют (дождевик, зонт).

Расскажите ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы; в качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.

Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями:  одежда, брюки, рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет, головные уборы, панама, шляпа, косынка, платок, шаль.

Словами – признаками: красивая, новая, старая, нарядная, демисезонная, весенняя, зимняя, осенняя, летняя, детская, взрослая, мужская, женская, испачканная, постиранная, выглаженная, сшитая, повседневная, домашняя, головной, красивая, тёплая, модная, маленькая, детская, взрослая, поношенная, грязная, чистая, рваная, мужская, женская, меховая, кожаные, льняная, нарядная.

Словами – действиями: одеть, надеть, снять, застегнуть, расстегнуть, постирать, гладить, пачкать, ухаживать, покупать, наряжаться, штопать, выворачивать, зашивать, чистить, вешать, снимать, покупать, носить, стирать, чинить, мыть, ремонтировать, зашивать, дарить, модничать, выбирать, прятать, вешать.

Поиграйте в игры:

«Какая? Какое?  Какие?» (Подбор прилагательных к существительным).

Кофта (какая?) - вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная;

Пальто (какое?) - тёплое, зимнее, синее, длинное;

Шапка  - меховая, вязаная, зимняя и т.д.

Игровое упражнение  «Один - много»

Рубашка – рубашки  

Платье – платья

Футболка – футболки и т.д.

«Скажи наоборот» (Усвоение антонимов).

большой - маленький, детский - взрослый, короткий - длинный, чистый -  грязный, сухой - мокрый и т.д.

«Виталик и Лена делали всё наоборот» (слова -  антонимы).

Виталик расстегнул куртку – Лена застегнула;

Виталик снял шапку – Лена надела;

Виталик оделся – лена разделась и т. д.

«Для кого одежда?» (Усвоение словаря по теме. Различие одежды для мальчика и девочки. Практическое употребление в речи предлога  «для»).

Взрослый  показывает детям различные предметы одежды и спрашивает: «Для кого эта одежда - для мальчика или для девочки?» Ребёнок отвечает: «Платье для девочки» или «Брюки для мальчика», «Юбка для девочки», «Шорты для мальчика» и т. д.

«Куда наденем?» (Практическое употребление в речи предлога «на»).

Рукавицы наденем на... (руки).

Шарф наденем на... (шею).

Шапку наденем на... (голову).

Сапожки наденем на... (ножки).

Перчатки наденем на... (руки).

Носки наденем на... (ножки).

Кепку наденем на... (голову).

«Чьи вещи?» (Употребление в речи притяжательных прилагательных).

Сарафан сестры (чей?) - сестрин.

Пальто тёти (чьё?) - тётино.

Шорты Вовы (чьи?) - Вовины

Футболка Ани (чья?) – Анина и т.д.

«Закончи предложение»

Шапку надеваем на...

Носки надеваем на...

Рукавицы надеваем на...

Перчатки надеваем на...

Кепку надеваем на...

«Измени по образцу»

Юбка из шерсти - шерстяная юбка.

Халат из ситца - ...

Платье из шелка - ...

Рубашка из фланели - …

«Магазин» (Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).

Покупатель: Что у вас есть из меха?

Продавец: Меховая шуба, меховые рукавицы, ... .

Покупатель: Что у вас есть из кожи?

Продавец: Кожаные перчатки, кожаные сапоги, ...

Покупатель: Что у вас есть из шерсти? шелка?

«Узнай материал на ощупь» (Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет.)

 

ЗВУК [о] И  БУКВА «О»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «о» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

а) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук «о»:

А, У, О, И, У, Э, О, У, Ы, А, О, И, У, О, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, У, А.

ОМ, УМ, УП, АП, ОХ, УХ, АХ, МА, МО, МУ, НА, НО, НУ…

ОСЕНЬ, ЗОНТ,  УЖ, КАНТ, ГНОМ, СТУЛ, СТУК, СТОГ, ЗВАЛ…

 б) Я « произнесу» три звука беззвучно только губами, а ты произнеси их вслух.

АУО, УОО, ААУ, ОУО, УОУ, ООУ, АОА.

 

Математические игры:

Число и цифра 2. Сравнение предметов по толщине. Сравнение осени и лета.

Сравните различные предметы домашнего обихода по толщине.

Найдите среди предметов домашнего парные предметы (обувь, носки, перчатки). Закрепите понятие «пара» - два одинаковых предмета, которые используются вместе.

Сравните одежду и головные уборы, которые мы носим летом и осенью. Закрепите взаимосвязь сезонных явлений и изменений в одежде людей.

Почитайте с детьми:

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

З. Александрова «Сарафанчик»

С. Михалков «А что у вас?»

Н. Носов «Живая шляпа», «Заплатка»

Бр. Гримм «Храбрый портняжка»

С. Маршак «Вот какой рассеяный»

 

Для занятий дома вы можете воспользоваться вспомогательными материалами, пройдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/vsDui3s1z6i6Xg

13.10.2025 – 17.10.2025 Тема: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ»

Родителям рекомендуется:

Посетите парк города, понаблюдайте за наиболее распространенными в нашей местности деревьями (береза, клен, дуб, тополь, рябина, осина, ясень, ива, сосна, ель).

Расскажите о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья. Обратите внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев, различные плоды деревьев. Научите по листьям и стволу определять название дерева.

Понаблюдайте с ребенком за листопадом.

Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, одежда, зонт.

Словами – признаками: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие.

Словами – действиями: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

Поиграйте в игры:

«Где растут деревья?» (Практическое употребление в речи предлога «в». Используются картинки с изображением данных деревьев и картинка с изображением леса. Предлог подчеркивается артикуляцией и голосом).

Береза растет в лесу. Рябина растет в лесу. Дуб растет в лесу. Клен растет в лесу. Липа растет в лесу.

«Ответь правильно» (Практическое употребление в речи предлога «на»)

Инструкция: — Где растут веточки? (Веточки растут на дереве.) Где растут листочки? (Листочки растут на веточке.) Где растут деревья? (Деревья растут на земле.) Где сидят птички? (Птички сидят на веточке.) Где сидят жучки? (Жучки сидят на листочке.)

«Назови много» (Образование множественного числа существительных.

Оборудование: лист, ветка, корень, картинки деревьев. Взрослый произносит предложение, ребёнок договаривает последнее слово и повторяет по возможности все предложение)

У меня лист, а на дереве... (листья).

У меня ветка, а на дереве... (ветки).

У меня дерево, а в лесу... (деревья).

У меня корень, а у деревьев... (корни).

У меня ствол, а у деревьев... (стволы).

У меня береза, а в лесу... (березы).

У меня елка, а в лесу... (елки). И так далее.

«Соберем гербарий» (Образование относительных прилагательных)

Сорву с дуба - дубовый лист.

Сорву с клена - кленовый лист.

Сорву с березы -  березовый лист и т.д.

«Что около?» (Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом «около»)

Дуб около елки.

Липа около березы и т.д.

«Угадай слово» (Образование антонимов. Взрослый просит ребёнка закончить предложение, а затем повторить его полностью)

Дуб большой, а рябина...

Сосна высокая, а куст...

Дорога широкая, а тропинка...

«Что это?» (Ребёнок должен закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.)

Береза, осина, дуб — это... (деревья).

Сирень, орешник, шиповник — это... (кусты).

«Скажи наоборот»

У сосны иглы длинные, а у ели __________

У клёна листья большие, а у берёзы __________

У дуба ствол толстый, а у берёзы __________

У берёзы ствол светлый, а у клёна __________

 

ЗВУК [о] И  БУКВА «О»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «о» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

а) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук «о»:

А, У, О, И, У, Э, О, У, Ы, А, О, И, У, О, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, У, А.

ОМ, УМ, УП, АП, ОХ, УХ, АХ, МА, МО, МУ, НА, НО, НУ…

ОСЕНЬ, ЗОНТ,  УЖ, КАНТ, ГНОМ, СТУЛ, СТУК, СТОГ, ЗВАЛ…

 б) Я « произнесу» три звука беззвучно только губами, а ты произнеси их вслух.

АУО, УОО, ААУ, ОУО, УОУ, ООУ, АОА.

Математические игры:

Сравните различные предметы домашнего обихода по высоте, используя слова «выше-ниже».

Найдите среди предметов домашнего обихода предметы, различные по количеству (один-много-ни одного).

Поиграйте в игру «Сыщики»: поищите среди предметов домашнего обихода предметы треугольной формы.

Почитайте с детьми:

В Бианки «Прячутся»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»

Для занятий дома вы можете воспользоваться вспомогательными материалами, пройдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/kcS4MjZyMZInlw

06.10.2025 – 10.10.2025 Тема: «ГРИБЫ и ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ ДАРЫ ЛЕСА»

Родителям рекомендуется:

Рассмотрите с ребёнком иллюстрации и картинки с изображением леса, грибов и ягод.

Побеседуйте о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.

Повторите обобщающие слова «грибы», «ягоды».

Вспомните вместе с ребёнком о том, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными.

Побеседуйте с ребёнком о том, какие блюда можно приготовить из грибов и ягод.

Напомните ребенку, что гриб - это растение, но растение особенное. Нет у него ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Размножаются грибы спорами. Споры - это крошечные частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры высыпаются на землю, их подхватывает ветер и разносит по лесу или лугу. Из спор вырастают новые молодые грибочки.

Расскажите ребенку, что опытные грибники выходят на « тихую охоту» ранним утром, а не в знойный полдень или вечером, потому, что:

На зорьке росистой

Гриб крепкий, душистый,

А в знойный день - как гнилой пень.

Такую поговорку сложил народ.

Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями:- белый гриб, груздь, дождевик, лисичка, масленок, маховик, опенок, подберезовик, подосиновик, рыжик, сыроежка, шампиньон, бледная поганка, мухомор, ложный опенок, ножка, шляпка;

                                 - ягоды, малина, ежевика, смородина, крыжовник, облепиха, голубика, земляника, брусника, клюква, черника, калина, рябина;

Словами – признаками: съедобный, несъедобный, крепкий, душистый, вкусный, лесной, ягодный, садовая, красная, зелёная, желтая, синяя, черная, крупная, мелкая, гладкая, сладкая, кислая, зрелая, сочная, ароматная, полезная, съедобная, клубничная, земляничная, брусничная, кисло-сладкая, ярко-красная, черничное;

Словами – действиями: расти, показываться, собирать, срезать, класть в корзину, солить, сушить, мариновать, жарить, вырастить, сорвать, сажать, созревать, цвести, собирать, мыть, варить, ухаживать, поливать, лечить, лакомиться, любоваться .

Поиграйте в игры:

«Весёлый повар» (Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребёнку мяч; ребёнок называет то же блюдо, употребив прилагательное, и возвращает вам мяч)

Варенье из малины. – Малиновое варенье.

Варенье из земляники. – Земляничное варенье.

Варенье из черники. – Черничное варенье.

Варенье из брусники. – Брусничное варенье.

Компот из земляники. – Земляничный компот.

Компот из черники. – Черничный компот.

Компот из брусники. – Брусничный компот.

Повидло из земляники. – Земляничное повидло.

Повидло из брусники. – Брусничное повидло.

Повидло из ежевики. – Ежевичное повидло.

Пюре из клюквы. – Клюквенное пюре.

Суп из грибов. – Грибной суп.

Начинка из грибов — грибная начинка.

Пирог с грибами — грибной пирог.

«Один — много» (образование множественного числа существительныхв родительном падеже)

один мухомор — много мухоморов,

одна малина — много…,

одна брусника — много…,

один подберёзовик — много … и т.д.

«Где спрятался грибок» (отработка предлогов)

Лисички под листочком, боровик за пеньком, опята около бревна…… и т.д.

«Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

гриб — грибок, грибочек,

ягода —…,

мухомор -…,

подберёзовик - …

(земляника, брусника, клюква, смородина, рябина, голубика, крыжовник, кустарник, поляна и т.д.)

«Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две)

одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек;

один мухомор, два мухомора, пять мухоморов;

одна земляника, две земляники, пять земляник.

«Четвёртый лишний» (объяснить, почему предмет лишний).

Белый гриб, волнушка, клюква, опята.

Черника, ежевика, мухомор, малина.

Подберёзовик, поганка, опята, подосиновик.

Малина, ежевика, клюква, волчья ягода.

«Чего нет?» (словообразование существительных в родительном падеже единственном числе)

Мухомор – нет мухомора

Подберёзовик – …

Земляника - …

Поганка - … и т.д.

«Подбирай, называй, запоминай» (упражнять в подборе слов-действий)

Ягоды на веточках (что делают?) – растут, зреют, поспевают, наливаются соком, созревают…

Ягоды с веточек - ……

Люди в лесу ягоды - ….

В корзину ягоды - ….

Из ягод сок - ……

В стакан сок - …..

Варенье (повидло джем) из ягод - ….

«Помоги Незнайке» (упражнять детей в использование в речи предлогов)

Ягоды рябины растут….дереве. (на)

Ягоды крыжовника падают …. куста. (с)

Ягоды клубники сорвали …. веточки. (с)

Ягоды ежевики выложили … корзины. (из)

Кустики черники искали … траве. (в)

Ягоды смородины выглядывали … листиков. (из под)

Подберезовик растет ... березой. (под)

Лена положила гриб ... корзину. (в)

Опята растут ... пеньке. (на)

Шляпка гриба показалась ... листочков. (из под)

 

ЗВУК [и] И  БУКВА «И»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

ЗВУК «и» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком. При произнесении И, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

а) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук [и]:

А, У, О, И, У, Э, О, У, Ы, А, О, И, У, О, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, У, А.

ОМ, ИМ, УП, АП, ИХ, УХ, АХ, МА, МИ, МУ, НА, НИ, НУ…

ИГОЛКА, ЗОНТ,  ОЧКИ, КОТ, КИТ, СТУЛ, ИЗБА, НИЗ, ЗВОНОК…

 б) Я « произнесу» три звука беззвучно только губами, а ты произнеси их вслух.

АИО, УИО, ИАУ, ИУИ, УИУ, ИОУ, АИА.

 

Математические игры:

Число и цифра 1

Сравните различные предметы домашнего обихода по длине и ширине.

Найдите среди предметов домашнего обихода предметы, различные по количеству (один-много-ни одного).

 

Почитайте детям:

В. И. Даль «Война грибов с ягодами»

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Т.А.Шорыгина «Туесок брусники»,  «Голубая ягодка»,  «В лес за земляникой», «Клубника румянится»

 

Для занятий дома вы можете воспользоваться вспомогательными материалами, пройдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/BSjLD3WmshSeRQ

 

30.09.2024 – 04.10.2024 Тема: «ОВОЩИ. ОГОРОД»

Родителям рекомендуется:

Рассмотрите дома с ребёнком натуральные овощи и объясните, что всё это можно назвать одним словом «овощи».

Повторите с ребенком названия овощей. Обратите внимание на цвет, форму, вкус и аромат овощей.

Овощи растут в огороде на грядках. Овощи могут расти на кустах (огурец, помидор), на земле (капуста), в земле (морковь, свёкла, репа, картофель, редис). Овощи, растущие в земле называются КОРНЕПЛОДЫ.

За овощами в огороде ухаживают: пропалывают, удобряют, поливают.

Из овощей готовят суп (щи, борщ, рассольник), салат, винегрет, соки, запеканки. Овощи солят, маринуют, сушат на зиму.

Овощи полезны, в них много витаминов. Приготовьте с ребенком простое блюдо из овощей, покажите заготовки на зиму.

Побеседуйте с ребёнком о труде взрослых осенью:

Что делает человек с приходом осени?

Какие орудия труда необходимы человеку для работы в саду, в огороде?

Как заготавливают фрукты и овощи на зиму?

Что будет, если люди осенью не станут трудиться в садах и огородах?

Подготовьте несколько овощей c разным вкусом:

РАСCMOTPИTE: кожуру, мякоть, семена, головки чеснока и лука, кочан капусты.

УCЛЫШЬTE: хруст, делая укус, или звук ножа, разрезающего овощ.

ПOПPOБУЙTE: мякоть разных сортов, их сок.

ПOЧУBCTBУЙTE ЗAПAX: огурцы (свежий аромат), лук и чеснок (острый запах).

ПOTPOГAЙTE различные части фрукта: гладкий, липкий, влажный, твёpдый, мягкий Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями:  овощи, огород, огородник, труженик, земледелец, грядка, рассада, семена, теплица, удобрение, инвентарь, вредители, земля, посадка, полив, уход, урожай, капуста, свёкла, картофель, огурец, кабачок, тыква, морковь, чеснок, репа, помидор (томат),петрушка, укроп, зелень, фасоль, горох, ботва, стебель, корни, плоды, корнеплоды, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик; 

Словами – признаками: мелкий крупный, овощной, зрелый, пузатый, высокий, низкий, колючий, хрустящий, рассыпчатый, червивый, зеленый, желтый, красный, чёрно-синий, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, шершавый, созревший, душистый, ароматный, сочный;

Словами – действиями: работать, сажать, сеять, рыхлить, удобрять, поливать, выращивать, копать, рыхлить, полоть, собирать, срывать, выкапывать, выдергивать, заготавливать, консервировать, сушить, варить, солить, мариновать, квасить, зреть, поспевать, срезать, мыть, натирать, тушить, жарить, кушать;

Словами-наречиями: мелко, крупно, давно, охотно, быстро, медленно.

Поиграйте в игры:

«Один — много» (Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах)

Огурец  – много огурцов, (в корзине лежат) – огурцы;

Помидор – много помидоров, (в корзине лежат) – помидоры;

Кабачок – много кабачков, (в корзине лежат) – кабачки;

Баклажан – много баклажанов, (в корзине лежат) – баклажаны;

Перец – много перцев, (в корзине лежат) – перцы;

Морковь – много моркови, (в корзине лежит) – морковь;

Свёкла – много свёклы, (в корзине лежит) – свёкла;

Картофель – много картофеля, (в корзине лежит) – картофель;

Лук – много лука, (в корзине лежит) – лук;

Чеснок – много чеснока, (в корзине лежит) – чеснок.

«Какой сок?» (Образование относительных прилагательных)

Сок из моркови – морковный;

из свЁклы – свЕкольный;

из помидора – томатный;

из овощей - овощной.       

«Назови ласково» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе)

помидор – помидорчик;              морковь – морковка, морковочка;

капуста – капустка, капусточка;        огурец – огурчик;

свёкла – свёколка;                   репа – репка;

перец – перчик;                        лук – лучок;

чеснок – чесночок;

«Посчитай овощи» (Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах)

одна свёкла, 2,3,4 свёклы, 5 свёкл;

один огурец, 2,3,4 огурца, 5 пять огурцов;

один перец, 2,3,4 перца, 5 перцев и т.д.

«Запомни и повтори» (Развитие слуховой памяти)

Назовите ребёнку 5 слов по теме «Овощи, фрукты, труд людей осенью», попросите ребёнка повторить. Например, ЛОПАТА, ГРЯДКА, УРОЖАЙ, ФРУКТЫ, ОВОЩИ.

«Жадина» (мой, моя, мое) (Употребление притяжательных местоимений)

Мой – зеленый огурец. Моя – сочная морковь.

«Какие будут овощи?»
- Если овощи сварить, то они будут - вареные.
- Если овощи пожарить, то они станут - ...
- Если овощи запечь, тогда они получатся - ...
- Если овощи посушить, тогда они станут - ...

- Если овощи посолить, тогда они станут - ...

ЗВУК [у] И  БУКВА «У»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «у» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Как гудит паровоз? У-у-у. Как мычит корова? Му-у-у. Как поет кукушка? Ку-ку, ку-ку.

Б) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук «у»:

А, У, И, У, Э, У, Ы, А, О, И, У, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, У, А.

2) Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать: имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, У ля, Алена; лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У].

 

Математические игры:

Сравните различные предметы домашнего обихода по длине и ширине.

Найдите среди предметов домашнего обихода предметы, различные по количеству (один-много-ни одного).

 Поиграйте в игру «Сыщики»: поищите среди предметов домашнего обихода предметы овальной и прямоугольной формы.

Почитайте детям:

Ю.Тувим «Овощи»

Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»

Русская народная сказка «Мужик и медведь» (в обработке А.Толстого),

Басня И.Крылов «Стрекоза и Муравей»,

Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться».

 

Ссылка на папку со вспомогательными материалами:

https://disk.yandex.ru/d/XVobO58BEd2XQQ

22.09.2025 – 26.09.2025 Тема: «ФРУКТЫ»

Родителям рекомендуется:

Рассмотрите дома с ребёнком натуральные фрукты и объясните, что всё это можно назвать одним словом «фрукты».

Фрукты растут в саду на деревьях.

За деревьями в саду ухаживают, удобряют, брызгают раствором от вредителей.

Фрукты зреют, поспевают, их сушат, из них варят варенье, компот, кисель, делают соки.

Фрукты полезны, в них много витаминов.

Обратите внимание ребёнка на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус.

Подготовьте несколько плодов c разным вкусом:

РАСCMOTPИTE цвет: кожуры, мякоти, семян и плодоножки.

УCЛЫШЬTE: хруст, делая укус, или звук ножа, разрезающего плод.

ПOПPOБУЙTE: мякоть разных сортов, их сок.

ПOЧУBCTBУЙTE ЗAПAX: сладкий аромат.

ПOTPOГAЙTE различные части фрукта: гладкий, липкий, влажный, твёpдый, мягкий.

Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями:  фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, мякоть, семена, плод, косточка, корка, кожура, дерево, яблоня, ветка, сад, урожай, полив, уход, компот, джем, варенье, сок; 

Словами – признаками: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

Словами – действиями: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, чистить;

Словами-наречиями: высоко, низко, близко, сладко, горько, кисло, вкусно.

Поиграйте в игры:

«Назови ласково» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе)

Яблоко — яблочко — яблочки,

груша — грушка — грушки,

лимон —лимончик — лимончики,

апельсин — апельсинчик — апельсинчики,

мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

абрикос — абрикосик — абрикосики,

вишня — вишенка — вишенки,

банан — бананчик — бананчики,

дерево — деревце — деревца,

сад — садик — садики,

ветка — веточка — веточки.

«Один — много» (Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах)

Яблоко — яблоки — яблок,

груша — груши — груш,

слива — сливы — слив,

персик — персики — персиков,

абрикос — абрикосы — абрикосов,

хурма — хурма — много хурмы,

вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),

апельсин — апельсины — апельсинов,

лимон — лимоны — лимонов,

фрукт — фрукты — фруктов,

сад — сады — садов,

косточка — косточки — косточек,

дерево — деревья — деревьев,

ветка — ветки — веток,

пальма — пальмы — пальм,

семя (семечко) — семена — много семян,

сок — соки — много соков, много сока.

«Посчитай фрукты» (Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах)

Одно яблоко — два яблока — пять яблок,

одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,

одна груша — две груши — пять груш,

одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,

один банан — два банана — пять бананов,

один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

«Назови, какое дерево?» (Образование относительных прилагательных)

 Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,

... грушами — грушевое — груша,

... сливами — сливовое — слива,

... персиками — персиковое — персик,

... абрикосами — абрикосовое — абрикос;

«Назови сок, варенье» (Образование относительных прилагательных)

Сок из яблок — яблочный,

... груш — грушевый,

... слив — сливовый,

... вишни — вишневый,

... лимонов — лимонный,

... абрикосов — абрикосовый,

... апельсинов — апельсиновый,

 ... персиков — персиковый,

 ... фруктов — фруктовый,

... мандаринов — мандариновый. 

….банана - банановый

….граната — гранатовый  

…  ананаса - ананасовый  

…персика — персиковый

«Скажи наоборот» (Поиск антонимов)

-Персик большой, а абрикос маленький;

-у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;

-апельсин круглый, а банан длинный;

-лимон кислый, а персик сладкий;

-апельсин больше, а мандарин меньше.

«Объясни  словечко»

Плодоносит,  удобрение,  толстокожий.

«Жадина» (мой, моя, мое) (Употребление притяжательных местоимений)

Мой - оранжевый апельсин. Моя - красная вишня. Мое - зеленое яблоко.

«Какие будут фрукты?»
- Если фрукты сварить, то они будут - вареные.
- Если фрукты заморозить, то они станут -  ...
- Если яблоки запечь, тогда они получатся - ...
- Если груши посушить, тогда они станут - ...

«Что лишнее и почему?»
- лимон, огурец, яблоко, гранат;
- яблоко, крыжовник, смородина, клубника;
- собирать, поливать, насорить, рыхлить;
- крепкий, сладкий, маленький, кругленький, глубокий.
- свекла, репа, огурец, апельсин.

ЗВУК  И  БУКВА «А»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «А» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Как плачет, кричит девочка? А-а-а – показывают горло врачу (качаем малыша, поет певица).

Б) Упражнение «Хлопни на звук «А»:

А, У, И, У, Э, А, Ы, А, О, И, А, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, Ы, А.

2) Назови слова, которые начинаются на звук «А»:

    Абрикос, айва, апельсин, арбуз, ананас, астра, альбом, аист, август, автомат, автомобиль, автобус, адрес, азбука, аквариум, акация, артист, акула, аллея, алыча, ангина, антенна, аппарат, апрель, аптека, аппетит, армия, аромат, асфальт, атрибуты, аттракцион, аэропорт, аэродром, аэроплан. 

3) Назови имена на звук «А»:

     Аня, Алеша, Андрей, Алиса, Анжелика, Алёна, Антон, Артем, Артур, Алина. 

4) Назови слова, в которых звук «А» в конце:

     Зима, снежинка, книга, сосна, ветка, сорока, ворона, синичка, сова, береза, кукла, ручка, бочка, лиса, картина, зайчиха.

5) Запомни слова, в которых звук «А» в середине слова:

     Сад, мак, шкаф, кран, лак, шарф, рак, шар, зал, жар, краб, чай, флаг, сам, плащ.

 

Поиграйте в игру «Сыщики»

Поищите среди предметов домашнего обихода предметы круглой, квадратной и треугольной формы.

 

Ссылка на папку со вспомогательными материалами: https://disk.yandex.ru/d/b3SPFVCgemOdaQ

 

Дата последнего обновления страницы 30.11.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения