Страничка учителя-логопеда Величко Юлии Степановны
Добро пожаловать на страничку учителя-логопеда группы "Светлячок"
Дорогие родители, я рада встрече с вами. Мы все знаем, что вы неспроста пришли в наш сад, вы пришли с твердым намерением помочь своему ребенку преодолеть речевые трудности. В нашем саду над коррекцией речевых нарушений работают все педагоги и специалисты, как одно целое. Но для того, чтобы коррекционная работа продвигалась более успешно, необходимо закрепление пройденного материала и дома, ведь дети и дома проводят значительное количество времени, не говоря уже о тех днях, когда пропускают занятия по тем или иным причинам.
Очень хочется, чтоб наша совместная работа дала как можно раньше свои плоды.
Простые, но такие важные советы родителям дошкольников:
*Разговаривайте со своим ребенком как можно чаще, во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Употребляйте в своей речи правильно построенные фразы! Не «сюсюкайтесь» !
*Беседуя с ребенком, старайтесь задавать ему «открытые» вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка к речевой активности и поможет избежать коротких ответов, таких как «да» или «нет». Например: спросите его "Что ты делаешь?" вместо «Ты играешь?
*Не забывайте знакомить ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитать ему хоть несколько страниц из нового произведения. Рассмотрите картинки к прочитанному тексту, обсудите их, этим вы расширите не только кругозор ребенка, но и его словарный запас.
*Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься дома. Помните, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Например, можно «отправиться в путешествие» или вступить в диалог с любимыми игрушками ребенка.
Для успешной коррекционной работы необходимо заниматься каждый день.
*Не переутомляйте ребёнка! Длительность занятия без перерыва не должна превышать 20 – 25 минут. Через 20 минут внимание ребенка начинает рассеиваться, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Отложите занятие, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
*Не перегружайте информацией! Разбейте блок игр и упражнений на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите в одно время, а развитием речи позанимайтесь в другое.
*Не забывайте развивать графомоторные навыки детей, это могут быть обводки, раскраски, штриховки, графические диктанты. Развивая графомоторные навыки ребенка, мы также развиваем его речь и мышление, поскольку двигательная область коры головного мозга расположена рядом с речевым центром.
*Поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слов сразу. Не забывайте, процесс автоматизации звуков очень сложен и каждый звук автоматизируется по своим собственным законам.
А чтоб ваши занятия дома проходили весело и задорно, предлагаю вам комплекс веселой артикуляционной гимнастики в картинках.
Артикуляционная гимнастика
2024-2025 учебный год
Дистанционное взаимодействие с семьёй
24 марта. Тема недели «Магазин» (обобщение по лексическим темам)
Рекомендации для родителей:
Находясь с ребенком в магазине, обратите внимание ребенка на то, что все в нем четко структурированно, все товары разложены по отделам (молочный, кондитерский, хлебобулочный, бакалея, хозяйственный, овощной, мясной)
Поиграйте в игры
«Назови отдел»
Как называется отдел, если в нем продают:
Молоко, творог, сметану -…; торты и пирожные -…; хлеб, батон и булочки -…; макароны, крупы, сахар -…; мясо, курицу -…; мыло, салфетки, зубную пасту -...; овощи, фрукты и зелень -….
«Один - много»
Торт – торты, сыр –…, колбаса -…, крупа -…, батон -…, касса -…; пакет -….
«Назови ласково»
Торт – тортик, сыр -…, хлеб -…, сосиска -…, масло -…, сельдь -…, творог -…, сметана -…, сахар -…, мед -….
«Подбери словечко»
Про какой продукт можно сказать – сладкий, ароматный, соленая, хрустящий, сочное, твердое, белое, желтое, полезная, свежий, черствый.
Загадайте загадки
Если хочешь в магазине, ты купить, к примеру, сок.
Отправляясь за покупкой, не забудь взять... (Кошелек)
Есть она у кенгуру и коалы,
Есть у мамы, и у папы.
Животные деток в ней могут носить,
А люди продукты домой приносить. (Сумка)
Если хочешь в зоопарке посмотреть зверюшек массу.
Для начала за билетом отправляйся, друг мой, в...(Кассу)
За прилавком стоит, улыбчивый вид,
Покупку любую всегда упакует! (Продавец) |
17 марта. Тема недели «Перелетные птицы»
Рекомендации для родителей:
Рассмотрите вместе с ребенком изображения перелетных птиц (скворца, грача, ласточки, журавля, аиста, кукушки, трясогузки, утки, гуся и тд.). Обратите внимание на их внешний вид и отличительные признаки. Обратите внимание на сезонные изменения в природе, на изменение в поведении птиц, тех которые с нами зимовали и тех, которые уже прилетели. Во время прогулки понаблюдайте за скворечниками и гнездами. Приучайте ребенка бережному отношению к живой природе.
Поиграйте в игры
«Назови ласково»
Скворец – скворушка, журавль -…, соловей -…, лебедь -…, кукушка -…, утка -…
«Кто лишний и почему?»
Сорока, ворона, грач.
Воробей, кукушка, дрозд.
Гусь, утка, ласточка (не водоплавающая)
Жук, бабочка, жаворонок.
«Кого выводят эти птицы?»
Журавли – журавлят, дрозды -…, грачи -…, аисты -…, скворцы -…, соловьи -…, гуси -…, утки - ….
«Исправь предложения»
Червяк склевал дрозда.
Яйцо вылупилось из птенца.
Песня спела соловья.
Скворчонок принес червяка скворцам.
Первыми с юга прилетают ласточки, а последними грачи.
Ласточка - это длинноногая птица, а аист длиннохвостая птица.
Цапля любит рябину, а скворцы лягушек.
Птица вывела яйца и снесла птенцов.
Загадайте загадки
Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки. (Скворечник)
Без рук, без топора построена у птиц изба. (Гнездо)
На шесте - дворец, во дворце – певец, а зовут его…(Скворец)
Верный страж и друг полей, первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач) |
10 марта. Тема недели «Ранняя весна. Приметы весны»
Рекомендации для родителей:
Обратите внимание ребенка на продолжительность дня, увеличение количества солнечных дней, частые оттепели, появление первых проталин, изменение в поведении птиц и тд.
Поиграйте в игры
«Объясни словечко»
Подснежник - …, проталина -…, оттепель -…, капель -…, сосулька -…, первоцвет - …, ледоход -….
«Найди общее слово»
Бежит, журчит - _______ Пригревает, ослепляет - _______
Дует, шумит - _______ Тает, висит -______
Тает, оседает -______ Голубое, высокое, чистое - ______
«Скажи наоборот»:
Зимой снег чистый, а весной - ______
Зимой дни холодные, а весной - ______
Зимой солнце тусклое, а весной - ______
Зимой небо низкое, а весной -______
Зимой погода часто пасмурная, а весной - _______
«Подбери признаки»
(Долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, холодная, раннее, весеннее, мартовское, холодное, пасмурное, туманное, солнечное, ясный, длинный, солнечный, теплый, холодный, поздний, морозная, звездная, темная и тд.)
Весна (какая?) -…, утро (какое?) -…, день (какой?) -…, вечер (какой?) -…, ночь (какая?) -….
Отгадайте загадки
Первый вылез из землицы на проталинке,
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
Лежит полгода покрывало,
А весной его – как не бывало. (Снег)
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц. (Март) |
3 марта. Тема недели «Семья. 8 Марта»
Рекомендации для родителей:
Обсудите с ребенком, что такое семья, какой она бывает (большой, маленькой, многодетной). Из каких членов семьи состоит ваша семья, какие у вас есть родственники (тети, дяди, племянники), объясните родственные связи. Как принято заботиться о женской половине в вашей семье (что делают только мужчины) и как проявляют свою заботу о мужчинах женщины.
Поиграйте в игры
«Подбери как можно больше слов-признаков»
Мамочка (какая?) – ласковая, добрая, заботливая, нежная, красивая, веселая…
Бабушка
Папа
Брат
Сестра
«Расскажи, кто что делает?»
Бабушка прибирает, гуляет с внуками, печет, вяжет ….
Мама -…, папа -…, дедушка -…, брат -…, сестра -….
«Объясни словечко»
Пятипалый - …, смуглый - …, двуногий -…, кареглазый - …, блондин - …, широкоплечий - …, длинноволосый - …, седовласый - ….
«Скажи наоборот»
Дедушка пожилой (старый), а внук…(молодой)
Папа высокий, а сын …
Брат сильный, а сестра …
У мамы характер мягкий, а у папы … жесткий
Брат веселый, а сестра …
Внучка ленивая, а бабушка …(трудолюбивая, работящая)
«Почини предложения »
Папа, мой, телевизор, чинить
Шить, платье, мама, моя
Сестра, моя, играть, кукла
Мой, читать, брат, книга
Печь, моя, пироги, бабушка
Дедушка, читать, мой ,газету
Загадайте детям загадки
Свяжет тёплые перчатки, поиграет в ладушки.
В волосах седые прядки, это моя ...(бабушка)
Кто не в шутку, а всерьёз нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав, не реветь? Конечно, …(папа)
Мама с папой говорят, что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске плачет от ужасной тряски?
В ванной ползунков гора! Брату кто она? ... (сестра)
Кто стирает, варит, шьет, в садик нас с утра ведет, на работе устает,
Просыпается так рано? Лишь заботливая... (мама) |
24 февраля. Тема недели «Зима» (обобщение)
Рекомендации для родителей:
Вот и подходит к концу столь любимое детьми время года. Предлагаю вспомнить вместе с ребенком, какая была в этом году зима, названия зимних месяцев, чем вы занимались и куда ходили, в какие зимние забавы играли, какие праздники отмечали.
Поиграйте в игры:
«О чем можно сказать?»
Замерзает - …, висят - …, кружатся - …, подходит к концу -..., летят – …, наступает -…, трескается - …, воет - …, хрустит - …
(река, вода, зима, сосульки, снежинки, хлопья снега, весна, лед, снег)
«Подбери сравнение»
Земля покрыта снегом, как….
Лед блестит, как ….
Ветер воет, как …
«Подбери родственные слова»
Зима – зимушка, зимовье, зимовать…;
Снег -…, мороз - …, лед - ….
«Объясни, что общего и чем отличаются?»
Лед – снег
Снегопад – метель
«Четвертый лишний». Почему?
Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, скворец.
Лиса, волк, медведь, рысь.
Шуба, шапка, сарафан, шарф.
***
Загадайте ребенку загадки:
На дворе горой, а в избе водой? (Снег)
Что вниз головой растет? (Сосулька)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
Белый и горбатый лежит у нашей хаты. Никто его не унесёт, весной - тихонько сам уйдет.(Сугроб)
Без гвоздей и топорища построен на реке мостище. (Лед)
Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила. (Мороз)
|
17 февраля. Тема недели «День защитника Отечества»
Рекомендации для родителей:
В преддверии праздника «День защитника Отечества» расскажите ребенку – кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день (могут ли женщины служить в армии?). Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии (военную технику, военнослужащих в военной форме). Обсудите, к какому роду войск Вооруженных сил РФ имеет отношение та или иная техника.
Поиграйте в игры
«Как называется военнослужащий, который»
Управляет вертолётом – …, управляет танком - …, служит в пехоте - …, прыгает с парашютом - …, служит на подводной лодке - …, служит в ракетных войсках - ….
«Какое слово не подходит?»
Воин, воинский, воет, воевать, война.
Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.
«Что общего и чем отличаются?»
Танк и трактор
Футболка и тельняшка
«Составить предложения с парами слов»
Пограничник – собака
Солдат – автомат
Десантник – парашют
Отгадайте загадки:
Кто, ребята, на границе нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться мог спокойно наш народ? (Пограничники)
Без разгона ввысь взлетаю, стрекозу напоминаю
Отправляется в полет наш Российский. (Вертолет)
Не трактор, а с гусеницами, не крепость, а с башней,
Не ружьё, а с дулом. (Танк) |
10 февраля. Тема недели «Транспорт» Рекомендации для родителей: Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации различных видов транспорта. Спросите, какие виды транспорта он знает (водный, воздушный, наземный, подземный), какой бывает транспорт по назначению (пассажирский, грузовой, специальный). Обсудите, какую опасность транспорт несет на дороге, вспомните, как правильно переходить дорогу. Поиграйте в игры: «Закончи предложение» Машинист – это тот, кто… Регулировщик – это… Шофёр – это… Лётчик – это… Пешеход – это… Пассажир – это… Кондуктор – это… «Из чего – какой?» Дверная ручка из металла (какая?) - ___________ Руль из пластмассы (какой?) - __________ Сиденье, обшитое кожей (какое?) - __________ Лампочки в фарах из стекла (какие?)__________ Колесо из резины (какое?) - _________ Диски из железа (какие?) _________ «Какую машину нужно пропустить на дороге первой и почему?»
Снегоуборочная и машина скорой помощи.
Пожарная, бетономешалка и бензовоз.
Грузовик, аварийная и молоковоз.
«Измени слово ехать так, чтоб оно подошло» Машина из гаража …(выезжает), машина в ворота…, машина от дома…, машина к дому…, машина с моста…, машина во двор…, машина на холм…. ***
Загадайте загадки: Этот конь не ест овса, вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём. (Велосипед) Чудесный длинный дом, пассажиров много в нем. Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус) Я в любое время года и в любую непогоду Очень быстро в час любой провезу вас под землей. (Метро) Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят разноцветные дома. (Трамвай) Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус) Мимо рощи, мимо яра мчит без дыма, мчит без пара паровозова сестричка. Кто такая? (Электричка) |
3 февраля. Тема недели «Посуда»
Рекомендации для родителей:
Рассмотрите вместе с ребенком посуду (кухонную, столовую, чайную). Обсудите основные сходства и отличия, где можно хранить посуду (в шкафу, в буфете, в серванте, в столе). Рассмотрев посуду, объясните, что посуда бывает двух видов: в которой готовят и из которой едят. Привлеките ребенка к сервировке стола, к мытью посуды, сделайте акцент на том, что столовая и чайная посуда хрупкая и легко бьется.
Поиграйте в игры
«Назови посуду»
Чайную - …, столовую - …, кухонную - ….
«Скажи какая?»
Чашка – хрупкая, фарфоровая, белая, маленькая; кастрюля -…, сковорода -…, стакан -….
«Продолжи предложение» (салатница, хлебница, селёдочница, солонка, конфетница, перечница, сахарница, маслёнка)
Салат кладут в___________ Конфеты лежат в ___________
Хлеб хранят в____________ Перец находится в ___________
Селедку кладут в __________ Сахар находится в ___________
Соль находится в ___________ Масло хранится в ____________
«Какое это блюдо?»:
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свёклы, грибов, овощей)? ….
Какая каша из … (пшена, гречки, овсянки, манки)?....
Какое варенье из …(яблок, слив, абрикосов, малины, смородины)?....
«Назови части посуды:»
Чайник – носик, крышка, стенки, донышко, ручка.
Кружка - …, кастрюля - …, стакан - …
«Объясни словечко»
Овощерезка - …, картофелечистка - …, кофеварка - …, мясорубка - …, кофемолка - …, соковыжималка - ….
«Четвертый лишний»
Тарелка, стакан, стол, салатница.
Чашка, блюдце, кастрюля, сахарница.
Кастрюля, сковорода, тарелка, противень.
Загадайте загадки
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Чайник)
Ею ем я суп в обед, а меньшою ем десерт,
Дайте мне ещё немножко, где ж моя большая…(Ложка)
Новая посуда, а вся в дырках. (Дуршлаг)
Она всем очень нравится, на блюдечке красавица,
С одной рукой милашка, фарфоровая…(Чашка)
Она бывает глубока. Она бывает и мелка. Однако это не река. (Тарелка) |
27 января. Тема недели «Санкт-Петербург»
Рекомендации для родителей:
Поговорите с ребенком о Санкт-Петербурге: в честь кого назвали город, чем он знаменит. Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации с достопримечательностями Санкт-Петербурга (соборы, дворцы, площади, мосты, памятники, ограды, фонари, сады и парки, все то, что нас восхищает).
Найдите на карте города ваш дом, дома бабушек, дедушек и других близких вам людей. Выучите свой домашний адрес.
Поиграйте в игры
«Один - много»
- В нашем городе один мост?
- Нет. В нашем городе много мостов.
(рек, каналов, мостов, дворцов, памятников, парков, оград )
«Четвертый лишний»
Улица, проспект, переулок, машина.
Фонтанка, Нева, Мойка, Эрмитаж.
Парк, сад, сквер, лес.
«Продолжи предложение»
В нашем городе много…(домов, рек, каналов, мостов, людей и тд.)
Дома бывают…(новые, старые, кирпичные, панельные, многоэтажные, красивые и тд.)
Улицы бывают…(прямые, ровные, длинные, широкие, узкие, старинные и тд. )
«Составь предложение по опорным словам»
Медный, первый, всадник, Петербурга, памятник.
В, мостов, много, Петербурге, разводных.
На, Петропавловская, находится, крепость, острове, Заячьем.
«Какое слово не является словом родственником»
Петр, Петровна, Патрикеевна, петербуржец, петровские,
Мост, мостовая, мостик, мастер, мостище.
Загадайте загадки
То было триста лет назад... Царь Петр к Неве привел солдат. Шел по болотам и лесам - и этот остров выбрал сам. (Заячий остров)
Триста лет тому назад был заложен этот град. В Невской дельте, средь болот. Здесь рождался русский флот. (Санкт-Петербург.)
Средь петербургских берегов в гранит она зажата, Меж разводных течёт мостов. Что это, ребята? (Река Нева)
В начале Невского стоит, прекрасно здание на вид. Колонны, статуи и шпиль, и только в вышине Горит кораблик золотой весь в солнечном огне. (Адмиралтейство)
Зимний дворец у Невы, посмотри! Жили когда-то в нём наши цари. Ну а сейчас в нём огромный музей, города гордость и Родины всей. (Эрмитаж.) |
20 января. Тема недели «Зимующие птицы»
Рекомендации для родителей:
Прогуливаясь вместе с ребенком, обратите внимание на птиц, их поведение зимой. Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации зимующих птиц: снегиря, синицы, дятла, поползня, свиристели, клеста, совы, сороки, воробья, вороны, голубя. Обратите внимание на их принципиальные отличия: окраска, место обитания (лес, город), способы добывания пищи, время выведения птенцов (клесты – выводят зимой). Приучайте ребенка к заботе о птицах зимой, подкармливайте их, обратите внимание, какие птицы прилетают к кормушке.
Поиграйте в игры
«Один - много»
Ворона – вороны, воробей - …, снегирь -…, синица -…, сова -…, сорока, -…, клест -…, свиристель -…, поползень -…
«Четвертый лишний»
- воробей, сова (хищник), синица, снегирь
- поползень, клест, дятел, голубь (городская птица)
- скворец (перелетный), воробей, ворона, синица
«Назови ласково»
Воробей – воробушек, сова -…, синица -…, голубь -…, свиристель-…, снегирь -…
«Кто как голос подает»
Сова – ухает, синичка – тинькает, голубь – воркует, свиристель – свистит, воробей - …, ворона - …
«Скажи какая»
Ворона (какая?) – умная, серая, наглая, большая
Голубь -…, снегирь -…, синичка -…, сова -…, дятел -….
«Веселый счет»
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев
Одна ворона -…; один голубь -…; одна сорока -…; один снегирь -….
Отгадайте загадки
Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это…(Снегири)
Эта птица болтлива, воровата, суетлива.
Стрекотунья белобока, а зовут ее…(Сорока)
Озорной мальчишка, в сером пиджачишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей) |
13 января. Тема недели «Зимние забавы»
Рекомендации для родителей:
Спросите ребенка, какое сейчас время года, в какие игры можно играть на улице, какая игра является самой любимой. Узнайте у ребенка, какие зимние виды спорта он знает, чем бы он хотел заниматься и что для этого может понадобиться.
Поиграйте в игры
«Кому что нужно?»
Лыжнику – лыжи, саночнику -…, конькобежцу -…, хоккеисту -…, фигуристу -…, сноубордисту -…
«Скажи какие»
Лыжи (какие?) – длинные, деревянные, прочные, новые;
коньки -..., санки -…, ватрушка -…, ледянка -…
«Почини предложение»
Забил, в, шайбу, хоккеист, ворота.
Лыжник, по, спускается, горы, склону.
«Что лишнее и почему?»
Лыжи, зима, санки, коньки.
Снежки, снежная баба, снежная горка, снеголеп.
Конькобежец, лыжник, фигурист, теннисист.
Загадайте загадки:
- Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится. (Лыжник)
- Всё лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы. (Санки)
- По снегу покатите – я подрасту,
На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)
- Сажусь и качусь, с горы я мчусь.
Но это не санки, а просто. (Ледянки)
- Эти клещи, не для папы, эти клещи для меня,
Ими снег хватаю быстро, раз, два, три уж 2 снежка. (Снеголеп)
- Если ее я испеку, то подружку угощу,
Если ее поволоку, то подружку прокачу. (Ватрушка)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги и по большим снегам беги. (Лыжи) |
9 января. Тема недели «Игрушки»
Рекомендации для родителей:
Рассмотрите вместе с ребенком его игрушки. Определите вместе с ребенком какие из игрушек железные, деревянные, пластмассовые, меховые, плюшевые, тряпичные, глиняные. Отметьте внешние признаки игрушки: форму, цвет, величину, качество (в том числе и на ощупь).
Поиграйте в игры
«Узнай игрушку по описанию»
Сначала взрослый описывает игрушку по плану, а ребенок отгадывает. Затем ребенок описывает, взрослый отгадывает.
- Цвет
- Величина
- Форма и составляющие детали
- Качество (какая?)
- Как с ней можно играть?
«Узнай на ощупь»
Ребенку предлагается на ощупь узнать свои любимые игрушки.
«Скажи какая»
Кукла (какая?) – пластмассовая, красивая, любимая, маленькая, новая, чистая…; мяч -…; машинка -…; матрешка -…, свистулька -…
«Назови ласково»:
Кукла – куколка, ведро - …, мяч - …, сито - …, медведь - …, лопата - …, матрёшка - …, неваляшка - ….
«Скажи наоборот»:
Мишка мягкий, а кубик - …
Грузовик тяжёлый, а мяч - …
Кукла новая, а пирамидка - …
Загадайте загадки
- Его бьют, а он не плачет, упадет – поскачет. (Мяч)
- Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла, волчок)
- Глаза голубые, румяные щёчки, я с нею играю в маму и дочку. (Кукла)
- Самая первая твоя игрушка под названьем. (Погремушка) |
23 декабря. Тема недели «Новый год и новогодние игрушки»
Рекомендации для родителей:
Обратите внимание ребенка на бумажный календарь, посчитайте, сколько дней осталось до Нового года. Наряжая дома новогоднюю елку, обратите внимание ребенка на новогодние игрушки, обсудите, из какого материала они сделаны, сравните их по величине, форме и размеру. Постарайтесь в праздничные дни посетить большую елку на Дворцовой площади.
Поиграйте в игры
«Чем украсить елку»
Вспомните и перечислите, какие бывают елочные украшения.
(шпиль, гирлянда, фонарики, шары, звезды, мишура и тд.)
«Исправь ошибку»
Маска любит надевать Машу.
Елка пляшет возле Снегурочки.
Дети нарядили игрушки елками.
Елка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принес мешок в подарках.
«Скажи - какой?»:
Снеговик (какой?) – …
Гирлянда (какая?) – …
Мишура (какая?) – …
Игрушка (какая?) –…
Елка (какая?) – …
Дед Мороз (какой?) –…
Снегурочка (какая?) –…
Повторите с детьми стихотворение
Декабрь (Анатолий Валевский)
Днём декабрь всё укрыл Белыми перинами. Речку быстро остудил Зеркалами — льдинами. Щиплет уши, щиплет нос. Снег пушистый стелется. Злится, сердится мороз, И поёт метелица. В декабре пора чудес – Сказки просыпаются, Звёзды падают с небес, И мечты сбываются. Наступает Новый год С огоньками яркими. Будут песни, хоровод И мешок с подарками! |
16 декабря. Тема недели «Мебель»
Рекомендации для родителей:
Рассмотрите вместе с ребенком домашнюю мебель, предложите ребенку назвать её отдельные части (полка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца).
Поиграйте в игры
«Угадай, что я загадала» (из окружающей мебели)
Например:
Мягкое, уютное, коричневое (цвет), с подлокотниками …(Кресло)
Высокий, деревянный, тяжелый, зеркальный…(Шкаф)
Большой, четырехногий, деревянный, обеденный…(Стол)
Большая, деревянная, просторная, двуспальная, мягкая…(Кровать)
«Из чего – какой?»:
Ножки табуретки из металла. Ножки (какие?) ….
Спинка стула из пластмассы. Спинка (какая?)
Дверцы шкафа из стекла. Дверцы (какие?) ….
Ручки на дверцах из пластмассы. Ручки (какие?) ….
Столешница стола из дерева. Столешница (какая?) ….
Обивка на кресле из кожи. Обивка (какая?) ….
«Назови верно»:
Шкаф для одежды называется (платяной)…
Шкаф для книг называется …
Стол для газет и журналов называется …
Стол, за которым обедают, называется …
Стол, за которым пишут, называется …
Стол для компьютера называется …
Полка для книг называется …
«Придумай предложения, включая маленькие слова (предлоги) В, НА, ПОД, НАД»:
Полка – диван …, торт – стол…, платье – шкаф …, щенок – кресло …,
Загадайте загадки:
• Он для всех такой большой, только дверцу ты открой. Там не так уж много места, там находится одежда. (Шкаф)
• С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота,
Со спинкой, а без головы. (Стул)
• Низенький шкаф – в нем есть ящики, дверцы. И вещам из него никуда уж не деться. (Тумбочка, комод)
• Под крышей четыре ножки, на крыше суп да ложки. (Стол обеденный) |
9 декабря. Тема недели «Дом, в котором я живу»
Рекомендации для родителей:
Во время прогулки по городу обратите внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, кирпичные, панельные), обратите внимание на памятники архитектуры, обсудите с ребенком, где можно увидеть деревянные дома. Объясните ребенку, что такое улица, а что такое проспект, чем они отличаются. Выучите с ребенком свой домашний адрес. Придумайте вместе рассказ на тему: «Дом в котором я живу»
Поиграйте в игры
«Подбери жилище» (пещера, шалаш, землянка, изба, дом, коттедж, дворец, квартира)
В каких жилищах жили раньше: …
В каких жилищах живут сейчас: …
«Каким может быть»
Дом – (многоэтажным, кирпичным, высоким, новым и тд.)
Квартира – (светлая, новая, двухкомнатная, чистая и тд.)
Комната – (большая, светлая, просторная)
«Скажи наоборот».
Дом не маленький, а … (большой).
Крыша у дома не низкая, а …
Труба на крыше не короткая, а …
Окна в доме не узкие, а …
Комнат в доме не мало, а …
В комнатах не темно, а …
Стены дома не тонкие, а …
Значит, в доме будет не холодно, а …
«Один — много»
Стена - стены, лестница - …, дверь -…, балкон - …, этаж - …, окно - …
«Из чего – какой?»
Коттедж из кирпича (какой?) - __________
Изба из бревен (какая?) - __________
Крепость из камня (какая?) - __________
Дом из дерева (какой?) - __________
«Четвертый лишний»
Дом, сарай, изба, коттедж.
Гостиная, спальня, кладовка, детская.
Загадайте загадки
Сидит на крыше всех выше, дымом дышит. (Труба)
Рама, ручка и стекло - то, из чего состоит оно. (Окно)
Все кто в дом идет, меня за руку берет. (Дверь) |
2 декабря. Тема недели «Приметы зимы»
Рекомендации для родителей:
Вспомните вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие зимние месяцы он знает. Обратите внимание на погоду (дует холодный ветер, земля промерзла, идет снег, на улице холодно, морозно)
Поиграйте в игры
«Назови ласково»
Снег – снежок, ветер -…, мороз -…, снежинка -…, сосулька -…, зима -…
«Подбери признак»
Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий, холодный
Мороз (какой?) – сильный, трескучий, лютый, декабрьский, январский, февральский
Сосулька (какая?) - ….
Зима (какая?) -….
«Подбери слово»
Наступила (что?) -…, валит -…, свищет -…, бушует -…, кружится -…, замерзает -… блестит -…, лепят -…, тает -…
«Исправь предложение»
Окно, мороз, узор, на, нарисовал.
Вьюга, на, завывает, улице, сильная.
«Что лишнее и почему?»
Октябрь, декабрь, февраль, январь
Метель, вьюга, туман, пурга
Загадайте загадки
Из меха этот наряд сшит
Для дам, что любят стиль и шик. (Шуба)
Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (Варежка)
Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.
В них дети бегают зимой:
утром – в школу, днём – домой. (Валенки) |
25 ноября. Тема недели «Осень» (обобщение)
Рекомендации для родителей:
Вспомните вместе с ребенком, какое время года подходит к завершению. Проговорите вместе с ребенком, какие осенние приметы вы наблюдали осенью:
- День становился короче, а ночь длиннее.
- Вся растительность окрасилась в яркие цвета.
- Погода на протяжении осени все время менялась:
- В сентябре еще было тепло и светило яркое солнце, в октябре все чаще моросил дождь и на землю опускался туман, в ноябре пришли первые заморозки и выпал первый снег.
- Все чаще дул северный ветер и срывал с деревьев листочки. Можно было любоваться листопадом.
- В небе можно было увидеть перелетных птиц, улетающих в теплые края.
Обсудите, а что же делали животные в это время в лесу (белка делала запасы на зиму, заяц поменял шубку, медведь построил берлогу, ежик утеплил норку и лег спать и тд.)
Обратите внимание ребенка на то, чем же занимались люди осенью (поменяли свой гардероб на осенний, собрали урожай и заготовили запасы на зиму)
Поиграйте в игры
«Четвертый лишний»
Что наденем на прогулку?
- Куртку, комбинезон, шорты, пальто.
Что обуем на прогулку?
- Сандалии, ботинки, сапоги, кроссовки.
Что наденем на голову на прогулку?
- шапку, шляпу, панамку, шапку-шлем.
«Что лишнее и почему?»
Лето, осень, зима, ветер
Сентябрь, декабрь, октябрь, ноябрь
«Назови ласково перелетных птиц»
Скворец – скворушка, журавль -…, соловей -…, лебедь -…, кукушка -…, утка -…, трясогузка -…
«С какого дерева листок»
С березы (какой?) – березовый, с дуба -…, с осины -…, с тополя -…, с рябины -…, с клена -…, с липы -… и тд.
«Исправь предложения»
На клёне желтеют берёзовые листья.
Когда идёт дождь, на улице сухо.
На улице льет сильный ветер
Загадайте загадки
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я – …(Осень)
Повторите стихотворение
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом. |
18 ноября. Тема недели «Дикие животные»
Рекомендации для родителей:
Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации или видеоролики с изображением зверей наших лесов (зайца, белку, медведя, лису, волка, кабана, ежа, лося, барсука); отметьте их внешние признаки; расскажите о том, где они живут (нора, дупло, логово, берлога, заросли кустов и молодых деревьев) и чем питаются; вспомните вместе с ребенком, как называются детеныши диких животных.
Поиграйте в игры
«Угадай, кто это»
Бурый, косолапый, неуклюжий – медведь
Серый, зубастый, страшный –
Хитрая, пушистая, рыжая –
Маленький, длинноухий, пугливый –
Маленький, серый, колючий –
Большой, коричневый, рогатый –
«Назови семью»
Папа – медведь, мама – медведица, детеныш(и) – медвежонок (медвежата)
Папа – волк..., папа – заяц …, папа – еж…, папа –лис…, папа –лось
«Про кого можно сказать»
Охотится – волк, крадется -…, воет -…, кусается -…, пугается -…, прыгает -…, переваливается -…, хитрит -…, выслеживает -…, прячется -…
«Кто где живет?»
В норе живет (кто?) – лиса, барсук, ежик (может устроить свое гнездо в покинутой кем-то норе)
В берлоге -…, в дупле -…, в логове -…, в зарослях кустов -…
«Кого чем угостим?»
Мясом – волка, лису
Малиной -…, медом -…, морковкой -…, яблоком -…, орехами -…, грибами
Загадайте детям загадки
Под сосной и елками живет клубок с иголками. (Еж)
Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка)
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) |
11 ноября. Тема недели «Домашние животные и птицы»
Рекомендации для родителей:
Рассмотрите вместе с ребенком картинки и видео с участием домашних животных и птиц. Обратите внимание на их характерные признаки, обсудите вместе с ребенком, почему не слышно как ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога , уткам перепонки и т.д. Побеседуйте о том, чем питаются домашние животные и птицы, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними, смогут ли они выжить без помощи человека.
Поиграйте в игры:
«У кого что?»
У кого из домашних животных есть рога? (У коровы, у барана, у козы) У кого есть усы? (У кролика, у собаки, у кошки) У кого мягкие лапки? (У кошки, кролика) У кого есть вымя? (У коровы, у козы) У кого нос пятачком? (У свиньи)
У кого на спине щетина? (У свиньи)
У кого есть грива? (У лошади)
«Кто как подает голос?»
Корова – му-у (мычит), кошка – мяу (мяукает), собака – (гав) лает, лошадь -…, овца -…, коза -…, свинья -…
Курица – ко-ко-ко (кудахчет), петух – кукареку (кукарекает), индюк – бл-бл (болбочет), утка – ..., гусь -…
«Назови ласково»
Кошка – кошечка, собака – собачка, свинья – свинка, лошадь -…, корова -…, коза -…, баран -…
«Скажи какая?»
Корова (какая?) – большая, рогатая, пятнистая, неуклюжая, голодная, сытая...
Лошадь (какая?) – большая, быстрая, сильная, выносливая…
Кот (какой?) – маленький, пушистый, веселый, задорный, ловкий, быстрый…
«У кого – кто?»
У кошки – котенок (котята), у собаки – щенок (щенки), у коровы – теленок (телята), у овцы – ягненок (ягнята), у лошади – жеребенок (жеребята), у козы -…, у кролика -…, у свиньи -…, у курицы -…, у утки -…, у гуся -…, у индюшки-…
«Четвертый лишний»
- собака, кошка, заяц, свинья (по признаку: домашние и дикие)
- корова, коза, баран, кролик (по признаку: есть рога и копыта)
- утёнок, гусёнок, котёнок, цыплёнок (птицы / животные)
«Исправь ошибки»
- Петух снес яйцо.
- Из яйца вылупилась курица.
- У утки вылупились славные гусята.
«Веселый счет»
Один цыпленок, два цыпленка, три…, четыре…, пять цыплят.
Один утенок, два…, три…, четыре…, пять утят.
Один гусенок, два…, три…, четыре…, пять гусят.
Один индюшонок, два…, три…, четыре…, пять индюшат. |
2 ноября. Тема недели «Перелетные птицы»
Рекомендации для родителей:
Рассмотрите вместе с ребенком изображения перелетных птиц (скворца, грача, ласточки, журавля, аиста, кукушки, трясогузки, утки, гуся и тд.) Обратите внимание на их внешний вид и отличительные признаки. Обратите внимание на сезонные изменения в природе и обсудите с ребенком вопрос: почему перелетные птицы улетают в теплые края? Приучайте ребенка бережному отношению к живой природе.
Поиграйте в игры
«Один - много»
Скворец – скворцы, ласточка - …, журавль -…, стриж -…, грач -…, соловей -…
«Чьи перья?»:
журавля - (журавлиные), гуся - …, утки - …, грача - ….
«Четвертый лишний»
(Водоплавающие / не водоплавающие)
- лебедь, гусь, грач, утка
- скворец, ласточка, кукушка, лебедь
(Перелетные / зимующие)
- скворец, воробей, грач, соловей
- ворона, голубь, сорока, ласточка
«Назови ласково»
Скворец – скворушка, журавль -…, соловей -…, лебедь -…, кукушка -…, утка -…
«Скажи наоборот»:
Аист большой, а соловей _____________
У аиста длинная шея, а у кукушки _____________
Аист белый, а грач _____________ |
28 октября. Тема недели «Обувь»
Рекомендации для родителей:
Рассмотрите с ребенком различную обувь, обсудите сходства и отличия зимней, демисезонной, летней, спортивной, домашней и праздничной обуви. Обсудите, из каких деталей она состоит (носок, язычок, подошва, каблук, задник, голенище)
Поиграйте в игры
«Назови ласково»
Ботинок – ботиночек, сапог -…, кроссовок -…, чешка -…, туфля -…
«Отгадай по описанию»
Это национальная русская обувь, ее носят только зимой, она войлочная (Валенки)
Эта обувь имеет высокое голенище (Сапоги)
Это спортивная обувь на плоской подошве, тряпичная (Кеды)
Это летняя обувь, ее носят на босу ногу (босоножки)
«Назови – какие?»
Сапоги из кожи – кожаные
Галоши из резины –
Тапки из меха –
Валенки из войлока –
Туфли из замши - |
21 октября. Тема недели «Одежда»
Рекомендации для родителей:
Расскажите ребенку о том, какое время года наступило; обратите внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь, а иногда и мокрый снег). Объясните ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. Внимательно рассмотрите верхнюю одежду и назовите ее детали (воротник, карманы, пуговицы, капюшон, рукава…манжеты). Подберите как можно больше предметов к местоимению моя (куртка, шуба, ветровка, юбка…); мой (плащ, комбинезон, свитер, пиджак…); мои (колготки, штаны, джинсы, рейтузы, леггинсы, лосины, носки… ); мое (пальто, платье, …). Вспомните вместе с ребенком, какие головные уборы он знает: шапка, кепка, панамка и тд. Напомните детям о последовательности одевания на прогулку.
Поиграйте в игры
«Назови ласково»
Кофта – кофточка, платье -…, джинсы -…, брюки -…, рубашка -…, свитер -…, пиджак -…, шуба -…, пальто -…
«Отгадай по описанию»
Его носят девочки, оно бывает длинным и коротким, с рукавами и без рукавов, нарядное и повседневное. (Платье)
Ее носят мальчики, у нее могут быть короткие рукава или длинные рукава с манжетами, есть воротник, застежка на пуговицах и карман. (Рубашка)
«Четвертый лишний»
По классификации: одежда, обувь, головные уборы
- платье, панама, юбка, шорты
- колготки, чешки, штаны, шорты
По сезону
- футболка, шуба, комбинезон, куртка
- юбка, платье, пальто, майка |
14 октября. Тема недели «Деревья и кустарники»
Рекомендации для родителей:
Рассмотрите вместе с ребенком картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратите внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью они стоят голые; рассмотрите части дерева (корни, ствол, ветки, крону, листья). Сравните деревья и кусты, что у них общее, чем отличаются.
Поиграйте в игры
«Назови деревья, кусты» эту игру можно провести на улице, посоревнуйтесь, кто больше деревьев и кустов знает.
«С какого дерева листок»
С березы (какой?) – березовый, с дуба -…, с осины -…, с тополя -…, с рябины -…, с клена -…, с липы -… и тд.
«Веселый счет»
Один дуб, два дуба, ………………пять дубов
Один тополь, два тополя, ………..пять тополей
Одна липа, две липы,……………..пять лип
Одна береза, две березы,…………пять берез
Одно дерево, два дерева,…………пять деревьев
Один куст, два куста,……………...пять кустов
«Четвертый лишний»
Хвойные-лиственные
- ель, сосна, липа, лиственница
- береза, дуб, кедр, осина
Деревья-кусты
- береза, дуб, тополь, сирень
- орешник, липа, сирень, шиповник
Загадайте загадку:
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)
Разучите стихотворение:
Падают, падают листья – в нашем саду листопад.
Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают – гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали. |
7 октября. Тема недели «Ягоды»
Рекомендации для родителей:
Рассмотрите вместе с ребенком ягоды и поясните, что все это можно назвать одним словом «ягоды». Обратите внимание на характерные признаки: цвет, вкус, форму, место произрастания (в саду, в лесу; на дереве, на кусте, у самой земли). По возможности вспомните вместе с ребенком, что из них можно приготовить (варенье, компот, морс, сок, пирог, мороженое, торт...)
Поиграйте в игры
«Назови сок, назови варенье»
Сок из малины – малиновый, варенье из малины -…
Сок из смородины -…, варенье из смородины -…
Сок из вишни -…, варенье из вишни -…
Морс из клюквы - …, варенье из клюквы -…
Морс из брусники -…, варенье из брусники -…
«четвертый лишний»
По цвету:
- черника, клюква, брусника, земляника
- черника, черная смородина, морошка, ежевика
По месту произрастания:
- клюква, брусника, земляника, клубника
- клубника, крыжовник, смородина, клюква
«Скажи какая?»
Малина (какая?) – сладкая, малиновая, садовая или лесная, спелая, ароматная, маленькая, полезная и тд.
Ежевика (какая?) - …
Крыжовник (какой?) - … |
30 сентября. Тема недели «Овощи»
Рекомендации для родителей:
Рассмотрите вместе с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, горох, свеклу, тыкву, кабачок, баклажан, редиску, перец, лук, чеснок. Напомните, что все это можно назвать одним словом «Овощи». Обратите внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус. По возможности расскажите ребенку, где и как растут овощи (на грядке или в земле), как их собирают (срывают, срезают, выкапывают, выдергивают), что из них можно приготовить (суп, борщ, щи, салат, икру, сок...)
Поиграйте в игры
«Один - много» (Вопрос: это что?)
Помидор – помидоры, баклажан -…, кабачок -…, перец -…
«Большой - маленький»
Помидор – помидорчик, огурец - …, морковь -…, тыква -…
«Назови цвет, форму, величину»
Морковь (какая?) – оранжевая, треугольная, маленькая
Капуста (какая?) - …
Кабачок (какой?) - …
«Веселый счет»
Один огурец, два огурца, три …, четыре …, пять ….
Одна свёкла, две …, три …, четыре…., пять ….
Один стручок гороха, два…, три…, четыре…, пять….
Загадайте загадки
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (Картофель)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
Никого не огорчает, Но всех плакать заставляет. (Лук) |
26 сентября. Тема недели «Фрукты»
Рекомендации для родителей:
Рассмотрите вместе с ребенком настоящие фрукты, попробуйте новые. Объясните, что все это можно назвать одним словом «Фрукты». Обратите внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус. По возможности расскажите ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте)
Поиграйте в игры
«Один - много»
Яблоко – яблоки, персик -…, банан -…, слива -…, груша – груши…
«Большой - маленький»
Яблоко – яблочко, груша – грушенька, лимон -…, апельсин -…
«Назови сок, варенье»
Сок из яблок – яблочный, сок из груш -…, сок из слив -…
Варенье из яблок -…, варенье из яблок -…, варенье из слив -…
«Веселый счет»
Один банан, два банана, три банана, …, пять бананов.
Одно яблоко, два яблока,……., пять яблок.
Одна слива, две сливы,……, пять слив.
Загадайте загадки
Само с кулачок, красный бочок,
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет...(Банан) | |