Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Как помочь "медленному" ребёнку

 

КАК ПОМОЧЬ "МЕДЛЕННОМУ" РЕБЕНКУ?

Наверное, ни для кого не секрет, что к моменту поступления в школу у будущего первоклассника уже должна сложиться многогранная самооценка. В противном случае построить взаимоотношения с учителями и сверстниками ему будет гораздо сложнее. А вот если он будет знать свои сильные и слабые стороны, то не станет задаваться перед одноклассниками, не будет страдать от собственной неуспешности, научится соизмерять свои возможности с возможностями других, понимать, что он умеет и чему должен учиться.

Большое значение для формирования самооценки ребенка имеет игра. В ней он начинает видеть свои "высоты", понимает, как их достичь. У малыша, который играет достаточно много, самооценка, как правило, вполне адекватна. Если с ребенком играют мало или ему часто уступают (так обычно ведут себя взрослые), самооценка чаще всего завышена. Очевидно, что у того, кто привык проигрывать, самооценка низка.

При этом важно, чтобы игра повторялась. Периодически участвуя в одних и тех же играх, ребенок начинает видеть свои растущие возможности, свое продвижение по определенному игровому маршруту. Достигая успеха, он начинает любить себя "нового" и стремится к самосовершенствованию, чтобы занять более высокие позиции в глазах взрослых, но в первую очередь, конечно, у сверстников. Приглядитесь к группе одногодок: в ней лидирующие позиции занимают вовсе не самые активные и бойкие дети, а самые умелые.

Совет первый: ежедневно выделять время для игр с ребенком. Иногда достаточно 15-20 минут, иногда следует поиграть подольше. Место для игр значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!

Совет второй: игры должны быть повторяющимися. Ребенок должен видеть, чему он научился, и понимать, чему он еще только учится.

Совет третий: в игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребенок должен научиться бороться. Дети, которые соревновались между собой, как отмечают исследователи, гораздо дружелюбнее. Дело в том, что у ребенка ежедневно накапливается определенный уровень агрессии, а это мощный тормоз в развитии. В игре-соревновании происходит ее сброс. Позиция "Слабо!" - как вызов - стимулирует деятельность малыша. Важно только соотносить вызов и возможности ребенка. И еще нужно помнить о том, что в игре с родителями малыш не должен все время выигрывать. Ребенку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста, не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.

Совет четвертый: не играйте, во что попало, лишь бы поиграть. Пусть постепенно ваши игры все более и более усложняются. Например, сначала научите ребенка играть в детское лото, затем в домино, в шашки (на первых порах по облегченному варианту, а потом по обычному) и т. д.

 

Совет пятый: создайте свою домашнюю систему игр с ребенком. Распределите игры между домочадцами. В одни пусть играет папа, в другие - мама, бабушка, дедушка. В некоторые игры полезно играть всей семьей.

И помните: ваши систематические игровые занятия с ребенком - это долгосрочная инвестиция в его будущее. И окупится она сполна. Ни один репетитор не сможет дать ребенку столько, сколько даст семья, заинтересованная его перспективами на будущее.

А теперь о том, какие игры, несомненно, полезны вашим детям.

Игровые упражнения для развития психомоторики

 Упражнение 1 «Скатаем шарики»  

Это упражнение развивает моторику пальцев и положительно сказывается на развитии речи.

Нужно взять несколько листочков (например, шесть) тонкой цветной (типа папиросной) бумаги размером 5 x 5 см, положить их на стол на расстоянии вытянутой руки, взять по листочку в правую и левую руки и пальцами одновременно скатывать их в шарики. Через 15 секунд разжать пальцы, чтобы скатанные шарики упали на стол. Вытянув вперед руки, взять другие листочки и повторить упражнение.

Чтобы ребенку было интересно, вы тоже скатывайте шарики. Сначала они будут рыхлыми и больше похожи на мятые бумажки. Но постепенно их форма будет становиться более четкой. Тогда задачу можно усложнить: взять бумагу плотнее, а времени на скатывание дать поменьше. Обязательно найдите применение цветным шарикам. Нарисуйте на листе бумаги клоуна-жонглера и наклейте вверху по траектории дуги самые красивые шарики (но не свои!).

Игру нужно повторять не менее одного раза в неделю. Если ваш ребенок за 10 секунд скатает тугой шарик - отлично. Тест пройден.

Упражнение 2. «Смотаем клубок»

Это упражнение развивает координацию движений и моторику рук, что очень пригодится при письме.

У каждого участника игра должно быть четыре-пять цветных шерстяных (но не очень толстых) нити, каждая длиной 2 м. Задача: смотать плотный клубочек одной рукой, затем другой. Контрольное время: для ведущей руки - 20 сек, для другой руки - 25 сек. Когда у ребенка станет получаться лучше, тогда возьмите более тонкие и длинные нити.  

Что делать с клубочками? Можно, например, на листе бумаги нарисовать котенка и корзинку. В корзинку "положить" клубочки, а самый красивый из них приклеить к лапкам котенка.

Упражнение 3. "Замри!"

Это упражнение тренирует статическое равновесие, которое является важным показателем нервно-психического развития. Чтобы играть было интересней, можно представить себя, например, Винни-Пухом в окружении пчел. "Когда ты лезешь за медом, главное, чтобы пчелы тебя не заметили", значит, Винни-Пуху нужно неподвижно замереть в определенной позе.

Вариант 1 (для детей 4-х лет). Встать прямо. Ступни ног расположить по одной прямой (пятка правой ноги приставлена к носку левой), глаза закрыть, руки опустить вдоль туловища. Взрослый размеренно считает вслух до 10. Задание не выполнено, если ребенок качнется, схватится рукой за опору, сместит ноги с первоначальной позиции. Если у малыша начнет получаться, то предложите ему постоять так 15-20 сек.

Вариант 2 (для детей 5-ти лет). Нужно с закрытыми глазами (руки опущены вдоль туловища) простоять на правой ноге 10 сек, затем передохнуть секунд 20 и постоять 10 сек. на левой ноге.

Вариант 3 (для детей 6-ти лет). Встать на правую ногу, левую ногу развернуть под углом 90° и прижать ее к колену правой ноги. Глаза закрыть. Так стоять 15 сек. Затем поменять ноги.

Вариант 4 (для детей 7-ми лет). Присесть на носочках, вытянуть руки вперед, глаза закрыть и находиться в таком положении 15 сек.

Смещение позиции, качание, балансирование руками во всех вариантах говорят о том, что тест не пройден. Будет неплохо, если вы заведете дневник достижений ребенка. Для этого возьмите обычную бумажную ленту, такую, какой, например, оклеивают окна и сделайте на ней разметки по числу секунд. Каждый раз отмечайте на ленте результат ребенка. Пусть он видит рост своих достижений.

Если упражнение ребенку не удается, то постарайтесь чаще бывать с ним на спортивной площадке, бегать, да и вообще больше двигаться. Если малыш 4-х лет выполняет задание, рассчитанное на пятилетнего, то порадуйтесь за него и за себя.  

Упражнение 4. "Скачи по ровненькой дорожке на одной ножке"

Это упражнение тренирует динамическое равновесие.

Ребенку нужно на одной ноге прыгать вперед пять метров, стараясь двигаться прямо. Ориентиров быть не должно, а вам следует оставаться за его спиной и смотреть за выполнением (отклонение на 50 см от воображаемой прямой в ту или иную сторону не допускается).  

 

Дата последнего обновления страницы 17.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения