ГБДОУ детский сад № 65
комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Страничка учителя-логопеда группы "Светлячок"

Страничку ведет учитель-логопед Сизова Валентина Алексеевна

Уважаемые родители.

Преодоление ОНР (общего недоразвития речи) - регулярная, систематическая, кропотливая работа. Успешный результат во многом зависит от эффективного взаимодействия специалистов ДОУ и семьи. Данный материал представляет собой рекомендации родителям для занятий с детьми. Игры и упражнения направлены на преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников 6-7 лет.

 

Артикуляционная гимнастика.

Каждое утро мы начинаем с зарядки, чтобы стать сильными, ловкими, здоровыми. А для того чтобы правильно и четко произносить все звуки, нужно выполнять зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для развития подвижности и ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Не забывайте о важных вещах:

- прежде чем приступить к артикуляционной гимнастике, уточните с ребенком, где у него рот, язык, кончик языка, верхняя и нижняя губа, нёбо;

- все упражнения выполняются перед зеркалом;

- занятия проводятся ежедневно, кратковременно (5-7 минут);

- добивайтесь точности выполнения упражнений, но ласково, без торопливости и раздражения.

Упражнения артикуляционной гимнастики в картинках

 

Декабрь, 2-3  неделя.

Игровые задания и упражнения по теме «Приметы зимы.

Зима в жизни людей».

1. Побеседуйте с ребенком по теме. Спросите: Какое сейчас время года? Вспомни названия зимних месяцев. Назови приметы зимы. Какие зимние природные явления ты знаешь? (Снегопад, мороз, иней, метель и т.д.). Какие зимние праздники ты знаешь?  В какие игры дети любят играть зимой? Назови зимние виды спорта.

2. Игровое упражнение «Каким бывает?» Подбери подходящие слова-определения.

Снег (какой?) – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.

Зима (какая) - …

Снежинки (какие?) - …

Лед (какой?) - …

3.  Игра с мячом «Назови спортсмена».  Образование сложных слов.

Бегает на коньках - … конькобежец

Катается на санках - …

Катается на лыжах - …

Играет в хоккей - …

Занимается фигурным катанием - …

Катается на сноуборде - …

4. Игровое упражнение «Слова поссорились». Помири слова, чтоб получилось связное предложение.

Дети, снеговик, слепили.

Мальчики, на, санки, и, катаются, девочки.

Снежки, играют, в, мальчики.

Снежинки, падать, легкие, тихо.

5. Загадки.

Гуляю в поле, летаю на воле,

Ворчу, верчу, всё снегом закручу! ________________

 

Без рук рисует, без зубов кусает.

Не огонь, а жжётся. __________________

6. «Придумай предложения»  по картинке используя слова:

 


Наехал, заехал, отъехал, переехал, уехал, объехал, откатился, закатился, укатился, прикатился, перекатился.

 

Декабрь,1 неделя.

Игровые задания и упражнения по теме «Дом, в котором я живу».

1. Побеседуйте с ребенком по теме. Спросите: Как называется страна, город, в котором мы живем. Назови свой адрес. Почему нужно знать свой адрес? Кому можно говорить свой адрес, а кому – нет?

2. Игровое упражнение «Какой дом?»

 

Дом из кирпича – кирпичный

Дом из дерева - ...

Дом из камня - …

Дом из бумаги - …

Дом из картона - …

Дом из соломы – …

Дом из снега - …

Дом из панелей - …

 

3.  Игра «Гномик и великан» 

Дом: у гномика – домик, а у великана – домище

Город: у гномика - …., а у великана - …

Мост: у гномика - …, а у великана - …

Комната: у гномика - …, а у великана - …

4. Игровое упражнение  «Многоэтажные дома»

 

1 этаж – одноэтажный дом

2 этажа - …

3 этажа - …

4 этажа - …

много этажей –

1 комната - …

2 комнаты - …

5 комнат - …

6 комнат - …

 

5. «Расскажи-ка». Составь рассказ «Мой дом» по плану.  

Назови свой адрес. Сколько этажей в твоем доме? Сколько подъездов в доме? Из какого строительного материала построен дом? На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в квартире (доме)?  Назови все комнаты и специальные помещения. Что находится рядом с твоим домом? Твое отношение к своему дому.

Ноябрь,4 неделя.

Игровые задания и упражнения по теме «Осень (обобщение)».

1. Побеседуйте с ребенком по теме. Спросите: Когда наступает осень? Назови осенние месяцы. Вспомни приметы осени в природе (солнце, небо, земля, деревья). Что делают птицы и животные осенью? Труд человека в осенний период. Осенняя одежда. Любишь ли ты осень? Почему?

2. Игровое упражнение «Назови, какая погода». 

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.

Если дует ветер – …, если на улице холодно, какая погода? - …, если пасмурно – …, если сыро – …, если хмуро – …, если солнечно – …, если ясно – … .

 

3.  Игра «Составь предложение». Работа с деформированными предложениями.

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеет, на, листья, деревья.

Земля, трава, увядает, на.

Улетают, юг, на птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

4. «Объясни пословицу». Почему так говорят?

1. Холоден сентябрь, да сыт. 2. Сентябрь птиц в дорогу погнал.

3. Плачет октябрь холодными слезами. 4. Ноябрь — ворота зимы.

5. Мнемотаблица «Осень» (см. таблицу в тетради)

Цель: обобщить представления детей об осенних изменениях в природе, развивать умение составлять описательный рассказ.

1 – солнце меньше светит и греет; 2 – стало больше пасмурных дней; 3 – часто идут дожди; 4 – дуют холодные ветры; 5 – температура воздуха понижается; 6 – на огородах, в садах, в лесу, на полях созрел урожай; 7 – люди делают на зиму заготовки, а звери запасы; 8 – люди надевают теплую одежду; 9 – перелетные птицы улетают на юг; 10 – листья на деревьях становятся разноцветными, начинается листопад; 11 – насекомые прячутся на зиму; 12 – день становится короче, а ночь длиннее. ?

Ноябрь,3 неделя.

Игровые задания и упражнения по теме «Домашние животные и птицы».

1. Побеседуйте с ребенком по теме. Спросите: Каких домашних животных ты знаешь? Каких домашних птиц ты знаешь? Какие животные живут в квартире человека, какие – на ферме? Как нужно ухаживать за домашними животными? Какую пользу приносят домашние животные и птицы?

2. Игровое упражнение «Маленький, большой, еще больше». Образование слов с суффиксами ик, ищ.

Котик – кот – котище

Ротик – … - …

Носик – … - …

Лобик – … - …

Хвостик – … - …

Усики – … - …

Глазки – … - …

 

3.  Игра  «Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Пример: Взрослый произносит: «Мяу-мяу, хрю-хрю», а ребенок  комментирует: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает».

«Гав-гав, мяу-мяу»

«Му-му, хрю-хрю»

«бе-бе, иго-го» (блеет, ржет)

«Хрю-хрю, гав-гав»

«Га-га-га, ко-ко-ко» (гогочет, кудахчет)

4. Подумай! Догадайся, каким будет 4-е слово, и объясни, почему ты так решил(а).

Собака – щенок, гусь - …

Рыба – чешуя, курица - …

Коза – козье, корова - …

Кошка – молоко, овца - 

Корова – бык, курица - …

Свинья – свинарник, лошадь - …

5. «Клички животным». Придумай клички детенышам домашних животных, чтобы по ним можно было определить их характер и внешний вид. Например, котенку – Игрунчик (потому что любит играть), Царапка (…), Тигренок (…), Рыжик (…) и т.д.

Жеребенку – Весельчак, Сластена, Звездочка, Белолобый …

Щенку - …                                     

Козленку - …

Крольчонку - …                            

Теленку - …

6. Упр. «Расскажи-ка».

Расскажи о своем любимом домашнем животном по плану.

 

 

Ноябрь,2 неделя.

Игровые задания и упражнения по теме «Дикие животные».

1. Побеседуйте с ребенком по теме. Спросите: Какие дикие животные живут в наших лесах? Почему их называют дикими? Чем питаются дикие животные (хищные и травоядные)? Как называется жилище лисы (медведя, волка, белки, ежа)? Как дикие животные готовятся к зиме? Кто впадает в спячку? Кого называют санитаром леса?

2. Игровое упражнение «Назови семью».

 

Папа – волк, мама – …, детеныши – …, семья – волчья.

Папа – медведь, мама - …, детеныши - …, семья - …

Папа – заяц, мама - …, детеныши - …, семья - …

Папа – лось, мама - …, детеныши - …, семья - …

Папа – кабан, мама - …, детеныши – поросята, семья - …

Папа – еж, мама - …, детеныши - …, семья - …

3.  Игра  «Подбирай, называй». Назови как можно больше слов-признаков.

Медведь (какой?) – бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный…

Лиса (какая?) - …

Заяц (какой?) - …

Белка (какая?) - …

4. Загадки.

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. 

Симпатичен, сер, усат, хвост — шлагбаум полосат.
Пищу грязной не грызёт — моет всё в воде.

Есть в реке работники, не столяры, не плотники.
А выстроят плотину, хоть пиши картину.

Зимой спит, летом ульи ворошит.

5. Упражнение «Расскажи-ка». Послушай рассказы, перескажи один из них.

Белка.

Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила – теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.

Как закрутит метель – белка скорей в свое дупло спешит. В нем тепло, уютно, внутри сухой подстилкой выстлано. Белочка свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.

Ёж.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.

В ясные осенние дни готовит себе ёж теплое зимовище, таскает  нору сухие листочки и мягкий мох. Скоро он заберется в логово на всю долгую зиму.

 По И. Соколову-Микитову

6. «Кто спрятался на картинке?»

 

Октябрь, 5 неделя.

Игровые задания и упражнения по теме «Обувь, головные уборы».

1. Побеседуйте с ребенком по теме. Спросите: Для чего нужна обувь? Что мы обуваем летом, зимой, осенью, весной? Какая обувь нужна для занятий спортом? Какую обувь носят только женщины, мужчины? Из какого материала изготавливают обувь? Как нужно ухаживать за обувью? Рассмотри внимательно свою обувь, назови части обуви (голенище, подошва, каблук, ремешки, шнурки, язычок).

Назови головные уборы сказочных героев: Незнайки, почтальона Печкина, Деда Мороза, Снегурочки, Красной шапочки.

2. Игровое упражнение «Какие головные уборы носят люди разных профессий?»

 

У строителя, пожарного, шахтера - …

У врача - …

У повара - …

У космонавта - …

У пчеловода - …

У полицейского - …

3.  Игра  «Объясни поговорку, пословицу».

По Сеньке и шапка.

Дело в шляпе.

Два сапога пара.

Сапожник без сапог.

На воре и шапка горит.

По одежке встречают, по уму провожают.

4. Упражнение «Что можно считать парами?»

Одна пара сапог, две пары сапог … пять пар сапог.

Одна пара носков, две пары носков … пять пар носков.

Одна пара туфель, две пары туфель … пять пар туфель.

Одна пара ботинок, две пары ботинок … пять пар ботинок.

Одна пара перчаток, две пары перчаток … пять пар перчаток.

5. Составь рассказы-сравнения.

Составь рассказы-сравнения каждой пары предметов по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о … (футболке и куртке).

 

Ноябрь,1 неделя.

Игровые задания и упражнения по теме «Перелетные птицы».

1. Побеседуйте с ребенком по теме. Спросите: Каких перелетных птиц ты знаешь? Почему их так называют? Когда они улетают? Куда и почему улетают? Когда возвращаются? Какую птицу называют вестником весны? Как улетают птицы? (Гуси, утки, лебеди — вереницей, цепочкой; журавли — клином; ласточки, грачи, скворцы — стаей; кукушки — поодиночке).

2. Игровое упражнение «Новые слова»

У утки короткий хвост – значит, это короткохвостая утка.

 

У грача острый клюв – значит, это …

У гуся красные лапы – значит, это …

У цапли длинные ноги – значит, это …

У грача черные крылья – значит, это …

У аиста тонкая шея – значит, это …

3.  Игра  «Объясни поговорку, пословицу».

Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.

Лебедь несет на носу снег.

4. Упражнение ««Кто как кричит?»

Ласточка – …щебечет.

Грач – …кричит «гра».

Соловей – …заливается, свистит, щелкает.

Кукушка – …кукует.

Журавль – …курлычет.

Жаворонокг – …звенит.

5. Упражнение «Расскажи-ка». Послушай рассказы, перескажи один из них.

ПЕРВЫМИ ТРОНУЛИСЬ В ПУТЬ.

Первыми улетают от нас быстрокрылые стрижи. Почему они улетают так рано, уже в августе, когда в воздухе еще достаточно комаров и мошек? Вот ласточки еще не тронулись в путь, а ведь они тоже питаются летающими насекомыми.

В августе воздух около земли еще теплый, но чем выше, тем он холоднее. Высоко в воздухе насекомые уже не летают, поэтому для стрижей уже не достаточно добычи. Они и улетают от нас раньше ласточек.

По Г. Скребицкому

УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ.

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю болота остановились на отдых. Еще до рассвета проснулись журавли. Чуть светилась над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Снова поднялись журавли высоко в небо. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные клики.

- До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.

По И. Соколову-Микитову

6.Игра «Узнай по силуэту»

 

Октябрь, 4 неделя.

Игровые задания и упражнения по теме «Одежда».

1. Игра с мячом «Лови и отвечай». Взрослый задает вопрос и кидает мяч, ребенок отвечает  и бросает мяч обратно.

 

- Что можно связать?

- Что можно завязывать?

- Что можно надеть?

- Что можно обуть?

- Что можно застегнуть?

- Где продают одежду?

- Кто работает в магазине?

- Где шьют одежду?

- Кто шьет одежду?

- Что делают в магазине?

- Кто покупает одежду?

- Какая одежда бывает? 

 

2. Игровое упражнение «Скажи наоборот». Усвоение глагольного словаря по теме, подбор антонимов.

 


Надевать – …снимать

обувать – … разувать

покупать - … продавать

завязывать – … развязывать

застегнуть – … расстегнуть

гладить – … мять

повесить – … снять

обуваться – … разуваться. 

 

3.  Упражнение «Из чего – какой?» Образование относительных прил. 

Пиджак сшили из шерсти. Он …

Платье сшили из шелка. Оно…

Футболку сшили из трикотажа. Она…

Плащ  сшили из кожи. Он…

Шубу сшили из меха. Она … 

4.  Загадки.

Входишь в одну дверь,
а выходишь из трех,
Думаешь, что вышел,
а на самом деле зашел.

 

В раздевалке я служу,
На весу пальто держу.

 

А ну-ка, ребята, кто угадает:
На десять братьев двух шуб хватает?

 

Днем обручем, ночью змеей.

 

5. Составь рассказ на тему «Какую одежду мы носим осенью» по следующему плану:

1. Почему мы осенью одеваемся теплее, чем летом?

2. Что надеваем на тело?

3. Что носим на голове, шее, руках?

4. Что мы носим на ногах? (в сухую погоду и в дождь)

5. Когда берем с собой зонт?

Октябрь, 3 неделя.

Игровые задания и упражнения по теме «Деревья, кусты».

1. Побеседуйте с ребенком по теме. Спросите: Какие лиственные деревья ты знаешь? Перечисли хвойные деревья. В чем разница между хвойными и лиственными деревьями? Чем отличаются кустарники от деревьев? Назови кустарники. Какую пользу приносят деревья? Как изменяются деревья в разное время года (осень, весна, лето, зима)? Назови части дерева (корни, ствол, ветки, листья, крона). Какие деревья и кустарники растут на нашем участке?

2. Игровое упражнение «Назови листья»  (образование относит. прил.)

 

Лист ивы (какой?) - …

Лист клена - …

Шишка сосны - …

Шишка ели - …

Пух  тополя - …

Ветка рябины - …

Куст смородины - …

Роща из берез - …

 

3.  Подумай «Что лишнее и почему?»

Клен, рябина, ель, осина;  

яблоня, груша, слива, рябина;  

береза, дуб, клен, смородина.

4.  Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

ЛЕС ОСЕНЬЮ.

Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

По Г.Скребицкому и В.Чаплиной

1. О каком времени года говорится в рассказе?

2. Какого цвета лес был летом?

3. Какого цвета стали березки и клены осенью?

4. Какие деревья не изменили своего цвета?

5. Как кружатся листья в воздухе?

Раскраска "листья" (можно скачать)

 

Октябрь, 2 неделя.

Игровые задания и упражнения по теме «Ягоды и грибы».

1. Побеседуйте с ребенком по теме. Спросите: Какие ягоды ты знаешь? Где и как растут ягоды? (В саду, поле, лесу, болоте; на дереве, кусте, земле, гроздьями, по одному).  Перечисли садовые, лесные ягоды. Знаешь ли ты самую большую ягоду? Что можно приготовить из ягод? В чем польза ягод? Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко).

Какие грибы ты знаешь? Какие грибы являются ядовитыми? Как правильно нужно собирать грибы? Назови части гриба (шляпка, ножка, грибница).

2. Игра «Объясни выражения, пословицы». 

Грибной год. Грибной дождь.

Бояться волков – жить без грибков.

Назвался груздем – полезай в кузов.

3. Игровое упражнение «Назови варенье»  (образование относит. прил.)

 

Варенье из малины (какое?) - …

Варенье из смородины - …

Варене из облепихи - …

Варенье из брусники - …

Варенье из черники - …

Варенье из земляники - …

Варенье из вишни - …

Варенье из рябины - …

 

4.  Учимся рассуждать  «Почему так называется?» 

Подосиновик, сыроежка, поганка, подберезовик, мухомор, рыжик, лисички, опята, ложные опята, волнушки, подосиновик, белый гриб (боровик), маслята.

5.  Упражнение «Расскажи-ка». Составь рассказы-сравнения  каждой пары грибов по картинному плану.

Начни рассказ так: Я хочу рассказать о …(боровике и лисичке).

Октябрь, 1 неделя.

Игровые задания и упражнения по теме «ОВОЩИ».

1. Побеседуйте с ребенком по теме. Спросите: Какие овощи ты знаешь? Где растут овощи? Когда сажают, убирают? Как ухаживают за овощами летом? Назови овощи красного (желтого, оранжевого, зеленого) цвета. Что можно приготовить из овощей?  В чем польза овощей?

2. Игра «Исправь ошибку» (образование относительных прил.) Исправленные предложения ребенок  проговаривает  целиком. 

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука.

Капустный пирог приготовим из кабачка.

Огуречный салат приготовим из помидор.

Гороховый суп приготовим из редиски.

Тыквенное повидло приготовим из укропа.

3. Игровое упражнение «Богатый урожай»  (согласование  числит. с  сущ.)

1 кабачок  - 2 …кабачка  - 5 …кабачков

1 тыква – 2 …тыквы –  5 …тыкв

1 помидор – 2 …помидора – 5 …помидоров

1 свёкла – 2 …свёклы – 5 …свёкол

4.  Игра на внимание «Вершки и корешки»

Взрослый  называет овощ, ребенок показывают движениями, где он произрастает:  если на земле — тянет руки вверх, если под землёй — приседает.

5.  Упражнение «Расскажи-ка». Составь рассказы об овощах по плану.

Образец: Огурец зеленого цвета, овальный, среднего размера. Он сочный. Растет в огороде, на грядке или в теплице. Огурец на ощупь твердый, гладкий или с пупырышками. Снаружи покрыт тонкой кожицей, внутри у огурца – мелкие белые семена. Огурец можно есть сырыми, приготовить салат. Для долго хранения огурцы солят или маринуют.

 

Сентябрь, 4 неделя.

Игровые задания и упражнения по теме «ФРУКТЫ»

1. Побеседуйте с детьми по теме, вам помогут вопросы: Какие фрукты ты знаешь? Где растут фрукты? Что можно приготовить из фруктов? Про какие фрукты можно сказать, что они круглые (овальные, продолговатые)? Назови красные (желтые, оранжевые, зеленые, синие) фрукты. Чем полезны фрукты?

2. Игровое упражнение на образование относительных прилагательных «Какой сок получится?»

Сок из яблок (какой?) – яблочный

Сок из апельсина – …

Сок из винограда – …

Сок из персика – …

Сок из абрикоса - …

Сок из банана - …

Сок из яблока и груши - …

Сок из яблока и вишни - …

Сок из нескольких фруктов - …

3. Игра «Веселый счет»  (согласование  числительных с  существительными)

1 слива - 2 сливы - 5 слив

1 яблоко – 2 …, 5 …

1 банан – 2 …, 5 …

1 лимон – 2 …, 5 …

4.  Игровое упражнение «Подумай!»

Что лишнее и почему? Яблоко, груша, помидор, апельсин.

Чего в лесу больше – яблок или яблонь?

5.  Играем всей семьей! «Придумай загадку»

Опиши по  плану любой фрукт, не называя его. Пусть другие отгадают.

Пример: Этот фрукт оранжевый, круглый, среднего размера, кисло-сладкий. (Апельсин)

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»