Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Страничка учителя-логопеда группы "Лучик"

Страничку ведет учитель-логопед Сизова Валентина Алексеевна

Уважаемые родители.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи  - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в детском саду и в семье. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от тесного взаимодействия в работе специалиста и родителей ребенка.

Материал, который размещается на страничке, представляет собой игровые упражнения по лексическим темам. Используя предложенный материал дома, родители получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, т.е. в повседневной жизни. 

 

Артикуляционная гимнастика.

Каждое утро мы начинаем с зарядки, чтобы стать сильными, ловкими, здоровыми. А для того чтобы правильно и четко произносить все звуки, нужно выполнять зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для развития подвижности и ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Не забывайте о важных вещах:

- прежде чем приступить к артикуляционной гимнастике, уточните с ребенком, где у него рот, язык, кончик языка, верхняя и нижняя губа, нёбо;

- все упражнения выполняются перед зеркалом;

- занятия проводятся ежедневно, кратковременно (5-7 минут);

- добивайтесь точности выполнения упражнений, но ласково, без торопливости и раздражения.

Упражнения артикуляционной гимнастики в картинках

2019-2020 учебный год 

Уважаемые родители! За текущий период 2019-2020 учебного года благодаря тесной взаимосвязи нам с вами удалось добиться значительных успехов. У каждого из детей наблюдается положительная динамика в развитии речи, поставлены большинство звуков.

Важно продолжить работу по обогащению словаря детей, развитию связной речи и, конечно же, автоматизации поставленных звуков. Надеюсь, что период «длинных выходных» вы проведете с пользой. На странице логопеда вы по-прежнему сможете найти игры по лексическим темам для детей.

Следите за правильным произношением поставленных звуков в речи, развивайте  самоконтроль у детей за своим произношением.

Развивайте мелкую моторику: рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, взаимосвязь мелкой моторики и речи – давно доказанный факт!

Учите с детьми стихи, скороговорки, отгадывайте загадки.

Читайте художественную и познавательную литературу, задавайте вопросы и обсуждаете прочитанное с ребенком.

В возрасте 5-6 лет у многих детей появляется интерес к знакомству с буками и чтению. Для самостоятельных занятий с детьми рекомендую «Букварь» Н.С.Жуковой с методическими подсказками для родителей.

Игровые упражнения по лексическим темам:

Рекомендации родителям для занятий с детьми в летний период.  (вариант для печати в PDF скачать)

Здравствуй, лето!

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наступила долгожданная и всеми любимая пора - лето. Но как провести каникулы с пользой - чтобы ребенок как следует отдохнул, набрался сил, но в тоже время и не забыл все, чему  удалось научиться за год?

Заниматься нужно только в игре, такие занятия будут гораздо продуктивнее сидения за столом с книгами. Я хочу предложить вам игры и упражнения на развитие речи ребенка, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

I. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

1. Игра «Я знаю пять…» - предложите ребенку вспомнить и назвать пять названий игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели, овощей, фруктов, животных… и т.д.

2. Игра «Назови части» - вспоминаем и называем части тела (голова, руки, ноги, живот, спина, грудь), части лица (лоб, нос, рот, глаза, щеки, подбородок, ноздри, брови, ресницы), части мебели, например шкафа (ножки, дверцы, ручки), части автомобиля, части велосипеда и т.д.

3. Игра «Назови одним словом» - игра, позволяющая развивать и закреплять способность обобщать. Как назвать одним словом - кровать, диван, стол? Комар, пчела, стрекоза – это…? Март, апрель, май – это..?

Более сложный вариант игры «Четвертый лишний» или «Что не подходит?» Волк, белка, кошка, медведь (лишняя кошка, т.к. домашнее животное, остальные - дикие).

Платье, рубашка, пальто, туфли.

Репа, кукуруза, груша, перец.

Огурец, яблоко, горох, картофель.

Груша, лимон, тыква, яблоко.

Автобус, троллейбус, трамвай, комбайн.

Подберезовик, мухомор, белый гриб, сыроежка.

4. Игра «Скажи наоборот» - учим ребенка подбирать слова с противоположным значением (антонимы)  и образовывать пары: друг-враг, тишина-шум, легкий - тяжелый.  

Возможные варианты пар слов для игры «Скажи наоборот»:  смелый – трусливый, сытый – голодный, умный – глупый, сильный – слабый, холодный – горячий, новый – старый, грязный – чистый, широкий – узкий, мелкий – глубокий, высокий – низкий, толстый – тонкий.

Подобным образом можно называть не только прилагательные, но и наречия: быстро – медленно, мелко – глубоко, рано – поздно, трудно – легко, светло – темно, близко – далеко, низко – высоко и т. п.; а так же глаголы с противоположным действием: бросил – поймал, одел – раздел, поднял – опустил, нашел – потерял, плывет – тонет, дал – взял, налил – вылил, ушел – пришел, влетел – вылетел.

5. Игра «Кто что делает?» - развиваем глагольный словарь.  Что делает птичка? - сидит, летит, поет. Что делает заяц? - заяц скачет, прячется, грызет. А что делает рыба?

Как подают голоса животные? Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет и т. д.

Кто как передвигается? Лошадь - скачет, змея - ползает, птица - летает, рыба - плавает, лягушка - прыгает….

Так же предложите ребенку вспомнить, какие трудовые действия совершают представители разных профессий.

6. Игра «Какое что бывает?» - подбираем как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

Что бывает зеленым? - огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска…

широким - река, дорога, лента, бульвар, улица …

маленьким - котенок, мышка, лисенок, брат, хомячок, мальчик …

вкусным  - конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт …

пушистым - белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф, лиса …

 

II. РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1. Игра «Один-много» - развиваем и закрепляем у ребенка способность образовывать форму множественного числа имен существительных: один стол, а если их много, то это столы; кот-коты, дом-дома, окно-окна, лист-листья…

2. Игра «Сколько?» - развиваем способность согласовывать имена числительные с именами существительными. Гуляя с ребенком на улице предложите ему сосчитать любые предметы, например, дома: один дом, два дома, пять домов; окна, машины, мячи, птиц, листья …

3. Игра «Назови ласково» - развиваем способность ребенка пользоваться суффиксальным способом словообразования. Взрослый называет большой предмет, а ребенок маленький, причем маленький предмет нужно назвать «ласково»: большой мяч - маленький мячик; дом - домик, яблоко - яблочко, елка - елочка…

4. Игра «Какой, какая, какое?» - развиваем способность ребенка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа. Апельсин какой? - оранжевый, круглый, сладкий…

Ведерко какое? - желтое, пластмассовое…

5.  Игра «Назови детеныша» - развиваем умение образовывать название детенышей животных. У кошки котенок, а у козы - …?

У лисы - …, у утки - … , у зайца - …. , у медведицы - … , у коровы - …, у свиньи - …, у лошади - …

Более сложный вариант игры - «Назови семью».

Мама – медведица, папа - …, детеныш - …

Мама – корова, папа - …, детеныш - …

Мама – курица, папа - …, детеныш - …

Мама – утка, папа - …, детеныш - …

6. Игра «Чей, чья, чье, чьи?» - развиваем способность образовывать притяжательные прилагательные: Очки бабушки - бабушкины. А как сказать про сумку мамы? А про хвост лисы? Про берлогу медведя?

Лапа зайца - …, гнездо вороны - …, миска собаки - …, хвост кошки - …, след воробья - … и т.д.

7. Игра «Из чего – какой?» - развиваем способность образовывать относительные прилагательные.

Сок из яблок – яблочный, варенье из смородины - …, суп из овощей - ...,

дом из дерева - …, дом из кирпича - …, стакан из стекла - …, кастрюля из металла - … и т.д.

8.  Игра «Скажи где?» Так же необходимо развивать умение ребенка пользоваться предлогами: «Где сидит птичка?» (на дереве), где летает бабочка? (над цветком), куда положили покупки? (в сумку)… 

 

III. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

1. Игра  «Повторюшка» - развиваем способность отраженно повторять слоги: па-ба, да-та, са-за, ма-ба, ва-ка, на-ня…

цепочки слогов и слов: ба-па-ба, да-та-да, га-ка-ка, тя-та-тя; кот-год-кот, бочка-почка-бочка, мишка-мышка-мишка…

2. Игра  «Назови первый (последний) звук в слове» - взрослый акцентировано произносит начальный звук слове (начинать лучше с гласных) – Оля, аист, удочка, и предлагает ребенку определить какой звук первый в слове. Аналогично выполняется задание на выделение конечного согласного звука: суп, кот, лимон, сок.

3. Игра «Сколько звуков в слове?» Шестилетнему ребенку можно предложить задание на определение количества звуков в словах: бык, дом, вата, банан…

4. Игра «Что я вижу на звук …» Взрослый загадывает слово на определенный звук, ребенок отгадывает его. Затем можно поменяться ролями.

 

IV. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Чтобы речь ребенка была понятна вам и окружающим необходимо вызывать у него желание о чем-то рассказывать, учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Расспрашивайте ребенка о важных для него событиях, внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию, подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

Упражнения для формирования связной речи: описание предметов по картинке и по памяти;  пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок и т.д.

 

Также рекомендую подключить игры с песком, водой, с мячом - это отличная база для развития мелкой и крупной моторики. Не забывайте об общении детей на улице, на игровых площадках, в коллективных подвижных играх.

Желаю деткам хороших каникул, радостных событий и отличного настроения!!!!

Валентина Алексеевна

 

Использованный материал:

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и воспитателям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: «Литера», 2010

https://yandex.ru/search/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/10/06/rechevye-igry-dlya-doshkolnikov

Май, 4 неделя.

Тема № 33.  Весна (обобщение).   

1. Беседа по теме. Какое сейчас время года? Вспомни названия весенних месяцев, приметы поздней весны. Какие изменения произошли в природе? Как ведут себя лесные звери и птицы весной? Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками, растениями луга и сада весной? Какие весеннее-полевые работы начались в саду и в поле?

2. Игровое упражнение «Почему так говорят?» Объясни смысл пословиц.  

Весенний день год кормит.

Больше землю удобряй – выше будет урожай. 

Труд кормит, а лень портит.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

3. Игра «Когда это бывает?» Ранняя весна или поздняя весна?   

Увеличивается день - …

распускаются цветы - …

начались весенне-полевые работы - …

пригревает солнышко - …

снег потемнел и начал таять - …

появились проталины - …

на реках тает и трескается лед - …

появились трава и листья - …

капель - …

4.    «Расскажи-ка». Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи.

Весенние заботы (по Т. Шорыгиной).

Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу. В саду - окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима - с запасами.

Вопросы:

- Что делают люди в саду?

- Что делают люди в огороде?

- Для чего они все это делают?

5. Игра со звуками «Гласные спрятались».

Какие гласные звуки ты знаешь? Сколько всего гласных звуков? Вспомни стихотворение, которое мы учили про гласные звуки:

Гласные в душе артисты,

Они очень голосисты.

Нет во рту у них преград,

Каждый спеть их очень рад.

Знаем гласные мы все:

А О У И Ы Э

Какие гласные звуки спрятались в словах:

- кот, дом, танк, слон, жук, сыр, мышь, сад …

- рыба, книга, рука, киви, экран, шарик, зима, горы, утка …

- машина, капитан, молоко, ножницы, кисточка …

Май, 3 неделя.

Тема № 32.  Насекомые.   

1. Беседа по теме. Каких насекомых ты знаешь? Рассмотрите несколько картинок с насекомыми.  Какие части тела у них есть (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики)? Где живут?  Какую роль это насекомое играет в окружающем мире (пользу приносит или вред)?

2. Игра «Четвертый лишний» (назови лишний предмет,
объясни свой выбор, используя слова «потому что») 
Муха, муравей, грач, пчела. 
Стрекоза, жук, гусеница, собака. 
Паук, голубь, синица, сорока. 
Бабочка, таракан, муха, комар. 
3. Игровое упражнение «Сосчитай»
Один комар, три комара, пять комаров… 
Одна оса …

Один кузнечик…

Одина муха…

Один жук …

4. Игра  «Насекомые - великаны»

Не паук, а ... паучище 
Не муравей, а …

Не таракан, а …

Не жук, а …

5.  «Составь предложение из слов».  
Цветок, села, на, бабочка. 
По, ветка, ползает, гусеница. 
Листок, под, жук, спрятался. 
Червяк, из, выползает, земля. 
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка. 
Паутина, муха, в, попалась. 

6. Игра со звуками «Какой одинаковый звук есть во всех словах?»

Шуба, кошка, мышь (звук Ш)

Жук, жаба, лыжи (звук Ж)

Чайник, ключ, очки (звук Ч)

Щетка, ящик, щавель (звук Щ)

Коса, усы, нос (звук С)

Коза, замок, зуб (звук З)

Цветок, яйцо, курица (звук Ц)

Лодка, стул, лампа (звук Л)

Рыба, ковер, крыло (звук Р)

Май, 2 неделя.

Тема № 31.  День Победы.   

1. Беседа по теме. Какой праздник мы отмечаем 9 мая? Что такое граница?  Почему нужно охранять Родину? Почему День Победы отмечают 9 мая? Почему в этот день поздравляют ветеранов? Объясни слова: подвиг, победа, героический поступок, защитник, ветеран, штурмовик, партизаны.

2. «Объясни пословицу». Почему так говорят?

Мир строит, а война разрушает.

Где смелость, там и победа.

Кто за Родину горой, тот и истинный герой.

3. Упражнение «Вставь пропущенный предлог» .

Военные лётчики защищали нашу Родину … небе.

Моряки воевали … врагом … море.

Танкисты сражались …танке.

Пограничники охраняли нашу Родину … границе.

Артиллеристы стреляли из пушек … фашистским танкам.

4. «Продолжи предложения». Придумай окончание предложению и повтори его полностью.

9 Мая - …
Все поздравляют ветеранов с …
В этот день ветеранам дарят …
Люди идут возлагать цветы к …
У Вечного огня уже лежит много …
На Красной площади проходит …

5. «Сочини историю». Придумай продолжение истории.

Слушал мальчишка рассказы дедушки-фронтовика о войне. И сам очень мечтал кого-нибудь спасать, защищать. Однажды на улице увидел он плачущего малыша...

6. Игра со звуками «Цепочка слов».

Задача: закрепить умение у детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: Яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.

Май, 1 неделя.

Тема № 30. Моя Родина – Россия.

1. Беседа по теме. В какой стране мы живём? Назови столицу нашей страны. Какие города России ты еще знаешь? Назови герб и флаг нашей страны.

2. Упражнение «Скажи правильно» .

А) «Много чего?» (родительный падеж множественного числа)

В нашей стране много (чего?) полей…

(реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы, равнины, поселки, деревни, луга)

Б)  «Полюбуйся!» (творительный  падеж единственного и множественного числа)
Мы любуемся (чем?) полем, полями…
(река, озеро, площадь, улица, поляна, луг, гора, салют, лес, равнина, море, сад)

3. «Объясни пословицу». Как ты понимаешь смысл пословиц?

Всякому мила своя сторона.

Москва – сердце России.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Человек без Родины, что соловей без песни.

4. «Расскажи-ка» . Послушай рассказ, ответь на вопросы. Перескажи самостоятельно.  

Отец приказал сыновьям, чтобы жили  в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!».

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке.

Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь  - вас всякий легко погуит».

Л. Толстой

 Вопросы:

Что отец приказал сыновьям?

Послушались сыновья отца?

Что отец велел принести? Зачем?

Удалось сыновьям сломать веник сразу?

Как сыновья сломали веник?

Что сказал отец?

5. Игра на развитие фонематического слуха  «Потерявшиеся слова» (выполняется на слух).

1) Найти в слове ПЛУГ место, где пасутся коровы и лошади. 

2) Найти дерево в слове ШМЕЛЬ.

3) Найти зимнее слово в названии птицы СНЕГИРЬ.

4) Найти домашнее животное в слове СТРЕКОЗА.

5) Найди в слове НЕЗАБУДКА домик для щенка.

6) Найди цветок в слове ГРОЗА.

7) Найди овощ в слове КАБЛУК.

8) Найди в слове ЯГОДА обозначение двенадцати месяцев.

9) Измени звук в слове ВРАЧ, чтоб получилась птица.

10) Какой звук нужно заменить, чтоб ЧАЙКА превратилась в ЧАШКУ?

Апрель, 4 неделя.

Тема № 29.  Лес, растительность, первоцветы.   

1. Беседа по теме. Что растет в лесу? Кто живет в лесу? Какие бывают леса? Какие деревья растут в хвойном лесу, а какие - в лиственном?

Что можно делать в лесу? (собирать грибы и ягоды, отдыхать, слушать птиц…).

Что нельзя делать в лесу? (рвать цветы, ломать деревья, разрушать муравейники…).

«Подумай!» Чего в лесу больше – деревьев или веток? Муравьев или муравейников? Деревьев или листьев?

2. Игровое упражнение «Один - много».

Дерево – деревья, куст – кусты, ветка - …, муравей - …, травинка - …, змея - …, ящерица - …, лиса - …, крона - … , зверь - …, птица - …., кустарник - …, орех - …, тропинка - …, цветок - …

3. «Незнайка в лесу». Однажды Незнайка пошел в лес и придумал рассказ. Исправь ошибки Незнайки.   

«Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползает над веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цвет растут под деревом.»

4.  «Расскажи-ка». Рассмотрите с ребенком картинку леса.

Послушай рассказ и перескажи. Почему текст  так называется?

Лес – наше богатство!

Перед нами – лес. В лесу много разных деревьев. Есть деревья хвойные – елка, сосна, а есть лиственные – береза, осина, липа, дуб, клен. У дерева есть ствол, он покрыт корой. Ветки с листьями – это корона. А еще у дерева есть корни, они питают дерево соками из земли. А вот – кусты, они ниже и тоньше деревьев. На земле много разных растений: трава, цветы, мох.

Лес – это дом для зверей, птиц и насекомых. Лес приносит нам пользу: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы отдыхаем, наслаждаемся природой. Лес – наше богатство. Берегите лес!

5. Игры со звуками.

Назови первый звук в слове: поляна, ручей, озеро, чаща, бабочка, грибы, мухомор, подосиновик, сыроежка ….

Назови последний звук: ягоды, кустарник, соловей, ствол, еж, лист, волк, лиса ….

Апрель, 3 неделя.

Тема № 28. Мой город Санкт-Петербург.  

1. Беседа по теме.  Как называется наша страна? Назови столицу. Как называется город, в котором мы живем? Назови своей адрес. Какие еще названия имел  наш город? (Петроград, Ленинград).  Кто основал город? Как называется главная река Санкт-Петербурга?  Какие достопримечательности города ты знаешь?

2. Игра «Семейка слов». Давайте образуем слова из одной семейки (однокоренные слова) со словом Петербург.

Как называют жителей Петербурга? – Петербуржцы.

Какие улицы в Петербурге? – Петербургские.

Как называют жительницу? – …

Как называют жителя Петербурга? – …

3.  Игровое задание «Сравни». Составь предложения по образцу.

Улица длинная, а шоссе еще … (длиннее).

Бульвар широкий, а проспект еще …

Старое здание прочное, а новое еще …

На улице шумно, а на площади еще…

Дерево высокое, а дом еще…

Сквер чистый, а двор еще …

В сквере тихо, а в парке еще …

В цирке интересно, а в театре еще … (Возможны два варианта интереснее и интересней,  но -ей носит разговорный оттенок).

4. «Расскажи-ка». Послушай внимательно рассказ, перескажи.

ГОРОД МУЗЕЕВ.

В нашем городе есть бесценные сокровища, которые помогают людям стать умнее, добрее, красивее, делают их жизнь интереснее.

В Санкт-Петербурге много музеев – зданий, где собраны картины, редкие книги, изделия ювелиров. Да и сами городские здания, ограды и мосты настолько красивы и неповторимы, что город часто называют музеем под открытым небом.

Л.Ермолаева, И.Лебедева

5. Игра со звуками  «Четвертый лишний». Какое слово отличается от остальных? (по первому звуку).

Арбуз, утюг, аист, аквариум.

Дом, бант, бабочка, булавка.

Ракета, рыба, роза, лимон.

Книга, кот, гусь, краски.

Сапог, зонт, сумка, санки.

Жук, шуба, шар, шмель. 

Апрель, 2 неделя.

Тема № 27. Космос. Звуки [Р] - [Р']

1. Загадки.

- Светит, сверкает, всех согревает.

- Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

- Крыльев нет, но эта птица полетит и прилуниться.

- Из какого ковша, не пьют, не едят, а только на него глядят?

- Планета голубая, любимая, родная.

Она твоя, она моя, а называется…

2. Игра «Объясни словечко».

Взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем,

спутник, созвездие, луноход, космонавт, невесомость.

3. Игровое упражнение  «Сосчитай до пяти».

Один искусственный спутник, два искусственных спутника, три…, четыре…, пять…

Одна большая звезда …

Одна космическая станция…

4. Игра «Собери предложения».

Луна, это, Земля, спутник.

Луна, Земля, меньше.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.

 Ракета, космос, полететь, в.

5.  «Расскажи-ка». Послушай рассказ,  перескажи самостоятельно.  

Солнце.

Без Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество.

Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.

Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилась дальше, то Земля покрылась бы льдом.

Солнце в сотни раз больше Земли. Но во вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.

6.  Игры со звуками «Скажи мягко». Дифференциация звуков [Р] — [Р’].

Ра - ря, ру - ..., рэ - …, ро - …, ры - …;

Ар - арь, ур - ..., ир -..., ыр - …, эр - …, ор - …

Апрель, 1 неделя.

Тема № 26.  Транспорт. Звук [Р].  

1. Беседа по теме. Как называется транспорт, который плавает по воде? (Водный) Движется по железной дороге? (Железнодорожный) Передвигается по земле? (Наземный) Под землей? Летает по воздуху?

Как называется дом для машины, самолета, поезда? (Гараж, ангар, депо). Какие профессии на транспорте ты знаешь? Что помогает транспорту и пешеходам правильно и безопасно передвигаться по дороге? (ПДД, дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры…) Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим…).

2. Игра «Что общего?».

Катер, корабль, лодка, пароход - …

Скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина - …

Бульдозер, подъемный кран, экскаватор, бетономешалка - …

Автобус, троллейбус, трамвай, поезд  - …

Каток, снегоуборочная машина, поливальная машина - …

3. Игровое упражнение «Закончи предложения».

Машинист – это тот, кто …

Регулировщик – это тот, кто …

Шофер – это тот, кто …

Летчик – это тот, кто …

Пешеход – это тот, кто …

Пассажир – это тот, кто …

Кондуктор – это тот, кто …

4. Игра «Подружи слова». Составление предложений по опорным словам.

Автомобиль, по, ехать, дорога.

Лодка, река, по, деревянная, плыть.

Магазин, около, велосипед, остановиться.

Пассажиры, электричка, из, выходить.

В, самолет, небо, лететь, высоко.

Подъехать, остановка, к, трамвай.

Мост, выехать, автобус, из-под.

5. Игры со звуками. Закончи слова каждой строчки одним из слогов: РА, РО, РУ, РЫ.

Но…, го…, ды…, жа…

Пе…, ско…, вед…, озе…

Ша…, го…, но…, кома…

Впо…, кенгу…, поут…, в го…

Март, 4 неделя.

Тема № 25.  Перелетные птицы. Звук [Л].  

1. Игра «Самый внимательный!»

- Чего больше – птиц или крыльев? Крыльев или перьев?

- Журавли прилетают раньше стрижей. Какие птицы прилетают первыми? А какие птицы прилетают позже?  

- Что общего и чем отличаются – бабочка и ласточка?

- Исправь предложения:  Птица высидела птенцов и отложила яйца.

Птенцы свили гнездо, и к ним прилетела мама.

2. Игра «Назови детеныша».

Скворец – скворчонок – скворчата.

Стриж – стриженок – …

Лебедь – … – ...

Аист – … – ...

Журавль –…– …

Утка –… – ...

3. Игровое упражнение  «Чей клюв?».

Клюв журавля – журавлиный

Клюв ласточки – ласточкин

Клюв утки - …

Клюв гуся - …

Клюв соловья - …

4. Пересказ рассказа «Скворцы и скворчата» (По Т. Шорыгиной).

«Прилетев домой, скворцы садятся на ветки возле скворечников и радостно, звонко поют. Целую неделю скворец распевает песни. А когда из дальних стран прилетает скворчиха, дружная пара вместе устраивает гнездо.

Скоро в гнезде появляются зеленовато-голубые яички, а из них – скворчата. Когда они подрастут, в укромном уголке леса, где много корма, откроется скворчиная школа. Взрослые скворцы научат малышей выкапывать из земли червей, спасаться от холодной росы и дождя, выбирать место для ночевки, узнавать сигнал опасности». 

5. Игры со звуками «Скажи наоборот». 

ЛА – АЛ, ЛО - …, ЛУ - …, ЛЫ - …, ЛЭ - …

Март, 3 неделя.

Тема № 24. Профессии. Звук [Щ]. 

1. Беседа по теме. Что такое профессия? (Дело, работа, занятие). Назови профессии своих родителей. Для чего нужны профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Для чего надо учиться профессиям? Где им обучаются?

2. Игра «Кто что делает?»  Придумай предложения со словами:

Например, Учитель учит детей в школе.

Врач, учитель, продавец, фотограф, почтальон, строитель, портной, крановщик, библиотекарь, доярка, водитель, тракторист, дирижер, тренер, пилот, писатель.

3. Игра «Кому что нужно для работы?»

Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди…

Врачу — лекарство, белый халат, градусник…

Художнику — ... , учителю — ... , портному — ... , маляру — ... ,

садовнику — ... , доярке — ... , трактористу — ... .

4.  «Расскажи-ка». Придумай и расскажи, кем ты хочешь стать, когда вырастешь «Моя будущая профессия».

1. Название профессии.

2. Место работы.

3. Что делает человек данной профессии?

4. Что нужно для работы? (инструменты или оборудование)

5. Чем тебе нравится эта профессия?

5.  Игры со звуками «Повтори-ка»

Повторить за взрослым слоговой ряд:

ча-ща-ща, ща-ча-ча,

ча-ща-ча, ща-ча-ча,

ща-ща-ща, ча-ча-ща.

 

Март, 2 неделя.

Тема № 23. Ранняя весна. Звуки [Ч]- [Ц]

1. Беседа по теме. Какое сейчас время года? Назови весенние месяцы.   Как меняется погода в марте? Что происходит в марте с лесными обитателями?  Как ведут себя птицы в марте?  Кого называют вестником весны?  Что такое первоцветы? Назови их.

2. Игровое упражнение «Подбери слова».

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной сосульки под солнцем…  Весной сугробы от солнечного тепла… Весной на деревьях почки… Весной птицы… Весной птицы гнёзда… Весной лёд на реке…Весной на проталинах первые цветы…

Весной травка…

3. Игра «Найди ошибки».

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки - начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Люди позаботились о грачах (скворцах) - сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки, пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники).

С.Чешева

4.  Игры со звуками. Подружи слова в предложении. В каждом предложении назови слова со звуком [Ц], [Ч].

Птицы, кормить, птенчики.   

Дети, поливать, и, огурцы, чеснок.

Мальчик, в, окно, стучать.

Цветы, в,  сад, цвести.

Март, 1 неделя.

Тема № 22. Семья, 8 марта. Звук [Ч].  

1. Беседа по теме.  Какой праздник отмечается в нашей стране 8 марта? Кого принято поздравлять в этот день?

2. Игра «Подбери словечко». 

Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая…

Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый, выносливый...

Бабушка (какая?) - добрая, ласковая, хозяйственная, аккуратная…

Дедушка (какой?) - трудолюбивый, заботливый, внимательный...

Семья (какая?) - дружная, крепкая, сплоченная, спортивная…

3. Игровое упражнение «Кто кем приходится?»

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто папа для мамы? (муж)

4. Игра «Сравни, кто старше/младше»:
Папа – сын (папа старше, а сын младше). 
Папа – дедушка …. 
Дядя – племянник … 
Внучка – бабушка … 

5. «Расскажи-ка». Нарисуй свою семью или приклей фотографию. Расскажи о своей семье по плану:

Сколько в твоей семье человек?

Где вы живете? (домашний адрес)

Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество)

Кем работают родители?

Сколько лет брату (сестре)? В каком классе учится брат (сестра)?

Чем вы любите заниматься в выходные дни? 
Как проводите праздники? 
К кому вы любите ходить в гости? Почему? 
Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…). Любишь ли ты своих родных?

Февраль, 4 неделя.

Тема № 21. Зима (обобщение). Звук [Ж].  

Составление рассказа по мнемотаблице «Зима».

Цель: закрепить у детей представления о зимних изменениях в природе, развивать связную речь.

1 – зимой все покрыто снегом, много сугробов;

2 – часто идет снег;

3 – солнце светит, но не греет;

4 – зимой бывают вьюги и метели;

5 – температура воздуха низкая, мороз;

6 – все деревья, кроме ели и сосны, стоят голые;

7 – люди носят теплую зимнюю одежду;

8 – люди вешают кормушки и подкармливают зимующих птиц (каких?);

9 – реки, озера, пруды покрыты льдом;

10 – звери поменяли летние шубки на зимние (кто?), некоторые животные впали в спячку (кто?);

11 – дети зимой катаются на лыжах, санках, коньках, лепят снеговиков;

12 – зимой мы встречаем Новый год.

Февраль, 3 неделя.

Тема № 20. Защитники Отечества. Звук [Ш].  

1. Беседа по теме. Какой праздник отмечается в нашей стране 23 февраля? Как ты понимаешь слово Отечество? («Земля отцов», Родина, Отчизна…). Для чего нужна армия в мирное время? Расскажите ребенку, кто из членов вашей семьи служил в армии, в каких войсках.

2. Игра «Подбери словечко».  Какими должны быть солдаты, защищающие нашу Родину?

Солдат (какой?) – храбрый, мужественный, отважный, смелый, выносливый, доблестный…

Солдат (что делает?) – защищает, сражается, стреляет…          

3. Игровое упражнение «Назови военную профессию». 

Разведка -...     пехота - ...   пулемет - ...  танк - …

Десант - ...  граница - ...    море - ... парашют - ...     

Ракета - ...     подводная лодка - ...   

4. «Расскажи-ка». Придумай продолжение рассказу.

Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо. Вечерело. И вдруг собака …

5. Игры со звуками «Выбери слова». Выбери из трех слов те, где есть звук [Ш]:

Мышка – весна – ружье

Вещи – лягушка – машина

Желуди – шапка – клещи

Самовар – кушетка – жук

Шуба – часовщик – шина

Щавель – петушок – жаба
Февраль, 2  неделя.

Тема № 19. Посуда и бытовая техника. Звук [Ц].

1. Беседа по теме. Из какого материала изготавливают посуду? Назови части посуды (чайник – носик, ручка, донышко, стенки…).

Какие ты знаешь электроприборы? Какие электроприборы находятся у вас в квартире? Что служит питанием для электроприборов? Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.) Какие правила безопасности нужно соблюдать?

2. Игровое упражнение  «Сосчитай-ка»

Одна фарфоровая чашка – 2 … - 5 …

Один стеклянный стакан – 2 … - 5 …

Одно пластмассовое блюдце – 2 … - 5 …

Одна деревянная ложка – 2 … - 5 …

Одна металлическая кастрюля – 2 … - 5 …

3. «Составь предложение» (работа с деформированной фразой)
Пылесосить, папа, пылесос, ковер, новый.
Холодильник, брат, из, доставать, колбаса.
В, стиральная машина, ванная комната, стоит.
Пирог, в, разогревать, бабушка, микроволновая печь.
Телевизор, сестра, мультфильмы, по, смотреть.

4.  Игра со звуками  «Будь внимателен». Послушай отрывок из сказки. Назови все слова со звуком [Ц].

«Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец».

 

Февраль,1  неделя.

Тема № 18. Мебель. Звук [З].

1. Беседа по теме. Для чего нужна мебель? Где делают мебель? Из каких материалов изготавливают мебель? Какая мебель есть в вашей квартире (в прихожей, гостиной, спальне, на кухне…)?

2. Игровое упражнение «Назови части мебели».

У стола - … (4 ножки, столешница);

 у шкафа - … (стенки, полки, выдвижной ящик, дверцы, ручки);

 у кресла - … (сиденье, спинка, 4 ножки, 2 подлокотника);

 у кровати - …(4 ножки, 2 спинки, основание кровати).

3.  Игра  «Назови одним словом»

Стол для газет и журналов называется журнальный.

Стол, за которым обедают, называется ....               

Стол для компьютера называется ...

Стол, за которым пишут, называется ....                  

Полка для книг называется ....

Шкаф для книг называется ....

4. Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворение Самуила Маршака «Откуда стол пришёл?» Объясните смысл незнакомых слов (лесопилка, столярная мастерская, чернильница…)

5.  Игра  со звуками «День рождения».

Сегодня день рождения у Светы и Зои, девочки пригласили своих друзей в гости и попросили подарить им такие подарки, которые начинаются на первый звук их имени. Что можно подарить Свете и Зое? (Свете – самокат, сок … Зое – зонтик, замок …)

Январь,4  неделя.

Тема № 17.  Зимующие птицы. Звук [С].

1. Беседа по теме. Каких зимующих птиц ты знаешь? Почему их так называют? Как помочь птицам зимой? Какой корм можно насыпать в кормушку? Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест). Какие птицы спят под снегом? (тетерева, куропатки, рябчики, глухари).

2. Игровое упражнение «Слово  потерялось».

Птицы летают …. кормушкой.

Три синички подлетели… кормушке.

Воробьи отлетели … кормушки.

Маленький бойкий воробышек облетел … кормушки.

Шустрый воробышек залетел … кормушку.

Ворона села …. ветку.

3.  Игра  «Четвертый лишний». Объясни свой ответ.

Голубь, ворона, ласточка, воробей.

Курица, снегирь, гусь, индюк.

Синица, скворец, лебедь, аист, журавль. 

4. Игры со звуками.  Заменить первый звук в слове на звук [С]:

мало — сало, Клава — ..., Тоня — ..., бок — ...,

ком — ..., лук — ..., мода  — …

Январь,3 неделя.

Тема № 16.  Зимние забавы. Звук [Ф].

1. Беседа по теме. Какое сейчас время года? Вспомни зимние месяцы. В какие игры дети любят играть зимой? Что им нужно для зимних игр? Назови зимние виды спорта.

2. Игровое упражнение «Снеговик». Закончи предложение словом «снеговик» в нужной форме. Нарисуй снеговика.

Мы решили слепить … (снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику).

Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказывали о …(снеговике).

3.  Игра  «Кому что нужно?».

Лыжнику нужны …

Конькобежцу нужны …

Саночнику нужны …

Биатлонисту нужны …

Фигуристу нужны …

Хоккеисту нужны …

Сноубордисту нужен …

4. Игры со звуками «Исправь ошибку».

Нашла я в сливе кофточку. Надела Феня косточку.

На клене зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист.

На дерево уселся граф. Живет в красивом доме грач.

Январь,3 неделя.

Тема № 16.  Зимние забавы. Звук [Ф].

1. Беседа по теме. Какое сейчас время года? Вспомни зимние месяцы. В какие игры дети любят играть зимой? Что им нужно для зимних игр? Назови зимние виды спорта.

2. Игровое упражнение «Снеговик». Закончи предложение словом «снеговик» в нужной форме. Нарисуй снеговика.

Мы решили слепить … (снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику).

Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказывали о …(снеговике).

3.  Игра  «Кому что нужно?».

Лыжнику нужны …

Конькобежцу нужны …

Саночнику нужны …

Биатлонисту нужны …

Фигуристу нужны …

Хоккеисту нужны …

Сноубордисту нужен …

4. Игры со звуками «Исправь ошибку».

Нашла я в сливе кофточку. Надела Феня косточку.

На клене зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист.

На дерево уселся граф. Живет в красивом доме грач.

Январь, 2 неделя.

Тема № 15. Игрушки. Звук [В].  

1. Беседа по теме:  Какие игрушки ты знаешь? С какими игрушками тебе больше нравится играть? Из каких материалов изготавливают игрушки? Какие игрушки были у наших бабушек и дедушек? Подумай, чем могут быть полезны игрушки для детей?  Как нужно ухаживать за своими игрушками?

2.  Игровое задание «Из чего - какой?»

Автобус из металла – …

Мишка из плюша – …

Дом из пластмассы – …

Ослик из резины – …

Пирамидка из дерева – …

Ведро из железа –

3.  Игровое упражнение «Посчитай-ка». Нарисуй  слева один  большой мяч, а справа – пять маленьких мячиков. Посчитай мячи: один мяч, два мяча, три ...

4. Упражнение «Расскажи-ка». Нарисуй свою любимую игрушку. Составь рассказ о ней по плану.

Как называется игрушка? Цвет и размер. Из каких частей состоит? Какая на ощупь? Из какого материала сделана? Как играть с этой игрушкой?

Декабрь,3 неделя.

Тема № 13.  Дом, в котором я живу. Звук [Т].

1. Беседа по теме. Как называется наша страна, город? Назови адрес, по которому ты живешь. Почему нужно знать свой адрес? Кому можно говорить свой адрес, а кому – нет?

2. Игровое упражнение «Какой дом?».

Дом из кирпича – кирпичный

Дом из дерева - …

Дом из камня - …

Дом из бумаги - …

Дом из картона - …

Дом из соломы - …

Дом из снега - …

Дом из железа - …

3.  Игра  «Многоэтажные дома».

1 этаж – одноэтажный дом

2 этажа - …

3 этажа - …

4 этажа - …

5 этажей - …

4. Игры со звуками «Поймай звук».

Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [Т]:

Кот, дом, светофор, капитан, дедушка, автобус,

удочка, рыба, тапочки, ягоды, художник, самолет …

Декабрь, 2 неделя.

Тема № 12.  Приметы зимы. Звуки [Г], [Х].

1. Беседа по теме. Какое сейчас время года? Вспомни названия зимних месяцев. Назови приметы (признаки) зимы. Какие зимние природные явления ты знаешь? (Снегопад, мороз, иней, метель и т.д.). Какие зимние праздники ты знаешь?  В какие игры дети любят играть зимой?

2. Игровое упражнение «Каким бывает?» Подбери подходящие слова-определения.

Снег (какой?) – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.

Зима (какая) - …

Снежинки (какие?) - …

Лед (какой?) - …

3. Игровое упражнение «Слова поссорились». Помири слова, чтоб получилось связное предложение.

Дети, снеговик, слепили.

Мальчики, на, санки, и, катаются, девочки.

Снежки, играют, в, мальчики.

Снежинки, падать, легкие, тихо.

4. Игра со звуками  «Звук сбежал».

Договори последний звук [Х] в слове.  Взрослый называет начало слова, а ребенок произносит слово целиком.

пету..., пасту..., отды..., запа...,

лопу..., горо..., шоро..., стра...

Декабрь,1 неделя.

Тема № 11.  Дикие животные. Звук [Н].

1. Беседа по теме. Какие дикие животные живут в наших лесах? Какие из них хищные, какие – травоядные? Как называется жилище лисы (медведя, волка, белки)? Как дикие животные готовятся к зиме? Кто впадает в спячку? Кого называют санитаром леса?

2. Игровое упражнение «Назови семью».

Папа – волк, мама – …, детеныши – …

 

Папа – медведь, мама - …, детеныши - …

Папа – заяц, мама - …, детеныши - …

Папа – еж, мама - …, детеныши - …

3.  Игра  «Чей хвост?».

Хвост лисы – лисий

 

Хвост зайца - …

Хвост волка - …

Хвост белки - …

 

4. Игры со звуками «Какие слова начинаются на звук [Н]?»

Нос, Лунтик, носорог, телефон, носок, ножницы, корона, слон, нож, дельфин, ноты, диван, зонт, нога, гном,  лимон.

Ноябрь,4 неделя.

Тема № 10. Осень (обобщение). Звуки [Т], [Д].

1. Беседа по теме.  Назови осенние месяцы. Что делают птицы и животные осенью? Какие подарки готовит осень для нас? Любишь ли ты осень? Почему?

2. Игровое упражнение «Назови, какая погода». 

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.

Если дует ветер – …, если на улице холодно, какая погода? - …, если пасмурно – …, если сыро – …, если хмуро – …, если солнечно – …, если ясно – … .

3.  Игра «Составь предложение». Работа с деформированными предложениями.

 

Дует, осень, ветер, холодный. – Осенью дует холодный ветер.

Желтеет, на, листья, деревья.

Улетают, юг, на птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

4. «Расскажи-ка». Составь рассказ об осени по таблице.  

Мнемотаблица «Осень»

Цель: обобщить представления детей об осенних изменениях в природе, развивать умение составлять описательный рассказ.

1 – солнце меньше светит и греет; 2 – стало больше пасмурных дней; 3 – часто идут дожди; 4 – дуют холодные ветры; 5 – температура воздуха понижается; 6 – на огородах, в садах, в лесу, на полях созрел урожай; 7 – люди делают на зиму заготовки, а звери запасы; 8 – люди надевают теплую одежду; 9 – перелетные птицы улетают на юг; 10 – листья на деревьях становятся разноцветными, начинается листопад; 11 – насекомые прячутся на зиму; 12 – день становится короче, а ночь длиннее. ?

Ноябрь, 3  неделя.

Тема № 9.  Домашние птицы. Звук П.

1. Беседа по теме. Каких домашних птиц ты знаешь? Какие птицы живут на ферме, какие - в квартире человека? Как нужно ухаживать за домашними птицами? Какую пользу приносят домашние птицы? Чем покрыто тело птиц?

2. «Назови семью».

Мама – курица, папа - …, детеныши - …

Мама – утка, папа - …, детеныши - …

Мама – гусыня, папа - …, детеныши - …

Мама – индейка, папа – индюк, детеныши – индюшата.

3. «Кто как голос подает?»

Индюк – болбочет.

Курица - …

Петух - …

Утка - …

Гусь - …

4.  Игра со звуками  «Скажи наоборот»:

па - ап; по-...; пу - …; пэ - …; пы - …;

ап - …; оп - …: эп - …; ып – … .

Ноябрь, 2  неделя.

Тема № 8.  Домашние животные и птицы. Звук К.

1. Беседа по теме. Каких домашних животных ты знаешь? Какие животные живут на ферме, какие - в квартире человека (домашние питомцы)? Как нужно ухаживать за домашними животными? Какую пользу приносят домашние животные: корова, овца, лошадь, свинья,  кошка, собака?

2. «Назови детенышей».

У свиньи - …

У коровы - …

У лошади - …

У козы - …

У овцы - …

У кошки - …

У собаки - …

3. «Назови ласково». Какие названия животных начинаются на звук [К]?

Кошка – кошечка, собака - …, корова - …, коза - …, лошадь - …

Кот - …, пес - …, бык  - …, козел - …, баран - …

4. Загадки.

1. Не прядет, не ткет, а людей одевает.

2. Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт.

3. Любит в луже искупаться,

 Сочной травкой наслаждаться.

 И на солнышке лежать,

 Громко хрюкать и визжать.

Ноябрь,1 неделя.

Тема № 7. Перелетные птицы. Звук [М]

1. Беседа теме.  Каких перелетных птиц ты знаешь? Почему их так называют? Когда и куда они улетают? Почему улетают перелетные птицы? (Главная причина – недостаток корма).  Когда возвращаются? Как улетают птицы? (Вереницей или цепочкой, клином, стаей)

2. Игровое упражнение «Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными)

Один  лебедь – два лебедя – пять лебедей

Один скворец – два … - пять …

Одна ласточка – две … - пять …

Один грач – два … - пять …

Один стриж – два … - пять …

3. Игра «Птицы улетели» (образование существительных родительного падежа)

Лебеди улетели – нет (кого?) лебедей

Утки улетели – нет …

Соловьи улетели – нет …

Грачи улетели – нет …

Аисты улетели – нет …

Журавли улетели – нет …

Стрижи улетели – нет …

4.  Игра  «Звуки подружились» (выполняется на слух)

М, А – МА; М, О – МО; М, У –  …; М, Э – …; М, Ы – …;

А, М – …;  О, М – …  ; И, М – … ; Э, М – … .

Октябрь, 5 неделя.

Тема № 6. Обувь. Гласные звуки.  

1. Беседа по теме.  Где можно купить обувь? Перечисли спортивную, женскую, зимнюю, детскую обувь. Рассмотри внимательно свою обувь.  Покажи, из каких частей она состоит (голенище, подошва, каблук, ремешки, шнурки, язычок).

2. «Чей? Чья? Чьи?»

Туфли мамы (чьи?) – мамины туфли

Ботинки папы - …

Тапочки бабушки - …

Босоножки Тани - …

Валенки дедушки - …

3. «Из чего – какой?». 

Туфли из кожи – кожаные

Сапоги с мехом  - …

Сапоги из резины  - …

Тапочки из материи -…

4. Сколько гласных звуков ты знаешь, перечисли их. ( 6 гласных - А,О,У,Ы,И,Э). Почему их называют гласными? (т.к. их можно петь; воздух не встречает преград). 

Гласные в душе артисты,

Они очень голосисты,

Нет во рту  у них преград,

Каждый спеть их очень рад!

Знаем гласные мы все:

А О У И Ы Э

5.  Игры со звуками.  «Какой первый звук в слове?»

Оля – первый звук в слове [О]

Аня, Ира, Эмма, Игорь, ухо, аист, утка, эхо, утро, облако, искра.

 6. «Угадай звук». Взрослый показывает артикуляцию знакомого гласного звука (произносит  беззвучно). Ребенок угадывает звук. Затем можно поменяться ролями.

Октябрь, 4 неделя.

Тема № 5. Одежда. Звуки [Ы],  [Э] .

1. Игра с мячом «Лови и отвечай». Взрослый задает вопрос и кидает мяч, ребенок отвечает  и бросает мяч обратно.

 Что можно связать?  Что можно завязывать? Что можно надеть? Что можно обуть? Что можно застегнуть? Где продают одежду? Кто работает в магазине? Где шьют одежду? Кто шьет одежду? Кто покупает одежду?

2. « Назови ласково»

Куртка – курточка.

Носки - …

Платье - …

Шуба - …

Пиджак - …

Футболка  - …

Шорты  - …

Майка - …

3.  «Из чего – какой?»

Пиджак сшили из шерсти. Он …

Платье сшили из шелка. Оно…

Футболку сшили из хлопка. Она…

Плащ  сшили из кожи. Он…

Шубу сшили из меха. Она …

4. Игры со звуками «Подними руку». Подними руку, если услышишь звук [Ы]:

ы, у, а, ф, ы, и, у, и, ч, ы, у…

Ух, ын, ар, он, ил, ув, ыт, уж, ин, эф, ыр …

Сыр, дом, ком, усы, мох, бык, весы, мак, рог, дым, топоры, сумка...

Октябрь, 3 неделя.

Тема № 4. Деревья, кусты. Звук [И].

1. Беседа по теме. Какие лиственные деревья ты знаешь? Перечисли хвойные деревья. В чем разница между хвойными и лиственными деревьями? Какую пользу приносят деревья? Как изменяются деревья в разное время года (осень, весна, лето, зима)? Назови части дерева (корни, ствол, ветки, листья, крона).

2. «Назови листья»  (образование относительных  прилагательных).

Лист осины (какой?) - …

Лист клена - …

Шишка сосны - …

Шишка ели - …

Пух  тополя - …

Ветка рябины - …

Куст смородины - …

Роща из берез - …

3.  «Один - много» (образование существительных множественного числа).

Береза – березы, дуб - …, осина - …, клен - …, сосна - …, ель - …, рябина - …, яблоня - …, тополь - …, ива - …, липа - …, лиственница - ...

4. Игры со звуками.

«Выбери слово». Выбери только то слово, которое начинается на [И]:

аист, арбуз, ива, аквариум

уши, индюк, улитка, утюг

Ира, Оля, Олег, Оксана

Октябрь,2 неделя.

Тема № 3. Грибы и ягоды. Звук [О].

1. Беседа по теме. Какие ягоды ты знаешь? Где и как растут ягоды? (В саду, поле, лесу, болоте; на дереве, кусте, земле, гроздьями, по одному).  Перечисли садовые, лесные ягоды. Знаешь ли ты самую большую ягоду? Что можно приготовить из ягод? В чем польза ягод? Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко).

Какие грибы ты знаешь? Какие грибы являются ядовитыми? Как правильно нужно собирать грибы? Назови части гриба (шляпка, ножка, грибница).

2. Подбери ягоду.

Кислая - …

Сладкая - …

Красная - …

Мелкая - …

3. «Какое варенье?» (Образование относительных прилагательных).

Варенье из клубники - …

Варенье из малины - …

Варенье из смородины - …

Варенье из черники - …

Варенье из земляники - …

4.  Игры со звуками.   Послушай пары слов, скажи, какое из них начинается на звук [О]:

Аня – Оля, обруч – скакалка, зебра – ослик, 

фрукты – овощи, осы – пчелы, туча – облако,

овцы – козы, море – остров.

Октябрь, 1 неделя.

Тема № 2. ОВОЩИ. Звук [У].

1.Беседа по теме. Какие овощи ты знаешь? Где растут овощи? Когда сажают, убирают? Как ухаживают за овощами летом? Назови овощи красного (желтого, оранжевого, зеленого) цвета. Что можно приготовить из овощей?  В чем польза овощей?

2. «Сосчитай до пяти» (согласование сущ. с числит.)

Один  огурец, два огурца … пять огурцов.

Один помидор …

Одна морковь …

3.  Игра на внимание «Вершки и корешки»

Взрослый  называет овощ, ребенок показывает движениями, где он произрастает:  если над землей — тянет руки вверх, если под землёй — приседает.

4. Игра со звуками «Поймай звук [У]». Хлопни, когда услышишь звук [У]:  а, у, э, х, м, у, н, у, ы, с, у, о, и… ур, от, аш, ус, эн, ыф, ут…

Сентябрь, 4 неделя.

Тема № 1. ФРУКТЫ. ЗВУК [А].  

1. Беседа по теме. Какие фрукты ты знаешь? Где растут фрукты? Что можно приготовить из фруктов? Про какие фрукты можно сказать, что они круглые (овальные, продолговатые)? Назови красные (желтые, оранжевые, зеленые, синие) фрукты. Чем полезны фрукты?

2. «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Яблоко – яблочко

 

Апельсин – …

Лимон – …

Мандарин – …

Банан – …

Дыня – …

3.  Игра «Жадина» (согласование существительных с местоимениями)

Чей лимон? – …Это мой лимон!

Чье яблоко? – …

Чьи бананы? – …

Чей персик? – …

Чья  груша? –

4.  «Подумай!»

Что лишнее и почему? Яблоко, груша, помидор, апельсин.

Чего в саду больше – яблок или яблонь? Почему?

5.  Игры со звуками «Что везешь, автомашина?»

Какой одинаковый звук часто слышится в словах? Назови все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].

- Что везешь, Автомашина?

- Все, что есть на букву А:

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

Г. Сатир

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения