Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Агрессия у дошкольников

 

АГРЕССИЯ  И  АУТОАГРЕССИЯ  У  ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

  

1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Полное игнорирование таких реакций ребёнка – весьма мощный способ нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребёнка, если ребёнок проявляет гнев в допустимых пределах: позволить ему отреагировать, внимательно выслушать  и переключить его внимание на что-то другое. («Конечно, тебе обидно…», «Помоги мне, пожалуйста…», «Ты злишься, потому что устал…»)

   2.Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Взрослый человек должен проявить три качества: заинтересованность, доброжелательность и твёрдость (понимает ребёнка, но против его поступка). Констатация факта «Ты ведёшь себя агрессивно»; констатирующий вопрос «Ты злишься?»; раскрытие мотивов агрессивного поведения «Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь показать свою силу?» Демонстрация своих чувств по отношению к нежелательному поведению «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда кто-то громко кричит»; апелляция к правилам «Мы же с тобой договаривались…»

   3.Контроль взрослого над собственными негативными эмоциями.

Управляя своими отрицательными эмоциями, взрослый человек не подкрепляет агрессивное поведение ребёнка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

   4. Снижение напряжения ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого  являются: повышение голоса,  изменение тона на угрожающий; демонстрация власти «Будет так, как я скажу»; крик, негодование; агрессивные позы и жесты; разговор «сквозь зубы»; высмеивание и передразнивание; негативное оценка личности ребенка, его близких или друзей; использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание на своей правоте; нотации, «чтение морали», наказания или угроза наказания; обобщения типа «ты, как всегда…»; сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу. Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда.

   5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно - этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В тоже время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей и только затем обсуждать в группе (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но прежде всего для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Публично минимизировать вину ребенка «Ты неважно себя чувствуешь?»; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Слушать без анализа поступка, дать возможность ему высказаться, прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов, использование юмора, признание чувств ребенка. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно -  агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия, и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель - вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице без всякой причины. Главное - вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за поступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один поступок нельзя наказывать дважды. Ребенок должен понимать, за что он наказан, как (чего он лишен), и – главное - должен понимать, что при отсутствии таких поступков в течение, к примеру, следующей недели поощрение может к нему вернуться.

 

Дата последнего обновления страницы 26.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения