Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Страничка учителя-логопеда Есиповой Анастасии Викторовны

Уважаемые родители, на данной странице вы найдете игровые задания по лексическим темам, которые помогут добиться положительного результата и закрепить пройденный материал.
Игровые задания представлены в виде словесных игр, которые лучше всего выполнять при положительном настрои и желании ребенка заниматься.
Желаю Вам в играх с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов. Старайтесь чаще играть с детьми, это очень ценно для не только для развития ребенка, но и для укрепления связи с близкими ему людьми.

2024-2025 учебный год

Дистанционное взаимодействие с семьёй

С 20 января по 24 января. Тема: «Зимующие птицы».

Уважаемые родители,  сходите вместе с ребёнком на прогулку в парк, чтобы понаблюдать за птицами, покажите ребёнку зимующих птиц: голубя, воробья, ворону, галку, сороку, снегиря, синицу,  дятла, клеста. Обратите  внимание ребёнка на окраску птиц.

  -рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назовите их; обратите внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост); 

-расскажите, где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;

-поговорите о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам

зимой.

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её …(синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это... (снегири)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

*** 

 Поиграйте с ребенком в игры:

Игра «Исправь предложения»:

Зимой снегири клевать ягоды рябины.

 Ворона находить кусочек мяса.

 Зимой синички прилетать к кормушка и клевать сало.

 Сова летать по лесу и охотится на мышек.

***

Игра «Составь новые слова по образцу»: белые крылья - белокрылый.

 Черные крылья - ...                                

 Длинный хвост - ...                                  

 Красная грудка - ...                                  

 Желтая грудка - ...                                    

***

 Игра «Есть – нет»

ворона – нет вороны

перо –…

дятел – …

клюв – …

птица – …

гнездо – …

С 9 января  по 17 января. Тема: «Игрушки».

Уважаемые родители, рассмотрите с ребенком несколько игрушек; определите материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, плюшевая, меховая, пластмассовая), узнайте, чем одна игрушка отличается от другой, как играть с разными игрушками, из каких деталей состоят игрушки.

Поиграйте с ребенком в игры:

 Игра  « Исправь ошибку »

Резиновый мячик из дерева.

Меховой зайчик твердый.

Деревянная пирамидка мягкая.

У зайчика длинный хвостик.

У Буратино короткий нос.

Елочные игрушки висят на березе.

*** 

 Игра « Собери предложение »

Кукла, спать, кроватка, в.

Игрушки, полка, на, лежать.

Мяч, стол, лежать, под.

Сын, мама, игрушка, купить.

Петя, катать, машинка, пол, по.

Машинка, чинить, папа.

Пирамидка, стол, упасть, со

*** 

Игра «Какой, какая, какие» 

Игрушки (какие?) –

Кукла (какая?) –

Машина (какая?) -

Мяч (какой?) –

Самолет (какой?) –

*** 

Игра « Из чего сделано?»

Картонный домик из чего? (из картона)

Железный робот из чего? (из железа)

Деревянная лошадка из чего? (из дерева)

Плюшевый мишка из чего? (из плюша)

Глиняная курочка из чего? (из глины)

Соломенный бычок из чего? (из соломы)

Металлическая машинка из чего? (из металла)

С 23 декабря по 28 декабря.  Тема: «Новый год и новогодние игрушки»

Уважаемые родители, обсудите с ребенком приближающийся праздник, рассмотрите новогоднюю елку. Совместно с ребенком можно её украсить, расскажите о елочных игрушках, обратите внимание на их внешний вид, материал, из которого они сделаны, сравните игрушки по величине и цвету.

 Поиграйте с ребенком в игры:

Игра «Один — много»

Праздник — много праздников.                      

Игрушка —                              

Хлопушка —                          

Хоровод —                            

Мишура —

Гирлянда —

Карнавал —

***

Игра «Скажи какой, какая или какие?»

Ёлка из пластмассы — пластмассовая.       

Игрушка из стекла —  

Мишура из бумаги -

Костюм из меха — меховой

Маска из гипса — гипсовая.

***

Игра «Чей подарок?»

Подарок мамы (чей?)

Подарок дедушки

Подарок зайца

Подарок лисы

Подарок волка

Подарок медведя

***

Игра «Назови ласково»

Елка – елочка

Шар –

Снежинки –

Шишка –

Ветка –

Иголка –

С 16 декабря по 20 декабря. Тема : «Зима в жизни людей»

Уважаемые родители, побеседуйте с ребёнком о спорте, о зимних видах спорта. - Что нужно, чтобы вырасти сильными, здоровыми, крепкими? - Как называются люди, занимающиеся спортом? - Какие виды спорта ты знаешь? Назови зимние виды спорта. - Где занимаются спортсмены? (стадион, ледовая арена, каток, лыжная трасса). - Какие спортивные принадлежности и оборудование ты знаешь? - Как называются самые крупные соревнования спортсменов? (Олимпиада, чемпионат)

 Поиграйте с ребенком в игры:

 Игра «Кому что нужно?»

Лыжнику нужны лыжи.

хоккеисту …

фигуристу …

саночнику…

конькобежцу…

***

 Игра «Один - много»

Спортсмен – много спортсменов

победитель -

чемпион -

лыжница -

лыжник -

хоккеист –

фигурист-

***

 Игра «Закончи предложение»

Ваня бегает быстро, а Саша еще быстрее.

Ваня прыгает выско, а Саша еще ... (выше).

Ваня точно попадает в цель, а Саша еще ... (точнее).

Ваня далеко ушла вперед, а Саша еще ... (дальше)

***

Можете выучить с ребенком стихотворение: «Что нам нравится зимой?»

Что нам нравится зимой?

Белые полянки

И на горке снеговой

Лыжи или санки.

Что нам нравится зимой?

Мягкие сугробы,

Чтоб копаться день-деньской,

Крепость сделать чтобы

Что нам нравится зимой?

Потеплей одеться,

В шубке теплой меховой,

На морозе греться.

С 9 декабря  по 13 декабря. Тема: «Приметы зимы»

Уважаемые родители, побеседуйте с ребенком о признаках зимы; вспомните названия зимних месяцев; попросите ребенка назвать зимующих птиц, рассказать о том, как человек помогает птицам зимой; поговорите  о том, как зимуют звери. Чем отличается зима от осени, лета, весны? Что происходит зимой с реками и озерами?

Поиграйте с ребенком в игры:

***

Игра «Один — много»

Снежинка-снежинки-много снежинок

Сугроб-сугробы-много сугробов

Санки - санки - много санок

Снеговик-снеговики-много снеговиков

Елка – елки – много елок

Игрушка – игрушки – много игрушек

Подарок – подарки – много подарков

Маска - маски – много масок

Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

***

Игра «Назови ласково»

Снежинка - снежиночка

Санки-саночки

Елка-елочка

Снеговик - снеговичок

Снег – снежок

Зима – зимушка

Лед – ледок

***

Игра «Сосчитай» (1-2-5)

Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок

Одна льдинка, две льдинки, …пять льдинок

Одна теплая шубка, две теплые шубки, пять теплых шубок

Один веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков

***

Игра «Скажи какой? (какая?)»

Зима какая?... ( морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)

Снег какой?...( белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)

Лед какой?...( прозрачный, холодный…)

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Со 2 декабря по 6 декабря. Тема: «Дом, в котором я живу».

Уважаемые родители, рассмотрите дом, в котором вы живете. Попросите ребенка назвать все его части, сосчитайте, сколько этажей в вашем доме, в соседних домах, в детском саду. Напомните ребенку домашний адрес.

 

 Поиграйте в игры:

Игра«Какой - какая?»(попросите ребенка дать полный ответ)

Дом из бревен. Какой? ...Бревенчатый

Дом из камня. Какой? ...

Дом из кирпича. Какой? ...

Крыша из железа. Какая? ...

Окна из стекла. Какие? ...

Пол из дерева Какой? ...

Труба из кирпича. Какая? ...

Фундамент из бетона. Какой? ...

 

Игра «Дом. С чем?»

Дом + крыша = дом с крышей.

Дом + потолок = дом с потолком.

Дом + стены = дом со стенами.

Дом + пол = дом с полом.

Дом + двери = дом с дверями

Дом + комнаты = дом с комнатами.

Дом + этажи = дом с этажами.

Дом + ступеньки = дом со ступеньками.

 

Игра  «Составь предложение»( Попросите ребенка  составить предложение с предлогом «над» по двум опорным словам)

Самолет, лес. (Самолет летит над лесом)

Вертолет, дом. Аэроплан, деревня.

Ракета, земля. Самолет, облака.

Аэробус, город. Вертолет, поле.

Лодка, волны. Ракета, Земля.

 

Попросите ребенка составить рассказ  по плану:

1). Назови свой адрес.

2). Сколько этажей в твоем доме?

3). Сколько подъездов в доме?

4). Из какого строительного материала построен дом?

5). На каком этаже ты живешь?

6). Сколько комнат в квартире (доме)?

7). Назови все комнаты и специальные помещения

8). Твое отношение к своему дому.

С 25 ноября по 29 ноября. Лексическая тема: «Осень» (Обобщение).

Уважаемые родители, спросите ребенка, знает ли он, какое сейчас время года? Попросите назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью.

Поиграйте с ребенком в игры :

Игра «Один-много»:

дуб — дубы

лист     -                                            рябина -

осина -                                              каштан -

зонт -                                                дерево –

 

Игра «Сосчитай-ка»

Попросите ребенка посчитать от 1 до 5: ответы с числительными 2 и 5:

гриб                            два                                      пять

ягода                           две                                      пять

туча                             две                                      пять

птица                          две                                      пять

лист                             два                                      пять

 

Игра «Подбирай, называй, запоминай»

а) Назови как можно больше слов-признаков.

Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.

Дождь осенью (какой?) — ...

Ветер осенью (какой?) — ...

Листья осенью (какие?) — ...

б) Назови как можно больше слов-действий.

Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — ...

Осенью птицы (что делают?) — ...

 

Попросите ребенка объяснить значение слова «листопад». Проговорите вместе это слово по слогам.

 

 Игра «Бывает – не бывает»

- Определи, чего не бывает осенью.

- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

- Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.

- Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

- Люди собирают урожай овощей, фруктов.

 

Игра «Скажи наоборот»

- Летом небо светлое, а осенью ...

- Летом день длинный, а осенью ...

- Летом тучки ходят высоко, а осенью...

- Летом птицы учат птенцов летать, а осенью ...

 

С 18 ноября  по 22 ноября. Тема: «Дикие животные».

Уважаемые родители, рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов: зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа, лисы. Отметьте внешние признаки животных: голова, морда, уши, нос, лапы, туловище, когти, шерсть, хвост. Расскажите о том, где они живут, чем питаются, об их повадках, как добывают пищу.

   Поговорите с ребенком о том, как животные готовятся к зиме: еж, медведь впадают в спячку в берлоге и норе, белка запасает орехи, грибы.

   Закрепите в словарном запасе ребенка названия диких животных и их детенышей. 

Прочитайте ребенку сказки о животных «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Волк и лиса» и др. Посмотрите мультфильмы и развивающие видео.

 

 Поиграйте  в игры:

Игра «Подбери признак»

Волк (какой?) - ... Лиса (какая?) - … Ёж (какой?) - … Медведь - … Лось - … Заяц - … Белка - … Ежик - …

Игра «Подбери действия»

Медведь (что делает?) - … Лиса (что делает?) - … Заяц (что делает?) - … Волк - … Еж - … Белка - …

 Игра «Измени слова по образцу» - образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос).

Лапа лисы - … (лисья лапа).

Глаза лисы - … (лисьи глаза).

Нора лисы - … (лисья нора).

 Игра «Скажи наоборот» - образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

 Игра «Угадай кто это?»
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Серый, зубастый, страшный - …
Хитрая, пушистая, рыжая - …
Маленький, длинноухий, пугливый - …
Колючий, маленький, пушистый –
 

Игра «Четвертый лишний»

 Взрослый предлагает послушать слова и назвать только те из них, которые обозначают диких животных, и объяснить, почему ребенок выбрал именно это слово.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, корова, волк, коза.

Белка, кошка, собака, кролик.

Овца, олень, коза, кошка.

Корова, медведь, собака, свинья.

Баран, белка, собака, кошка.

Лиса, собака, корова, лошадь.

Коза, волк, овца, свинья.

С 11 ноября  по 15 ноября. Тема «Домашние животные».

Уважаемые родители, побеседуйте с ребенком:

Каких животных и птиц называют домашними? Где они живут? Какую пользу приносят человеку? Как человек заботиться о них? Чем питаются домашние животные и птицы? Как называются их детеныши? Рассмотрите части тела домашних животных. Уточните обобщающее понятие – домашние животные.

 

Поиграйте с ребенком в игры:

«Продолжи предложение»
Кошка любит ….
Собака сторожит …..
Лошадь пасется ….

«Бывает – не бывает»
Взрослый задает вопросы – ребенок  отвечает “да – нет”
У коровы есть рога? Кошка царапается?
У лошади есть крылья? Свинья дает молоко?
и др.

«Сравни»
Кто больше – собака или щенок?
Собака больше щенка.
(котенок и кошка, лошадь и жеребенок, теленок и корова).


 «Назови ласково»
кошка, собака, хвост, когти, шерсть, усы, уши, лапы.


«Что не так?»
Кошка мычала на диване.
Собака лает на своих.
Лошадь дает шерсть.
Коза клюёт молоко.


«Что общего и чем отличаются?»
Собака и волк.
Корова и коза.
Курица и утка.


Попросите ребенка объяснить пословицу.
«Купить кота в мешке».
С 21 октября по 25 октября. Тема: «Деревья и кустарники»

Уважаемые родители, покажите ребенку  разные виды деревьев, отметьте особенности строения (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.). Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Познакомьте его с названиями деревьев. Закрепите в словаре обобщающее понятие «деревья, кустарники». Поговорите,  для чего нужны деревья и кустарники, какую пользу приносят.

Поиграйте с ребенком в игры:

«Скажи наоборот».

У сосны иглы длинные, а у ели короткие.

У клёна листья большие, а у берёзы маленькие.

У дуба ствол толстый, а у берёзы тонкий.

У берёзы ствол светлый, а у липы тёмный.

 

«Чего много в лесу?» - продолжите предложение.

В лесу много елок. В лесу много зелёных елок. В лесу много пушистых и

зелёных ёлок.

 

 «Один – много» (множественное число): лист – листья ,осина — … ,иголка —

… ,береза – … ,ветка — … ,дерево — … ,пень – … ,рябина — … ,ствол –….

 

«Есть –нет» (родительный падеж единственного числа): пень – нет пня ,дерево — …,

иголка — … ,корень — …, сосна — …, клен — … ,лист — … ,хвоя -… ,ствол –…

 

«Чьи плоды?»

Жёлуди растут на … дубе;

грозди рябины растут на – рябине;

яблоки растут на – яблоне;

серёжки растут на – березе, ольхе;

круглая шишка на – сосне;

длинная шишка на – ели.

С 14 октября по 18 октября. Тема: «Хлеб-?всему голова»

Посетите вместе с ребенком хлебный магазин и обратите внимание на разнообразие хлебобулочных изделий.

Подберите к слову «хлеб» как можно больше прилагательных: румяный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пахучий и т. д.

Обсудите с ребенком значение пословицы: «Хлеб-всему голова»

 

Предложите ребенку:

-отгадать загадки

Вырос с поле дом, полон дом зерном. (Колос)

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

-подобрать родственные слова к слову «хлеб».

(Хлебница, хлебный, хлебушек)

-составить предложение со словами:

Хлеб, печь, мука, колос.

-изменить слово ХЛЕБ в контексте предложения

(упражнение в падежном и предложном согласовании).

Я знаю пословицу о ... (хлебе).

Мама купила пшеничный... (хлеб).

Дети едят суп с... (хлебом).

Ваня пошел в магазин за... (хлебом).

Я не люблю, есть суп без…(хлеба).

У меня дома нет... (хлеба

 

Игра «Посчитай» (согласование существительных с числительными)

Один колос, два, три, четыре…., пять…

Одно зернышко, два, три, четыре, пять …

Одна булочка, две, три, четыре, пять …

Одна мельница, две, три, четыре, пять…

С 7 октября по 11 октября. Тема: «Ягоды и грибы»   

Родителям рекомендуется:

- попросите ребенка вспомнить и назвать  съедобные и ядовитые грибы; обсудите, где они растут, как выглядят (какие у них ножка и шляпка);

- попросите ребенка вспомнить и назвать садовые и лесные ягоды; обсудите, где они растут, как выглядят (цвет, размер, вкус, форма).

Игра «Где растет?»

(образование существительных с помощью суффикса –ник-)

- спросить ребенка, как можно назвать место, где растет много, например, брусники (брусничник) –

Черника –                                        Виноград –

Малина –                                         Земляника –

Игра «Один-много»

(образование существительных с помощью суффиксов –ин-, -инк-)

- попросить ребенка продолжить предложение: например, папа собрал много клубники, а сын нашел одну (клубничину) –

Клюква -                                             Виноград    -

Черника –                                  

Игра «Повар»

- обсудить с ребенком, какие блюда можно приготовить из  ягод:

Повидло из ягод –

Запеканка с клубникой –

Сок из черники –

Варенье из малины –

Игра «Сочини загадку»

- попросить ребенка придумать загадку про  ягоду (например: я загадал садовую ягоду, она растет на дереве, маленькая, круглой формы, бордового цвета, на вкус кислая, из нее можно приготовить варенье – вишня)

С 30 сентября  по 4 октября Тема: «Овощи».

Родителям рекомендуется:

- рассмотреть натуральные овощи, обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус, обсудить, какие овощи на ощупь;

- вспомнить с ребенком, где и как растут овощи; какие овощи выкапывают, какие срывают с куста, какие срезают ножом, какие выдергивают.

Игра «Блюда»

- обсудить с ребенком, какие блюда можно приготовить из овощей;

- спросить: если пюре приготовлено из картофеля, то пюре какое — картофельное;

пюре из тыквы -

сок из моркови -

салат из огурцов и помидоров -

оладья из кабачков -

суп из капусты -

рагу из баклажанов –

 

Игра «Помоги маме»

- попросить перечислить действия, которые надо совершить с овощами, чтобы приготовить, например, салат, щи и др. (Чтобы приготовить салат, надо взять помидоры, огурцы, помыть их, почистить, порезать, посолить, заправить сметаной.)

 

Игра «Загадки»

Попросите ребенка составить загадки про овощи. (Например: я загадал овощ; он красный, круглый, сладкий, гладкий, мягкий; из него можно приготовить салат, сок.)

 

2023-2024 учебный год

Дистанционное взаимодействие с семьёй

Рекомендации родителям по теме: «Здравствуй, лето».

Родителям рекомендуется:

Уточнить последовательность смены времён года. Спросить у ребёнка, знает ли он, какое время года сейчас? Какое время года буде после весны?  Попросить назвать предшествующее лету и последующее за летом время года. Перечислить времена года по порядку начиная с лета. Повторить и закрепить названия летних месяцев. Какая погода летом. Назвать летние явления природы (осадки, радуга, гроза, туман, что бывает утром на траве, почему…) Какие птицы вернулись в наши края и почему? Какие дни летом (длинные или короткие)? Что длиннее /короче день или ночь летом? Что делают люди летом в огороде, в саду, в городе? Спросить у ребёнка, какие летние развлечения он знает? Как хотел бы провести лето? Как одеваются люди летом? Понаблюдать вместе с ребёнком за изменениями в природе.

 

Игра«Посчитай»

Одна ромашка, две ромашки... 5 ромашек.

Один     колокольчик -

Одна гвоздика- 

Один одуванчик -

Один василёк-

Одна роза-

Один тюльпан -

 

Игра«Много»:

Цветок - много цветов

Ландыш-

Трава-

Колокольчик-

Астра-

Ромашка-

Одуванчик-

 

Игра «Скажи со словом «летний».

Месяцы - … (летние месяцы).

День - … (летний день).

Погода - …

Утро - …

Ночь - …

Солнце - …

Гроза - …

Дождь - …

 

 Игра«Подбери признаки».

Какое летом бывает небо? - … (Голубое, чистое, высокое).

Какое летом бывает солнце? -

Какая летом бывает трава? -

Какие летом бывают ягоды? -

 

Игра «Объясни пословицу»

Что летом родится, зимой пригодится.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Одна пчела много мёду не наносит.

Готовь летом сани, зимой — телегу.

 

Выучить стихотворение.«От чего так много света?»

Отчего так много света? Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это лето на всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день всё длиннее, что ни день.

Ну, а ночи, ночь от ночи, всё короче и короче.

И. Мазнин

 

С 27 мая по 31 мая. Тема: «Весна (обобщение)».

Родителям рекомендуется:

- побеседовать с ребенком о том, какие изменения в природе происходят ранней, поздней весной;

- вспомнить и назвать первые весенние цветы, рассмотреть иллюстрации с их изображениями; обсудить, из каких частей состоит цветок (корень, стебель, лист, цветок).

 

Игра «Назови ласково» (красный цветок — красненький цветочек)

зеленый лист -

белый лепесток -

короткий корень -

длинный стебель -

низкий куст -

 

Игра «Составь предложение»

проталина, на, подснежник, первый, распуститься, весна

дом, около, цвести, незабудка, голубой, низкий

бабочка, на, ромашка, сесть, маленький, большой

 

 Игра «Подбери словечко» (подобрать как можно больше предметов к признакам)

весенний — (например, день),

весенняя -

весеннее -

весенние –

Со 2 мая по 8 мая. Тема «День Победы»

Родителям рекомендуется:

- обсудить с ребенком, что это за праздник отмечается в нашей стране 9 мая;

- вспомнить названия военной техники, военных профессий; обсудить, чем занимаются люди этих профессий; вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книгах, фотографии родственников (дома).

 Игра «Один — много»

(С выделением окончания голосом.)

Солдат — много солдат.

Победа —

Моряк —

Танкист —

Военный лётчик —

 Игра «Профессии»

Самолетами управляли-(летчики, пилоты)
Танками управляли
Кораблями управляли
Разведку осуществляли

 Игра «Назови действие» (подобрать как можно больше слов-действий)

пограничник (что делает?)

летчик (что делает?)

моряк (что делает?)

танкист (что делает?)

 Игра «Сосчитать до пяти»:

танк           два                                            пять

корабль     два                                            пять

самолет     два                                            пять

вертолет    два                                            пять

лодка         две                                            пять

 

С 15 апреля по 19 апреля. Тема «Лес. Растительность. Первоцветы».

Родителям рекомендуется:

- побеседовать с ребенком о том, какие изменения в природе происходят ранней, поздней весной;

- вспомнить и назвать первые весенние цветы, рассмотреть иллюстрации с их изображениями; обсудить, из каких частей состоит цветок (корень, стебель, лист, цветок).

 

 Игра «Назови ласково» (красный цветок — красненький цветочек)

зеленый лист -

белый лепесток -

короткий корень -

длинный стебель -

низкий куст -

 

Игра."Посчитай"
Один одуванчик, 2 ..., 3 ..., ...
Один ландыш, 2 ..., 3 ..., ...
Одна незабудка, 2 ..., 3 ..., ...
Одна мать-и-мачеха, 2 ..., 3 ..., ...

Игра"Подбери признак"
Одуванчик (какой?) ...
Незабудки (какие?) ...
Мать-и-мачеха (какая?) ...
Ландыш (какой?) ...

Игра "Один - много"
Одна незабудка - много незабудок.
Один ландыш - много ...
Один одуванчик - много ...
Одна мать-и-мачеха - много ...

Выучить стихотворение .
Мать-и-мачеха.
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки,
На зеленых стебельках - Круглые комочки.
(Н. Нищева)

С 1 апреля по 5 апреля  Тема «Транспорт».

Родителям рекомендуется:

Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный грузовик. Покажите и назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть он сам покажет части грузовика, которые Вы назовёте.

Объясните, что транспорт бывает разный. Один перевозит людей (или пассажиров) и называется «пассажирский». Другой – перевозит разные грузы и называется «грузовой».

Транспорт передвигается по-разному: самолеты летают в небе, корабли – плавают, машины – ездят по дорогам, а поезда – по рельсам. Поиграйте в игру «Летает? Плавает? Едет?»: назовите транспортное средство, а ребенок пусть ответит, что делает этот транспорт: плывет, летит или едет по дороге.

Без помощи человека транспорт не сдвинется с места.

Людей, которые управляют разными транспортными средствами, называют по-разному. Расскажите реб?нку, кто управляет самолетом, кораблем, автомобилем, поездом. Предложите ему самому назвать, чем управляет машинист, капитан, летчик, водитель.

Пальчиковая игра «Транспорт»

Выполняйте с детьми гимнастику для пальчиков и кистей рук.

Будем пальчики сгибать –          (Хлопаем в ладоши, стучим кулачками)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертол?т,              (Загибаем пальцы на обеих руках)

Трамвай, метро и самол?т.          (Начиная с большого)

В кулак мы пальцы собирали,    (Сжимать и разжимать кулаки

И транспорт правильно назвали. (Сцепить пальцы в «замок»)

Игра «Один – много»

                       Это автобус – а по городу ездят… автобусы.

Это поезд, а между городами ходят… поезда.

Это машина, а в городе много… машин.

Это самол?т, а в небе много… самол?тов.

Игра «Что лишнее?»

Пароход, лодка, самолёт.

Автомобиль, трамвай, троллейбус.

Самолёт, вертолёт, велосипед.

Автобус, троллейбус, самокат.

 

Игра «Назови транспорт ласково»

Объясните ребенку, что некоторые транспортные средства можно назвать ласково, а другие – нет.

грузовик – грузовичок        машина - …

трамвай – трамвайчик        корабль – …  

лодка – лодочка                  самолет - …

С 25 марта по 29 марта. Тема: «Перелетные птицы».

Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением перелетных птиц; вспомнить, как  они называются, обсудить их внешний вид, повадки.

ПОИГРАТЬ В ИГРЫ:

Игра «Скажи наоборот».

Аист большой, а соловей ... .

У аиста длинная шея, а у кукушки ... .

У соловья серая грудка, а у ласточки ... .

Аист белый, а грач ...

 

Игра «Добавь слово»

У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ноги, а у птицы … лапки.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.

 

Игра «Закончи предложение».

На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда).

На ветке сук, а на ветках ....

В гнезде птенец, а в гнездах — ....

На дворе дерево, а в лесу — ....

 

Выучить стихотворение.

К нам пришла весна

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Автор: Е. Карганова

С 11 марта по 22 марта. Тема: «Профессии».

Уважаемые родители, рекомендуется вспомнить с ребенком:

- вспомнить как можно больше названий профессий и побеседовать о них (назвать трудовые действия, необходимые инструменты); обсудить важность и ценность любого человеческого труда; рассказать ребенку о своей профессии.

 

Игра "Закончи предложение"

Повар варит (что?) суп, компот.

Врач лечит (кого?) ...

Учитель учит (кого?) ...

 

Игра «Что кому нужно»

Повару для работы нужны (что?) кастрюля, сковородка, поварешка.

Врачу для работы нужны (что?) ...

Учителю для работы нужны (что?) ...

Воспитателю для работы нужны (что?) ...

 

Игра "Посчитай!" на согласование числительных с существительным.

1 повар, 2 повара, 3 повара, 4 повара, 5 поваров.

1 учитель, 2 учителя, 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 врач, 2 врача, 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 воспитатель, 2 воспитателя, 3 ..., 4 ..., 5 ...

 

Выучить стихотворения

ПОЖАРНЫЙ

Если вдруг беда случится,

Где-то что-то загорится,

Там пожарный нужен срочно.

Он погасит, - это точно.

 

ВРАЧ

Врачи помогают

И взрослым, и детям,

Как самые добрые

Люди на свете.

Врачи облегчают

Страданья вокруг.

За это "спасибо"

Скажи им, мой друг!

 

С 4 марта по 7 марта. Тема: «Семья»

Родителям рекомендуется:   

Побеседуйте с ребенком о вашей семье. Объясните, что значит слово «семья».

Рассмотрите семейные фотографии, затем попросите ребенка сказать, сколько человек в его семье, и назвать имя мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры, брата. В ходе беседы спросите у ребенка: «С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи». 

Предложить ребенку назвать его фамилию. 


Игра «Подбери признак»

Мама (какая?) - ласковая, добрая, нежная, заботливая…;

бабушка (какая?)-...,

дедушка (какой?) —

папа (какой?)-

 

Игра “Чей, чья, чьё, чьи”.

Бабушка носит халат. Халат чей? – бабушкин

Папа носит галстук. Галстук чей? – папин

У мамы есть шарф. Шарф чей? - ….

У Вани есть мяч. Мяч чей? - …

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? - …

Мама носит шляпу. Шляпа чья? - …

Таня носит платье. Платье чьё? - ….

 

Игра с мячом «Назови ласково» 

Мама – мамочка, папа-…, бабушка - …, дедушка - …, сын - …, дочь - …, брат - …, сестра - …

 

«Посчитай»

Один брат, два брата, 5 братьев

Одна сестра, две сестры, 5 сестёр 

Одна бабушка, …, ….

Один дед, …, …

Одна дочка, ..., …

Одна тётя, …, …

  

«Доскажи словечко».

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша...  (мама)       

                                                            

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша...   (бабушка)

С 26 февраля по 1 марта. Тема: «Ранняя весна. Приметы весны».

Родителям рекомендуется:

- поговорить с ребенком, какое время года наступило; назвать признаки ранней весны;

- повторить последовательность времен года, вспомнить названия весенних месяцев;

- побеседовать о празднике 8 Марта.

Поиграть в игры:

Игра «Какой, какая, какое, какие?» Подобрать как можно больше слов-признаков (обращать внимание на правильное употребление окончаний)

весной ветер (какой?)

солнце (какое?)

тучи (какие?)

трава (какая?)

 

Игра «Придумай предложение» со словом :

оттепель

ледоход

капель

 

Игра «Скажи наоборот»

зимой дни короткие, а весной              

зимой ночи длинные, а весной

зимой небо низкое, а весной

зимой солнце тусклое, а весной

зимой ветер холодный, а весной

зимой снег чистый, а весной

 

Выучить стихотворение. «Цвет весны»

На дворе стоит весна!
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна
Вся природа. Даже лужи
Не покроет лед за ночь,
Гонит солнце зиму прочь!

Набухают соком почки,
И зеленые листочки
Скоро в струях ветерка
Заиграют! А пока
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!

Все! Закончились морозы!
Распускаются мимозы! В. Косовицкий

С 19 февраля по 22 февраля. Лексическая тема: «Зима (обобщение)».

Родителям рекомендуется:

побеседовать с ребенком о признаках зимы; вспомнить названия зимних месяцев; назвать зимующих птиц и рассказать о том, как человек помогает птицам зимой; поговорить о том, как зимуют звери.

***

Игра «Подбери как можно больше слов-признаков»

Елка какая?

Праздник какой?

Настроение какое?

Елочные игрушки какие?

***

Игра «Составить предложение из слов»

Лыжник, ехать, с, гора

Фигурист, выступать на, лед

Снегурочка, танцевать, у, елка

Дед Мороз, подарки, дарить, дети

***

Игра «Кому что нужно?»

Лыжи нужны ..(лыжнику)

клюшка нужна...

коньки нужны...

сноуборд нужен - ...

санки нужны - ...

***

Игра «Доскажи словечко»

1.Тихо, тихо, как во сне

 Падает на землю…. (снег)

2.С неба все скользят пушинки

серебристые…(снежинки)

3. На поселок, на лесок

 Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

С 12 февраля по 16 февраля Тема «День защитника Отечества».

Родителям рекомендуется:

- обсудить с ребенком, что это за праздник, кто такие защитники Отечества;

- вспомнить названия военной техники, военных профессий; обсудить, чем занимаются люди этих профессий.

***

Игра «Назови действие» (подобрать как можно больше слов-действий)

пограничник (что делает?)

летчик (что делает?)

моряк (что делает?)

танкист (что делает?)

***

Игра «Посчитай военный транспорт от 1 до 5»:

танк           два                                            пять

корабль     два                                            пять

самолет     два                                            пять

вертолет    два                                            пять

лодка         две                                            пять

***

Игра «Придумай предложение» из 5 слов со словом:

храбрый

смелый

отважный

***

Игра «Вчера, сегодня, завтра» (употребление глагола в нужном времени)

военный охраняет, вчера___________________, завтра_____________________

шлюпка плывет, вчера_____________________, завтра______________________

артиллерист стреляет, вчера________________, завтра______________________

грузовик едет, вчера_______________________, завтра______________________

С 5 февраля по 9 февраля. Тема: «Посуда».

Родителям рекомендуется:

- рассмотреть вместе с ребенком и назвать посуду (кухонную, столовую, столовые приборы), обсудить  ее назначение, материалы, из которых она сделана.

Поиграть в игры:

Игра «Назови посуду»

- спросите ребенка, как можно назвать посуду для:

сахара –                                        хлеба -

салата –                                        масла -

конфет -                                        селедки –

***

Игра «Какая бывает посуда?»

стакан из стекла -    

кувшин из глины -

чашка из фарфора -

тарелка из пластмассы -

ложка из металла -

горшок из керамики –

***

Игра «Маленькое словечко»

Попросите ребенка придумать предложение из 4 слов с «маленьким словечком» на, над, в (например: На тарелке лежит хлеб.)

***

Игра «Сравни»

Попросите ребенка сравнить: стакан и чашку (например: стакан высокий, а чашка низкая)

кастрюля и сковорода

нож и ложка

ложка и поварешка

чайник и кувшин

С 29 января по 2 февраля. Тема: «Мебель».

Уважаемые родители, рекомендуется вспомнить с ребенком:

- название мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена; 
-объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов; 
- рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный; кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды)

- попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стул, стол, диван, кровать, шкаф)

***

 Игра «Один – несколько»
стол – столы
шкаф –
стул –
полка –
диван –
кресло –
комод –
***
 Игра«Один – много» «Договори слово»
У меня один стол, а в магазине продается много …. (столов).
У меня один диван, а в магазине много …
У меня один шкаф, а в магазине много …
У меня одна полка, а в магазине много …

***

?Игра «Что есть у мебели? Назови части мебели»
Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.
Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница
Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки
Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки.
Что есть у кровати? – У кровати есть ножки, изголовье, матрац.

***

Выучите с ребенком стихотворение.

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,          

Много мебели в квартире.                     

В шкаф повесим мы рубашку,               

А в буфет поставим чашку. 

Чтобы ножки отдохнули,                       

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.       

                       Н.В. Нищева

С 22 января по 26 января. Тема: «Зимующие птицы».

Родителям рекомендуется:

-Сходить вместе с ребёнком на прогулку в парк, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: голубя, воробья, ворону, галку, сороку, снегиря, синицу,  дятла, клеста. Обратите  внимание ребёнка на окраску птиц.

-рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост); 

-рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;

-поговорить о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой.

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её …(синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это... (снегири)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

***

Игра «Исправь предложения»:

Зимой снегири клевать ягоды рябины.

Ворона находить кусочек мяса.

Зимой синички прилетать к кормушка и клевать сало.

Сова летать по лесу и охотится на мышек.

***

Игра «Составь новые слова по образцу»: белые крылья - белокрылый.

 Черные крылья - ...                                

 Длинный хвост - ...                                  

 Красная грудка - ...                                  

 Желтая грудка - ...                                    

***

Игра «Есть – нет»

ворона – нет вороны

перо –…

дятел – …

клюв – …

птица – …

гнездо – …

С 15 января по 19 января. Тема : «Зима в жизни людей»

Родителям рекомендуется:

Побеседуйте с ребёнком о спорте, о зимних видах спорта. - Что нужно, чтобы вырасти сильными, здоровыми, крепкими? - Как называются люди, занимающиеся спортом? - Какие виды спорта ты знаешь? Назови зимние виды спорта. - Где занимаются спортсмены? (стадион, ледовая арена, каток, лыжная трасса). - Какие спортивные принадлежности и оборудование ты знаешь? - Как называются самые крупные соревнования спортсменов? (Олимпиада, чемпионат)

***

 Игра «Кому что нужно?»

Лыжнику нужны лыжи.

хоккеисту …

фигуристу …

саночнику…

конькобежцу…

***

 Игра «Один - много»

Спортсмен – много спортсменов

победитель -

чемпион -

лыжница -

лыжник -

хоккеист –

фигурист-

***

 Игра «Закончи предложение»

Ваня бегает быстро, а Саша еще быстрее.

Ваня прыгает высоко, а Саша еще ... (выше).

Ваня точно попадает в цель, а Саша еще ... (точнее).

Ваня далеко ушла вперед, а Саша еще ... (дальше)

***

Выучить стихотворение «Что нам нравится зимой?»

Что нам нравится зимой?

Белые полянки

И на горке снеговой

Лыжи или санки.

Что нам нравится зимой?

Мягкие сугробы,

Чтоб копаться день-деньской,

Крепость сделать чтобы

Что нам нравится зимой?

Потеплей одеться,

В шубке теплой меховой,

На морозе греться.

С 9 января  по 12 января. Тема: «Игрушки».

Родителям  рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком несколько игрушек;

- определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, плюшевая, меховая, пластмассовая)

***

 Игра  « Исправь ошибку »

Резиновый мячик из дерева.

Меховой зайчик твердый.

Деревянная пирамидка мягкая.

У зайчика длинный хвостик.

У Буратино короткий нос.

Елочные игрушки висят на березе.

***

 Игра « Собери предложение »

Кукла, спать, кроватка, в.

Игрушки, полка, на, лежать.

Мяч, стол, лежать, под.

Сын, мама, игрушка, купить.

Петя, катать, машинка, пол, по.

Машинка, чинить, папа.

Пирамидка, стол, упасть, со

***

Игра «Какой, какая, какие» 

Игрушки (какие?) –

Кукла (какая?) –

Машина (какая?) -

Мяч (какой?) –

Самолет (какой?) –

***

Игра « Из чего сделано?»

Картонный домик из чего? (из картона)

Железный робот из чего? (из железа)

Деревянная лошадка из чего? (из дерева)

Плюшевый мишка из чего? (из плюша)

Глиняная курочка из чего? (из глины)

Соломенный бычок из чего? (из соломы)

Металлическая машинка из чего? (из металла)

С 18 декабря по 22 декабря. Тема: «Дом, в котором я живу».

 Уважаемые родители, вам рекомендуется:

-рассмотреть дом, в котором вы живете. Назвать все его части.

-сосчитать, сколько этажей в вашем доме, в соседних домах, в детском саду. Напомнить ребенку домашний адрес

***

Игра «Какой, какая, какие?»

Подбираем признаки к существительным:

- Дом какой? 

- Крыша какая? 

- Двери какие? 

***

Игра «Подумай и назови»

Образование относительных прилагательных.

Если дом построен из кирпича? Кирпичный.

Если дом построен из камня?

Если дом построен из бетона?

Если дом построен из дерева?

Если дом сделан из пластмассы?

Если дом сделан из снега?

***

Игра «Назовём ласково».
Окно — окошко
Комната —
Стена —
Дверь —
Балкон —
Бревно —
Лестница —
Порог —

***

Выучи загадку.
Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы.

(Дом)

С 11 декабря  по 15 декабря. Тема: «Приметы зимы».

Родителям рекомендуется:

-Побеседовать с ребенком о признаках зимы; вспомнить названия зимних месяцев; назвать зимующих птиц  и рассказать о том, как человек помогает птицам зимой; поговорить  о том, как зимуют звери. Чем отличается зима от осени, лета, весны? Что происходит зимой с реками и озерами?

 

Игра «Один — много»

Снежинка-снежинки-много снежинок

Сугроб-сугробы-много сугробов

Санки - санки - много санок

Снеговик-снеговики-много снеговиков

Елка – елки – много елок

Игрушка – игрушки – много игрушек

Подарок – подарки – много подарков

Маска - маски – много масок

Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

 

Игра «Назови ласково»

Снежинка - снежиночка

Санки-саночки

Елка-елочка

Снеговик - снеговичок

Снег – снежок

Зима – зимушка

Лед – ледок

 

Игра «сосчитай» (1-2-5)

Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок

Одна льдинка, две льдинки, …пять льдинок

Одна теплая шубка, две теплые шубки, пять теплых шубок

Один веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков

 

Игра «Скажи какой? (какая?)»

Зима какая?... ( морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)

Снег какой?...( белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)

Лед какой?...( прозрачный, холодный…)

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

 

С 4 декабря по 8 декабря Тема: «Дикие животные».

Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением диких животных и их детенышей; вспомнить, как  они называются, обсудить их внешний вид, повадки, как они готовятся к зиме;

- вспомнить, где они живут, как называется их жилище, чем они питаются, как добывают себе пищу; обсудить, почему они называются дикими.

***

Игра «Назови семью»

Например: он — волк, она — волчица, детеныш — волчонок, детеныши — волчата.

Он — медведь,

Он — заяц,

Он — еж,

Она — лосиха,

***

Игра «Пересчитай животных»:

Попросить ребенка посчитать животных от 1 до 5 (ответы с числительными 2 и 5 запишите):

медведь        два                                            пять

волк              два                                            пять

заяц              два                                            пять

лось              два                                            пять

рысь             две                                            пять

***

Игра «Загадай загадку»

Попросить ребенка загадать  загадку про дикое животное (обязательно должно прозвучать, где живет животное, его внешний вид (размер, цвет шерсти, отличительные признаки), чем питается). Например: я загадал дикое животное, которое живет в норе; оно большое, с рыжей шерстью, с пушистым хвостом, вытянутой хитрой мордочкой, любит охотиться на мышей

Игра «Назови дом»

У волка-

У медведя-

У лисы-

У белки –

***

Игра «Назови детенышей»

У медведя — …

У лисы — …

У волка –…

У белки — …

У ежа -…

У лося — …

У зайца – …

С 27 ноября по 1 декабря. Тема: «Осень» (Обобщение).

Родителям рекомендуется:

- вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы; обсудить с ребенком, какие изменения в природе происходят с наступлением осени; вспомнить с ребенком, что происходит в природе ранней осенью, а происходит поздней осенью

Игра «Один-много»:

дуб — дубы

лист     -                                            рябина -

осина -                                              каштан -

зонт -                                                дерево –

***

Игра «Назови действия»

Подобрать как можно больше действий к предмету:

осенью ветер (что делает?)

осенью дождь (что делает?)

осенью листья (что делают?)

****

Игра «Назови признаки»

Подобрать как можно больше признаков к предмету):

осенью трава (какая?)

осенью небо (какое?)

осенью  день (какой?)

осенью деревья (какие?)

****

Игра «Сосчитай-ка»

Попросить ребенка посчитать от 1 до 5: ответы с числительными 2 и 5:

гриб                            два                                      пять

ягода                           две                                      пять

туча                             две                                      пять

птица                          две                                      пять

лист                             два                                      пять

С 13 ноября по 24 ноября. Тема: «Домашние животные и птицы».

Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних животных и домашних птиц; вспомнить, как  они называются, обсудить их внешний вид, повадки;

- вспомнить, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними.

Игра «Назови семью»

Например: он — кот, она — кошка, детеныш — котёнок, детеныши — котята.

Он — гусь,

Он — петух,

Он —баран,

Он — конь,

Игра «Пересчитай животных»:

Попросить ребенка посчитать животных от 1 до 5 (ответы с числительными 2 и 5 запишите):

Кот               два                                            пять

Собака          две                                            пять

Коза              две                                            пять

Курица          две                                            пять

Гусь               два                                            пять

Игра «Загадай загадку»

Попросить ребенка загадать  загадку про домашнее животное , называя только то, что оно делает. (Например: это животное мяукает, лакает молоко, царапается, ловит мышей — кошка.)

Игра «Четвертый лишний»

Назвать ребенку четверку слов, попросить подумать и затем объяснить, какое слово может быть лишним.

Курица, гусыня, утка, индюшонок (мама-детеныш)

Селезень, гусь, индюк, курица (мама-папа)

Утка, петух, воробей, индюк (домашние птицы — городская птица)

Игра «Польза домашних животных и птиц»

Попросить ребенка назвать какую пользу приносят домашние животные и птицы.

Собака — …

Кошка — …

Корова –…

Овца — …

Коза -…

Курица — …

С 7 ноября по 10 ноября. Тема: «Перелетные птицы».

Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением перелетных птиц; вспомнить, как  они называются, обсудить их внешний вид, повадки.

***

Игра «Скажи наоборот».

Аист большой, а соловей ... .

У аиста длинная шея, а у кукушки ... .

У соловья серая грудка, а у ласточки ... .

Аист белый, а грач ...

***

Игра «Добавь слово»

У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ноги, а у птицы … лапки.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.

***

Игра «Закончи предложение».

На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда).

На ветке сук, а на ветках ....

В гнезде птенец, а в гнездах — ....

На дворе дерево, а в лесу — ....

 

С 23 октября по 27 октября. Тема: «Одежда»

Уважаемые родители, на этой неделе рекомендуется:

- вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, сравнить погоду летом и осенью; обсудить с ребенком, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;

- совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носят каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; закрепить названия деталей одежды, обуви, головных уборов.

 

Игра «Сосчитай одежду»
Одна шуба, две шубы, три шубы, четыре шубы, пять шуб.
Одна майка - ....
Одно платье - ....
Один костюм - ....
Один пиджак - ...

 

Игра  «Чей, чья, чье?»

свитер папы — чей?

Шарф мамы — чей?

Кофта бабушки — чья?

Перчатки детей — чьи?

Пальто мужчины — чье?

Шуба женщины — чья?

 

Игра «Из чего что получается?»

Если шарф связан из шерсти, то он -

кофта из хлопка -

рубашка из льна -

плащ из кожи -

туфли из замши -

сапоги из резины -

шляпа из соломы –

 

Игра«Четвертый лишний»:

назвать ребенку четверку слов, попросить подумать и затем объяснить, какое слово может быть лишним.

шапка, кепка, сапоги, панама (обувь-головные уборы)

футболка, брюки, кофта, туфли (одежда-обувь)

купальник, свитер, плащ, шарф (летняя одежда — осеняя одежда)

фуражка, юбка, платье, рубашка (одежда -головной убор)

С 16 октября по 20 октября. Ттема: «Деревья и кусты»

Родителям рекомендуется:

- обсудить с ребенком, какие изменения в природе происходят с наступлением осени;

- во время прогулки обратить внимание детей на деревья, вспомнить их названия.

Игра «Один-много»:

береза  -                                            рябина -

осина -                                              каштан -

клен -                                                дерево –

Игра «Назови ласково» (ответы ребенка записать):

Береза-

Рябина-

Осина-

Куст-

Игра «Какая ветка?»

У сосны-

У березы-

У осины-

У клена

Игра «Сосчитай-ка» (Попросите ребенка посчитать от 1 до 5: ответы с числительными 2 и 5 запишите):

клен                           два                                      пять

береза                          две                                      пять

осина                             две                                      пять

рябина                         две                                      пять

лист                             два                                      пять

С 9 октября по 13 октября. Тема: «Ягоды и грибы»   

Родителям рекомендуется:

- попросите ребенка вспомнить и назвать садовые и лесные ягоды; обсудите, где они растут, как выглядят (цвет, размер, вкус, форма).

Игра «Где растет?»

(образование существительных с помощью суффикса –ник-)

- спросить ребенка, как можно назвать место, где растет много, например, брусники (брусничник) –

Черника –                                        Виноград –

Малина –                                         Земляника –

Игра «Один-много»

(образование существительных с помощью суффиксов –ин-, -инк-)

- попросить ребенка продолжить предложение: например, папа собрал много клубники, а сын нашел одну (клубничину) –

Клюква -                                             Виноград    -

Черника –                                  

Игра «Повар»

- обсудить с ребенком, какие блюда можно приготовить из  ягод:

Повидло из ягод –

Запеканка с клубникой –

Сок из черники –

Варенье из малины –

Игра «Сочини загадку»

- попросить ребенка придумать загадку про  ягоду (например: я загадал садовую ягоду, она растет на дереве, маленькая, круглой формы, бордового цвета, на вкус кислая, из нее можно приготовить варенье – вишня)

С 2 октября – по 6 октября. Тема: «Овощи»

Родителям рекомендуется:

- рассмотреть натуральные овощи, обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус, обсудить, какие овощи на ощупь;

- вспомнить с ребенком, где и как растут овощи; какие овощи выкапывают, какие срывают с куста, какие срезают ножом, какие выдергивают.

***

Игра «Помоги маме»

- обсудить с ребенком, какие блюда можно приготовить из овощей;

- спросить: если пюре приготовлено из картофеля, то пюре какое — картофельное;

пюре из тыквы -

сок из моркови -

салат из огурцов и помидоров -

оладья из кабачков -

суп из капусты -

рагу из баклажанов -

- попросить перечислить действия, которые надо совершить с овощами, чтобы приготовить, например, салат, щи и др. (Чтобы приготовить салат, надо взять помидоры, огурцы, помыть их, почистить, порезать, посолить, заправить сметаной.)

***

Игра  «Загадки»

Попросите ребенка составить загадки про овощи. (Например: я загадал овощ; он красный, круглый, сладкий, гладкий, мягкий; из него можно приготовить салат, сок.)

С 25 сентября – по 29 сентября. Тема: «Фрукты»

Родителям рекомендуется:

- рассмотреть вместе с ребенком  натуральные фрукты (картинки с их изображениями), обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;

- вспомнить с ребенком, где и как растут фрукты; что можно из них приготовить.

***

Игра «Назови ласково»

Яблоко-яблочко

Банан-

Мандарин-

Апельсин-

Абрикос-

Вишня-

Игра. «Четвертый лишний»

- Груша, картошка, яблоко, персик.

- Апельсин, мандарин, помидор, слива.

- Яблоко, груша, лук, слива.

***

Игра «Один-много» Например: яблоко краснеет — яблоки краснеют.

мандарин спеет  -

абрикос висит -

лимон растет -

***

Загадайте ребенку загадку, предложите нарисовать отгадку:

Он и сочен, и душист,

А снаружи золотист,

Много долек в нём друзья,

Будем кушать все и я.

 

Дата последнего обновления страницы 21.01.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения