Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Развиваем воображение

РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Игры и упражнения для развития воображения детей старшего дошкольного возраста

 

1. Упражнение «Домашнее животное»

Цель: развивать внимание, находить отличия, учиться составлять описательный рассказ по картинке.

Материал: картинки с изображением домашних животных и диких животных – очень похожи, но с отличительными признаками: свинья – кабан; собака – волк; кошка – тигр; корова – буйвол; индюк – павлин; коза – горный козел (лань).

Методика проведения: детям показывают картинки, просят их внимательно рассмотреть и найти отличия. По каждой картинке ребенок должен дать правильный ответ (один!) о принадлежности животного к домашним или диким. Затем попросить детей рассказать о своих домашних животных, описать своих любимцев. Если у ребенка нет домашнего животного, предложить ему вообразить и описать, какое животное он хотел бы иметь дома.

 

2. Игра  «Разные картинки» –

Цель: развивать воображение и восприятие.

Материал: картинки с изображением предметов или сюжетов, и такие же картинки, но разрезаны на несколько частей.

Методика проведения: детям предлагается посмотреть на целую картинку, а затем по памяти собрать картинку из частей.

 

3. Упражнение «Угадай, кто я?»

Цель: развивать воображение.

Ход упражнения: взрослый жестами, мимикой, звуками изображает хорошо знакомый предмет: самовар или чайник.

Методика проведения: детям предлагается отгадать изображаемый предмет и рассказать, как догадался.

 

4. Игра «Дополни изображение»

Цель: развивать восприятие и воссоздающее воображение, образное мышление.

Материал: большие картинки с узором и пустым листом (без узора), маленькие картинки с узором.

Методика проведения: детям предлагается посмотреть на большую картинку и подобрать подходящий рисунок из маленьких картинок, чтобы заполнить пустое место и восстановить узор.

 

5. Игра «Тропинка»

Цель: активизировать воображение и сопровождающие его положительные эмоции. Учить выражать свои эмоции через мимику и пантомимику, стимулировать образное двигательное представление и воображение.

Методика проведения: детей выстраивают в колонну по одному и предлагают «отправиться в путешествие» по воображаемой тропинке (ходьба змейкой по группе)

 

Тропинка

Вот мы и в лесу. Перед нами тропинка. Посмотрите какая она извилистая, с препятствиями. Давайте мы с вами отправимся преодолевать препятствия.

Шагаем по камушкам, ой какие они остренькие (встаем на носочки). Остановились, перед нами большое поваленное дерево, перелезем через него.

Пошли дальше, перед нами болото, прыгаем по кочкам. Дальше идем чез колючие кусты, они царапаются. Кусты закончились и началось огромное поле, а в поле ветер дует сильный и дождь пошел. Мы промокли и нам очень холодно. Надо найти укрытие. Смотрите какая-то пешера, давайте туда заберемся. В пещере ветер не дует, дождь не капает, нужно разжеч огонь и согреться. Пока мы грелись дождь закончился и мы пойдем дальше. А вот и конец нашего пути, перед нами наш родной детский сад.

         Такого рода игры заставляют детей активно включать воображение, по-своему передавать в движениях воображаемые ситуации. Дети стремятся не копировать друг друга, а находить свои варианты. Такие игры необходимо проводить часто: и в группе, и на улице, и на занятиях в виде физкультурной минутки, на музыкальных и физкультурных занятиях. Разновидностью таких игр являются: «Где мы были – мы не скажем, а что делали, покажем», «Пантомима», «Оживим картинку».

 

6. Игра «Превращения»

Цель: развивать изобретательность ребенка, то есть воображение в сочетании с творческим мышлением. Расширять область представлений ребенка об окружающем мире.

Материал: любой простой предмет (стул, платок, карандаш и т.д.).

Методика проведения: детям дают любой простой предмет. И первому ребенку предлагают с помощью мимики, пантомимики, имитации движений «превратить» его (в воображении) в любой другой предмет. Например, стакан в вазу с цветами. После того, как станет понятно, во что превратится используемый предмет, его берет другой ребенок и «превращает» во что-то другое. Игра продолжается, пока все не «превратят» предмет.

 

 

7. Игра « Покажи настроение»

Цель: развивать воображение

Методика проведения: ребенку предлагается изобразить настроение при помощи мимики и жестов, а воспитатель вместе с остальными детьми отгадывают.

 

8. Игра «Волшебники»

Цель: развивать воображение.

Методика проведения: вызываются два ребенка, им предлагают договориться между собой, кто будет изображать злого волшебника, а кто доброго. Затем дети выходят и изображают волшебников, а остальные дети угадывают кто какого волшебника изобразил.

   

Игровые образовательные ситуации, направленные на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

 

          «Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Занятие проводится в игровой форме.

У вас в доме есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой

была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных друзей помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. В какую же сказку попал наш герой? Как же ему помогли герои других сказок?

     Далее сказку придумывают вместе с детьми

 

Для проведения второго занятия предлагается следующий сюжет:

Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили они старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

 

      «Сказка от считалки»

Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста.Механизм перехода от считалки к сочинительству – разучиваем с детьми наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

Считалка: Чижик в клетке сидел,

Чижик громко песню пел,

Гу-гу-гу, чу-чу-чу,

Я на волю полечу.

Начало сказки: начинает воспитатель

Один раз бабушка , покормив Чижика, забыла закрыть клетку…

Затем дети по очереди придумывают продолжение.

  

Считалка: Катилось яблоко мимо сада,

Миом сада, мимо града,

Кто поднимет, тот и выйдет.

Начало сказки:

Но яблоко было волшебное, добрых людей превращало в …, а злых в …

 

«Сказки от потешек»

Механизм перехода от потешки к сочинительству – разучиваем с детьми наизусть потешку, обыгрываем ее, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

Потешка: - Что ж ты, Еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Начало сказки:

В одном лесу жил ежик, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он и…

 

Потешка: В лесу одна смешная птица

Весь день поет: «Ку- ку! Ку-ку!»

Никак не может научиться

Петь, как петух «Ку-ка-ре-ку!»

Начало сказки:

Однажды летом встретились кукушка и петух и начали разговаривать каждый на своем языке…

 

 «Сказки о бытовых предметах»

Механизм придумывания сказки о бытовых предметах начинается с реального начала.

Реальное начало: То назад, то вперед

Гладит волны пароход.

Остановишь – горе:

Задымится море.

Сказочное продолжение:

И придумал дед Знай волшебный утюг – самоотключатель, но он был с секретом.

 

 

Реальное начало: Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.

Сказочное продолжение:

В одном доме появилась необычная лампочка: она зажигалась только для добрых дел…, для добрых людей…

ИОС 9 «Сказки от одного предмета»

Д. Родари рекомендует составлять сказочные истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик (взрослый или ребенок) сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Этим первом словом может быть любое слово.

 

Слово: Мальчик.

Начало сказочной истории:

Жил- был на свете мальчик, который…

Дети по очереди придумывают продолжение сказочной истории.

ИОС 10

Слово: Лес.

Начало сказочной истории:

Лес однажды поспорил с рекой: кто из них важнее…      

 

       Важную роль для формирования воображения детей играет их совместная деятельность (при организующей роли взрослого). В таком сотворчестве дети учатся действовать с учетом того, что делают их товарищи. При этом они занимаются анализом, перестройкой и перекомбинированием образов воображения.

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.02.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения