Страничка учителя-логопеда Мальцевой Алины Сергеевны
Уважаемые родители!
На этой страничке вы найдёте рекомендации и игры для закрепления с детьми пройденных лексических тем. Предлагаемые упражнения направлены на пополнение активного словаря ребёнка, совершенствование лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи.
2024-2025 учебный год
Дистанционное взаимодействие с семьёй
11– 15 ноября Тема «Домашние животные и птицы»
1.Предложите ребёнку перечислить как можно больше домашних животных. Спросите, почему они так называются – «домашние».
2.У всех животных есть детёныши. Предложите ребёнку поиграть в игру «Кто кем был?».
Собака была.. (щенком), кошка была (..), овца была (..), корова была (..), осёл был (..), свинья была (..), лошадь была (..).
3) На этой неделе мы учились сравнивать животных по внешнему виду, повадкам, голосу, питанию и т.д. Предложите ребёнку сравнить двух животных, называя отличия и сходства между ними (отвечать полным красивым предложением!!)
«Что общего? Чем отличаются?»
-корова и коза
-кролик и овца
4) Упражнение "Кто и что делает?" поможет вашему ребёнку пополнить глагольный словарь.
Например:
Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, охотится, облизывается.
Собака - сторожит, лает, кусает, грызет, охраняет, воет, бегает.
Лошадь - ... |
2 – 8 ноября Тема «Перелетные птицы».
1. Попросите ребёнка назвать перелетных птиц. Почему они так называются - «перелетные»? Куда они улетают? Когда улетают? Почему улетают на юг? (Отвечать на вопросы надо полным предложением).
Поиграйте в игры:
2. «Назови птицу»
У каких птиц на лапках перепонки?
У каких птиц длинные ноги?
У каких птиц длинный клюв?
Какие птицы питаются лягушками?
Какая птица живет в скворечнике?
У какой птицы хвостик похож на ножницы?
У какой птицы длинная шея?
3. «Назови птенцов»:
У грача – грачонок
у журавля -
у утки –
у гуся –
у аиста –
у скворца -
4.«Чьё перо?»
перо у журавля – журавлиное,
у гуся –
у утки -
у лебедя -
у грача -
5. «Четвертый лишний» Кто лишний? Объясните свой выбор: - стриж, аист, лебедь, снегирь - журавль, курица, кукушка, соловей - ворона, утка, голубь, воробей
6.Предложите ребёнку составить предложение из слов:
-собираются, в, стаи, осенью, утки
-собрались, к, журавли, отлёту
-в, скворечник, опустел, саду
-грачи, от, улетают, нас, последними |
28 октября -1 ноября. Тема «Одежда, обувь»
1. Предложите ребёнку рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку (что надеваем первым, что затем….. Что снимаем первым, когда приходим с прогулки?..)
2. Игра «Какой? Какие?»
Сапоги из резины (какие?) – резиновые сапоги
Шапка из шерсти (какая?) – …
Варежки из пуха (какие?) - …
Платье из хлопка –
Шуба из меха –
Куртка из кожи –
3 . Игра «Подбери как можно больше слов»: -Что можно сшить?
-Что можно связать? -Что можно завязывать?
-Что можно надеть?
-Что можно обуть?
4. Игра «Что лишнее?»
Попросите ребёнка сказать, какое слово лишнее и объяснить свой выбор -кофта, свитер, пальто, юбка
-куртка, платье, шуба, пальто
-кепка, панама, блузка, шапка
-резиновые сапоги, ботинки, кроссовки, чешки
5. Предложите ребёнку перечислить обувь, которую он знает
6. Игра «Какая обувь?» Если обувь носят дома, она…(домашняя) Если обувь носят зимой, она.. (зимняя)
- Если носят летом ……. - Осенью ……
- Мужчины носят – мужскую обувь
- Женщины ……..
- Дети ……….
- Спортом занимаются в ……. обуви
- На улице носят ……. обувь |
21-25 октября. Тема «Деревья, кусты»
Побеседуйте с ребенком, поиграйте в игры
1.Назови лиственные деревья. Почему они так называются?
Назови хвойные деревья. Почему они так называются?
2. Что делают листья осенью? (вянут, кружатся, шуршат…..)
3. «Посчитай деревья» (от 1 до 5) со словами: дуб, клён, тополь, берёза, сосна, ель
(пример: 1 дуб, 2 дубА…..5 дубОВ)
4.«Какие бывают рощи?»
Если в роще растут березы, то как называется роща? -березовая
Если в роще растут дубы, то роща -,
Если в роще растут осины, то роща - ,
Если в роще растут клены, то роща - ,
Если в роще растут липы, то роща - ,
Если в роще растут тополя, то рощи - .
5. «Незнайка в лесу»
Исправь ошибки Незнайки.
Однажды Незнайка пошёл в лес, идёт он по лесу и рассказывает
«Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землёй. Гусеница ползёт над веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом.» |
14-18 октября. Тема «Грибы, ягоды»
Уважаемые родители, предложите ребенку ответить:
1.«Какие грибы ты знаешь?»
Назвать съедобные и несъедобные грибы (знать 7-8 съедобных грибов)
2.Посчитай от 1 до 5 со словами «лисичка, маслёнок, опёнок».
Например: одна лисичка, две лисички, три…пять лисичек
3.Назови лесные ягоды, а затем садовые
4.«Назови сок, варенье..» Сок из клубники - клубничный
Сок из малины –
Варенье из ежевики –
Варенье из крыжовника –
Сок из земляники –
Компот из брусники –
Кисель из черники –
Желе из вишни –
Сироп из смородины -
5. «Четвертый лишний»
Что лишнее и почему? крыжовник – жёлудь – клубника – ежевика
Земляника – малина – черника – смородина
6. Повторите пальчиковую гимнастику «Корзина с ягодами»
Вот корзина — так корзина! (Изображают удивление, разводят руки в стороны)
В ней крыжовник, В ней малина
И лесная земляника,
И садовая клубника,
Там брусника и черника (Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках.)
К нам ты в гости
приходи-ка! (Делают приглашающий жест — движение руками на себя)
Ягод, что найдём мы в ней,
Нет полезней и вкусней! (Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)
С. Васильева |
7-12 октября. Тема «Хлеб – наше богатство»
1) Дидактическое упражнение «Один – не один»:
батон – батоны колос — …
зерно — … пекарь – …
поле — … крошка — …
2) Попросите ребёнка ответить, с какими руками нужно садиться за стол, брать хлеб? (чистыми). А какими нельзя?
Подберите слова противоположного значения о хлебе:
чистый – мягкий –
свежий – соленый –
белый – горячий –
3) Предложите ребёнку объяснить смысл пословицы:
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
4) Попробуйте вместе подобрать родственные слова к слову хлеб (хлебный, хлебушек...)
Если ребёнок самостоятельно не называет родственные слова, то можно подсказать:
-Как ласково назвать хлеб? -Как называется магазин, где продается хлеб? -Как называется ящик для хранения хлеба? -Как называют гостеприимного человека (хлебосольный) |
|
30 сентября - 4 октября. Тема «Овощи»
1. Попросите ребёнка перечислить овощи, у которых мы едим то, что растет над землей – «вершки»,
и овощи, у которых мы едим то, что растет в земле – «корешки».
2. Дидактическое упражнение «Подбери пару» (образование сравнительной степени прилагательных)
Огурец большой, а кабачок ещё… (больше).
Фасоль маленькая, а горох ещё …..
Капуста крупная, а тыква ещё ….
Кабачок зелёный, а огурец ещё ….
Помидор красный, а свёкла ещё ….
Редис мелкий, а горох ещё ….
Лук твёрдый, а картофель ещё …
3. Предложите ребёнку составить описательную загадку про любой овощ по плану:
-какого цвета овощ?
-какого размера?
-какой формы
-какой на вкус?
-какой на ощупь
-где растёт?
-что мы можем из него приготовить?
|
23-27 сентября. Тема «Фрукты».
1.Предложите ребёнку назвать фрукты, которые он знает (не меньше 10)
2. Дидактическое упражнение «Четвертый лишний» (предложите ребёнку определить, что лишнее и объяснить почему)
* яблоко, груша, картошка, лимон;
* морковь, персик, капуста, горох
3. Дидактическое упражнение «Назови сок, варенье»
сок из яблока - яблочный;
варенье из яблок -…;
сок из груши - ...;
варенье из груши - ...;
сок из апельсина - ...,
варенье из апельсина - ....
4. Дидактическое упражнение «Закончи предложения»
Мама собрала в саду груши, чтобы…
Мама купила в магазине яблоки, чтобы…
5. Попросите ребёнка перечислить фрукты, которые бывают:
красного цвета, желтого, зеленого, оранжевого. |
2023-2024 учебный год
Дистанционное взаимодействие с семьёй
Рекомендации на лето
Летний период - благоприятное время для восстановления сил, здоровья и приобретения новых впечатлений. Не забывайте, что ребёнок целый год трудился. Так же, как и взрослые, он ждёт своего отпуска. Это время, когда спадает эмоциональное напряжение и можно расслабиться.
Но это не означает, что развитие ребёнка останавливается. Летом он получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает.
Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, чистоговорки, пальчиковые игры) за летний период могут как закрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Заботливых родителей беспокоит вопрос: «Что же делать летом, когда на время отпуска прекращаются занятия с логопедом?»
Ниже предложены несложные и занимательные упражнения, которые помогут закрепить навыки, полученные на логопедических занятиях. Напоминаю, что наиболее благоприятное время для работы — утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Лучше отложить занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
Каждая семья выбирает отдых по душе. Кто-то любит отправиться к морю, кто-то устраивает пикники на природе, некоторые организовывают походы в лес с палатками. В любом случае это шанс пополнить активный словарь ребёнка.
1)Назовите части транспорта, на котором вы путешествуете.
2)Если отправились отдыхать к озеру, то подберите прилагательные к слову «вода». Какая она? (тёплая, холодная, прозрачная, ласковая…) Чем больше слов, тем лучше. Рассмотрите цветы, камушки, насекомых. Подбирайте как можно больше слов - определений к рассматриваемым предметам и объектам.
3)Любой природный материал (шишки, палочки, камушки) – это прекрасный счётный материал. Считайте их. Составляйте примеры и задачки. Проговорите порядковые числительные («первая шишка…пятая шишка»).
4)Если вы проводите летний отдых на даче или в деревне, то это отличная возможность закрепить такие лексические темы как «Овощи», «Фрукты», «Грибы и ягоды», «Домашние животные», «Насекомые», «Инструменты» и многие другие.
Закрепите глагольный словарь. В этом помогут игры «Что делают?» (пилой пилят, топором рубят..), «Кто как голос подаёт?», «Кто как передвигается?» и т.д.
5)Совершенствуйте внимание вашего ребёнка. Подойдут игры «Что изменилось?», «Что исчезло?», «Что поменялось местами?» и так далее.
6)Особое внимание уделите связной речи. Читайте вместе рассказы и сказки, просите ребёнка ответить на вопросы по тексту, попробуйте сочинить продолжение к рассказу. А можно попробовать сочинить и собственную сказку. Заучивайте стишки, считалки. В конце дня попросите ребёнка поделиться впечатлениями об увиденном за день.
7)Развивая связную речь ребёнка, мы также развиваем мышление наших будущих первоклассников. Попросите ребёнка объяснить смысл пословиц, поговорок, выражений в переносном значении. (Например: «золотое сердце», «злой язык», «наломать дров», «Любишь кататься, люби и саночки возить» и т.д.)
Уважаемые родители! Не забывайте следить за поставленными звуками в речи!
Повторяйте материал по автоматизации поставленных звуков по тетрадям связи учителя-логопеда и родителей. Проговаривайте с трудным звуком слова, предложения, учите стихи, тексты на этот звук. Обязательно поправляйте ребёнка, когда он говорит неправильно.
Искренне надеюсь, что вы сохраните за лето нашу совместную работу.
С уважением, Алина Сергеевна.
|
С 27 по 31 мая Тема «Весна (обобщение) Здравствуй, лето!»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем поиграть в следующие речевые игры:
1. Попросите ребёнка вспомнить и назвать по порядку 3 весенних месяца, перечислить приметы весны.
2.«Установи порядок»
Утро после ночи, перед днём.
День наступает после (чего?) … , перед (чем?)…
Вечер наступает после (чего?)… , перед (чем?)…
3. «Почему?» (Составление предложений с союзом «потому что»)
Почему весной тает снег?
Почему весной бегут ручейки?
Почему весной пробивается травка?
Почему весной прилетают птицы?
Почему весной животные просыпаются от зимней спячки?
Почему весной люди одеваются легче?
4. «Исправь ошибку»
Засветило солнышко, потому что стало тепло.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Тает снег, потому что текут ручьи.
Наступила весна, медведица впала в спячку и вывела медвежат.
В гнезде у лисы появились лисята.
5. «Подбери слово – признак»
Лето (какое?) - жаркое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, долгожданное.
Море (какое?) - |
С 20 по 24 мая Тема «Мой город – Санкт-Петербург»
Для закрепления материала по данной лексической теме рекомендуем поиграть в следующие речевые игры:
1.«Один - много» Чего в нашем городе много? -памятник- много памятников, -дом – много домов
(дерево, парк, улица, двор, река, мост, машина, школа, сад, площадь, фонарь..)
2. «Какие?»
Предложите ребёнку подобрать как можно больше слов-признаков к словам:
В нашем городе:
-Деревья (какие?) - зеленые, красивые, высокие, старые, молодые, тонкие… -Улицы (какие?) - ровные, большие, новые, старинные, узкие, прямые, широкие…
-Люди (какие?) - …….
3. «Сосчитай от 1 до 5» со словами:
большой город, красивая статуя
(один большой город -2 больших города- 3…)
4. «Что у вас, а что у нас?» (усвоение сравнительной степени прилагательных) В вашем городе деревья высокие, а в нашем городе еще выше.
В нашем городе деревья старые, а в нашем … В нашем городе деревья большие, а…
В нашем городе дома прочные, а нашем ..
В нашем городе люди молодые, а в нашем ..
В вашем городе улицы длинные, а в нашем- …
Доп.слова:(улицы короткие, нарядные, чистые)
5.«Распутай предложение»
Слова перепутались. Предложите ребёнку из данных слов составить правильное предложение:
Находится, дом, площадь, перед.
Дом, возле, кинотеатр, есть.
Детский сад, угол, стоит, за.
Около, парикмахерская, дом, построили.
Рядом, рынок, с , дом.
6. Что лишнее и почему?
Петербург, Москва, Невский проспект.
Машина, улица, проспект, переулок |
С 6 по 17 мая Тема «Родина - Россия. День Победы»
Для закрепления материала по данной лексической теме:
Рекомендуется повторить, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы»;
рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах;
вспомнить, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать ребенку фотографии родственников.
Очень важно воспитывать у ребенка уважение к героям войны.
Предложите ребёнку объяснить значение слов и словосочетаний «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран»; объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает».
Предложите ребёнку объяснить, что такое «Родина»? Как называется страна, в которой мы живём? Попросите ребёнка вспомнить и назвать 3 символа нашей страны.
Упражнение «Посчитай»:
(пример: одна страна – две страны – три страны – 4 страны – 5 стран)
Слова: страна, деревня, герб, флаг, река, озеро, поле, роща |
С 22 апреля по 3 мая. Тема «Насекомые»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1. Предложите ребёнку перечислить насекомых, которых он знает. Сказать, какие части тела есть у насекомых.
2. Дидактическое упражнение «Кого много на полянке?»
На полянке много (бабочка) – На полянке много бабочек.
жук -… оса -…
шмель -… пчела-..
муравей-.. комар-…
гусеница -..
3. Дидактическое упражнение «Закончи предложение» У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… У жука усы толстые, а у бабочки… У шмеля спинка широкая, а у комара…
4. Дидактическое упражнение «Посчитаем» от 1 до 5
(1 шмель - 2 шмеля – 3 шмеля – 4 шмеля - 5 шмелей)
Слова: шмель, майский жук, комар, муравей, пчела, стрекоза, божья коровка, муха
5. Дидактическое упражнение «Назови ласково»
жук – … (жучок); гусеница – …;
стрекоза – …; муравей – …;
пчела – …; муха –
таракан -..
6. Дидактическое упражнение «Чьи лапки? Чья голова? Чьи крылышки?»
У муравья лапки (чьи?) — муравьиные
У пчелы крылышки (чьи?) - …
У комара брюшко (чьё?) — ..
У шмеля голова (чья?) -…
У осы крылышки (чьи?) - …
У таракана усы (чьи?) - .. |
С 15 по 19 апреля. Тема «Лес. Растительность. Первоцветы»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1.«Объясни словечко»
Объясни значение слова «первоцветы». Назови первоцветы, которые ты знаешь.
2. Д/у «Какой?» (подобрать как можно больше слов определений)
Лес (какой?) - ….
Одуванчик (какой?) -
3. Д/у «Посчитай от «1 до 5»
Один маленький подснежник, два маленьких подснежника... пять ….
Один звонкий ручеек...
Одна душистая мимоза...
4. Д/у «Найди общее слово»
Льется, журчит (что это?) — …. (ручей);
дует, шумит (что это?) — ...
пригревает, ослепляет (что это?) — ...
голубое, высокое, чистое (что это?) — ...
5. Д/у «Назови ласково»
лист – листок,
стебель - …,
корень - ….,
цветок - …,
незабудка - …,
дуб - ….,
ива -..,
береза - …
6. Д/у «Исправь предложения» (исправленное предложение проговаривать полностью)
Листья растут В дереве. Птичка села ИЗ куста. Муравей вылез В муравейник. Сова сидит НАдупле. Дятел стучит К дереву. Заяц убегает К лисе. Стрекоза летает ПОД землёй. Гусеница ползёт ПОД веточкой. Бабочка порхает В цветке. Цветы растут НАД деревом. |
С 8 по 12 апреля Тема «Космос»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1) Попросите ребёнка ответить полным предложением на вопросы: -Какой праздник отмечают 12 апреля?
- Что такое космос? (Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.)
-Что люди запускают в космос?
- Как называют человека, который летит в ракете в космос?
- Кто был первым космонавтом?
- Что надевает космонавт для полёта в космос?
- Как называется планета, на которой мы живём?
- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты?
2.«Хвастунишка»
Попросите ребёнка закончить фразы, поставив слово в нужную форму:
Моя ракета большая, а моя еще больше, а моя большущая.
Моя ракета красивая, а моя еще … .
Моя ракета длинная, а моя еще … .
Моя ракета быстрая, а моя еще … .
Моя ракета прочная, а моя еще … .
Моя ракета современная, а моя еще … .
3.«Скажи наоборот».
Храбрый –
Сильный –
Взлетел –
Трудно –
Далеко –
Высоко –
4. Попросите ребёнка сосатвить предложения по опорным словам.
Ракета, космос, лететь, в.
Луна, это, земля, спутник.
Луна, земля, меньше.
Луна, вращаться, земля, вокруг
2)Прочитайте рассказ. Ответьте на вопросы. Прочитайте рассказ ещё раз, а затем попросите ребёнка пересказать его.
СОЛНЦЕ
Без Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мёртвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу.
Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.
Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на неё всё засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.
Солнце в сотни раз больше Земли. Но во вселенной много звёзд, которые гораздо больше Солнца.
Вопросы:
1.Что такое Солнце?
2. Что даёт Солнце людям? 3. Что стало бы с Землёй, если бы она располагалась ближе к Солнцу?
|
С 1 по 5 апреля. Тема «Транспорт»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1. Перечислить транспорт:
Наземный- Воздушный-
Водный- Подземный-
Какой транспорт называем пассажирским, почему?
Какой транспорт называем грузовым, почему?
2. «Один – много»
пример: самолет – самолеты – много самолетов
слова: машина, самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, руль, фара, колесо.
3. «Назови ласково».
пример: лодка – лодочка
(самолет, колесо, машина, трамвай, паровоз, грузовик, вертолёт, кабина, кресло, дверь)
4. «Кто чем управляет?»
Попросите ребёнка ответить полным предложением, кто каким транспортом управляет.
Самолетом управляет пилот, автобусом – …, кораблём – …
(поездом-.., трамваем-.., поездом метро-..).
5. «Что общего? Чем отличаются?» (отвечаем полным предложением)
-трамвай и троллейбус
-трамвай и электричка
-троллейбус и автобус
-автобус и автомобиль |
С 25 по 29 марта Тема «Профессии»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1.Попросите ребёнка перечислить профессии, которые он знает / с которыми он познакомился на этой неделе.
2. «Кто что делает?»
Попросите ребёнка перечислить как можно больше действий, которые выполняет человек той или иной профессии.
Например: Врач - лечит, ставит градусник, выписывает лекарства, назначает уколы и т.д.
Шофер - ... продавец – …
учитель - … уборщица – ..
повар -… летчик – ...
строитель – . маляр -
воспитатель -… писатель -
певица –… композитор -
библиотекарь - портной –
3. Сосчитай от 1 до 5 со словами:
Учитель, продавец, пекарь, певец.
Например: 1 учитель – 2 учителя – 3 учителя….
3. Исправь предложения:
- Гаечный ключ откручивают гайкой.
- Стекло упало, потому что разбилось
4. «Назови действие»
(попросите ребёнка подобрать слова – действия к следующим предметам)
иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают.
лопатой – метлой -
топором – валиком –
молотком - ножом –
пилой- ножницами -
гаечным ключом - кистью - …
граблями - ...
|
18 - 22 марта Тема «Перелётные птицы весной»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1.Попросите ребёнка перечислить перелётных птиц. Почему они называются «перелётные»?
2.«Назови ласково»:
соловей - …(соловушка)
перо- … крыло - …
журавль - …. скворец - ….
хвост - … кукушка - …
трясогузка - … клюв - …
3. «Назови птенцов»
Пример: Грач — грачонок — грачата,
аист —
стриж —
журавль —
кукушка —
лебедь —
скворец —
утка —
гусь —
4. «Исправь предложения»:
- Червяк склевал скворца.
- Песня спела соловья.
- Мохнатая гусеница съела кукушку.
5. «Четвертый лишний» (попросите ребёнка объяснить выбор)
- Ворона, попугай, голубь, воробей
- Петух, индюк, курица, ворона |
11 – 15 марта Тема «Приметы весны»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1. Предложите ребёнку назвать 3 весенних месяца, а также рассказать, какие изменения происходят в природе, в жизни животных и людей с наступлением весны.
2.«Назови ласково»:
Пример: Лужа – лужица
Ручей - .. солнце - ……
Льдина - .. луч - ……
Гнездо - … трава - ……
Почка- … проталина - …..
3. «Что делает?» Солнце весной (что делает?)- припекает, ласкает, согревает…. Ручейки весной (что делают?)-… Листья весной (что делают?)-…
4. «Так или не так?»
Предложите ребёнку оценить утверждения. Может такое быть или нет?
Весной мы сеем семена цветов. Весной тает снег, и бегут ручьи. Весной птицы улетают в тёплые края.
Весной мы собираем урожай.
Весной появляются первые цветы – розы.
Весной на деревьях появляются жёлтые листья.
4.«Исправь ошибку»
-Засветило солнышко, потому что стало тепло.
-Пришла весна, потому что прилетели грачи.
-Тает снег, потому что текут ручьи.
-Наступила весна, медведица впала в спячку и вывела медвежат.
-В гнезде у лисы появились лисята.
5. «Сосчитай» от 1 до 5:
Один мохнатый медвежонок – 2 мохнатых медвежонка -….5 мохнатых медвежат…
Один пушистый зайчонок…
Один серый волчонок… |
4 – 7 марта Тема «Семья. 8 марта»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1.Попросите ребёнка рассказать, как он понимает слово «семья», перечислить всех членов своей семьи.
2.«Подбери признаки»
Попросите ребёнка подобрать как можно больше слов:
Мама (какая?) – добрая, ласковая, красивая, заботливая, нежная, весёлая….
Сестрёнка- …..
бабушка - …
папа - ….
3. «Назови ласково»
Мама – мамочка, мамуля
Бабушка -
Сестра-
Дочь - …
Внучка –
Сын –
Папа –
Дедушка - …
Назови ласково девочек по именам: Аня – Нина -
Валя – Даша-
Оксана – Оля
Юля – Ира –
Катя –
4. «Посчитай» от 1 до 5 со словами: подарок, сестра, торт, поздравление, букет
(1 подарок – 2 подарка – 3 подарка – 4 подарка – 5 подарков)
5. «Наша семья» Ваша семья большая, а наша ещё ...(больше).
Ваша семья дружная, а наша ещё …(дружнее)
Доп. слова: крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая. |
26 февраля – 1 марта Тема «Зима (обобщение)»
Для закрепления материала по данной лексической теме рекомендуется:
— вспомнить и назвать зимние месяцы;
— побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой;
— во время прогулки в парке обратить внимание на признаки зимы;
— вспомнить о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют;
— назвать зимующих птиц, рассказать о том, как человек помогает птицам зимой;
— вспомнить, какие зимние виды спорта и зимние забавы знает ребенок.
***
Далее предлагаем поиграть с ребёнком в речевые игры по темам «Приметы зимы», «Зимующие птицы» и «Зимние забавы», которые вы найдёте в рекомендациях за декабрь и январь. |
19–22 февраля Тема «Защитники Отечества»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1. Расскажите ребенку о празднике — Дне защитника Отечества.
Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды и прадеды. День защитника Отечества — это праздник всех военных. А кто такие военные? Военные — это люди, которые защищают нас, наш народ, нашу страну, наше Отечество, нашу Родину. Мы называем Родиной то место, где мы родились и живем. Когда мы вырастем, то сможем защищать свою Родину.
2. «Назови солдата»
Попросите ребёнка перечислить военные профессии. Если затрудняется, то :
Как называется военный, который:
-служит на танке – танкист
-служит на границе – …
-управляет самолётом – …
-управляет вертолётом-…
-прыгает с парашютом - …
-служит на подводной лодке - …
3. «Один - много» прим.: один танк – много танков слова: автомат, парашют, пуля, награда, боец, пушка, мина, солдат
4. «Сосчитай до пяти»:
-Один блестящий самолёт, два блестящих самолёта, три….,пять…
Слова: подводная лодка, тяжёлый танк, пехотинец, лётчик.
5. «Четвертый лишний». (назвать лишнее слово, объяснить почему)
Танк, истребитель, вертолет, самолет
Танкист, снайпер, строитель, моряк.
Барабан, пулемет, автомат, миномет.
Бескозырка, фуражка, шляпа, берет. |
12 – 16 февраля Тема «Посуда»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
Предложите ребёнку перечислить чайную посуду, кухонную и столовую.
«Что для чего?»
Предложите ребёнку назвать следующие предметы посуды, предназначенные для определённых продуктов:
Для салата – салатница для хлеба –
для сахара –
для соли –
для масла –
для конфет –
для селёдки –
***
«Подбери признаки»
Попросите ребёнка подобрать как можно больше слов-признаков:
Чашка (какая?) – … (хрупкая, маленькая, красивая….)
чайник (какой?) —
***
«Исправь предложения»
-Суп разлили по стаканам.
-На чайнике кипит чай.
-В сахарницу насыпали хлеб
***
«Посчитай» (от 1 до 5) со словами: ложка, блюдце, чашка, кастрюля
(Пример: одна ложка, две ложки…..пять ложек)
***
«Четвертый лишний» Какое слово лишнее? Объясни свой выбор.
-Чашка, блюдце, кастрюля, сахарница
-стакан, тарелка, супница, сковорода |
5 – 9 февраля Тема «Мебель»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1. Предложите ребёнку перечислить как можно больше предметов мебели
***
2. «Один – много»
диван — много (чего?) – много диванов
кровать — много (чего? )- ….
тумбочка — … шкаф — …
диван – … дом — …
стул - … кресло –
***
3. «Угадай, что за мебель?»
Ножки, столешница — стол.
Спинка, сиденье, ножки —
Сиденье, ножки —
Дверцы, полки, ручки —
Сиденье, ножки, спинка, подлокотники —
***
4.«Из чего какой?»
Тумбочка из дерева (какая?) деревянная.
Стол из пластмассы (какой?) ...
Кровать из железа (какая?) ...
Диван из кожи (какой?) ...
Полка из стекла (какая?) ...
***
5.«Посчитай мебель»
От 1 до 5 со словами:
стол, стул, кресло, шкаф, кровать
(пример: 1 стол, 2 стола, 3…5 столов) |
22 января – 2 февраля. Тема «Санкт - Петербург»/буквы «Ш», «Ж»
Рекомендации для родителей:
Поговорите с ребенком о Санкт-Петербурге: в честь кого назвали город, чем он знаменит. Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации с достопримечательностями Санкт-Петербурга (соборы, дворцы, площади, мосты, памятники, ограды, фонари, сады и парки, все то, что нас восхищает).
Найдите на карте города ваш дом, дома бабушек, дедушек и других близких вам людей. Повторите свой домашний адрес.
Поиграйте в игры
«Назови соседей звука [Ш]»
Шкаф, марш, Миша, ушко, мишка, Даша, малышка, ушастик, шпион, мышь
«Замени звук [Ш] на [Ж] и получи новое слово»
шить – …, шар –..., шалость –…, уши - …, машет -…, вышивать – ….
«Скажи какой»
Мост из дерева – памятник из бронзы -
Флюгер из меди – колонна из мрамора -
Сооружение из кирпича - крыша с позолотой -
Витрина из стекла – лев из камня –
«Скажи наоборот»
Ночной Петербург – Будние дни –
Светлый переулок - Район новый -
Улица малолюдная - Канал глубокий -
«Еще лучше» образование превосходной степени.
Этот дом высокий, а у меня выше, мой высочайший
Эта улица широкая, а моя улица…, она… /шире, широчайшая
Этот район красивый, а мой…, он… /красивее, красивейший
Этот мост старый, а этот…, он… /старее, старейший
Эта площадка новая, а эта…, она… / новее, новейшая
Этот дворец большой, а этот…, он… /больше, большущий
«Собери предложение»
Петр Санкт- первый основал Петербург.
Александровская центре стоит в дворцовой колонна площади.
На находятся острове Ростральные Васильевском колонны.
Кораблик на находится Адмиралтейства шпиле.
Острове на Петропавловская расположена Заячьем крепость.
«Четвертый лишний»
Улица, проспект, переулок, машина.
Реки, каналы, рукава, мосты.
Парк, сад, сквер, лес.
Отгадай загадки
Я – город-герой, стою над Невой. (СПб)
Средь петербургских берегов в гранит она зажата,
Меж разводных течёт мостов. Что это, ребята? (Нева)
В начале Невского стоит, прекрасно здание на вид.
Колонны, статуи и шпиль, и только в вышине
Горит кораблик золотой весь в солнечном огне. (Адмиралтейство)
Зимний дворец у Невы, посмотри! Жили когда-то в нём наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей, города гордость и Родины всей. (Эрмитаж)
Памятник из бронзы: честь царю, хвала! Мчится, словно ветер,
Конь, тянет удила. На коне сидит герой, он красивый, молодой. (Медный всадник)
На мосту сидят цепном и объяты полусном.
Эти грозные «персоны» называются …(Грифоны)-
|
22 января -2 февраля. Тема «Зимующие птицы»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1.Предложите ребёнку перечислить зимующих птиц. Почему они называются «зимующие»?
2. «Один – много» Ворона – много ворон; воробей – много……..;
дятел -…………..; синица - …….…;
голубь -…….. …..: снегирь –…….
3. «Назови ласково» Воробей – воробушек
Сова - Снегирь –
Синица –
Зерно –
Кормушка -
4. «Посчитай птичек»
Предложите ребёнку загибать по очереди пальчики и посчитать птичек от 1 до 5:
Пример:1 ворона -2 вороны -…5 ворон
слова: снегирь, голубь, дятел, синица
5. «Птичка у кормушки»
Птичка к кормушке (что сделала?) …подлетела, прилетела.
Птичка от кормушки (что сделала?) …
Птичка в кормушку (что сделала?)…
Птичка из кормушки (что сделала?)…
6. «Скажи наоборот»
У синицы хвост короткий, а у сороки…
Воробей маленький, а ворона…
Голубь тяжёлый, а воробей…
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
7. «Четвёртый лишний»
Предложите ребёнку назвать лишнюю птичку и объяснить свой выбор:
-ворона, дятел, ласточка, сова
-снегирь, грач, синица, воробей |
15 -19 января. Тема «Зимние забавы»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1.Предложите ребёнку перечислить зимние забавы, которые он знает
2. «Подбери признак»
Снежинка (какая?) – легкая, белая, хрупкая…
лёд (какой?) –
зима (какая?) -
3. «Назови ласково»
Санки – саночки
Шуба -…., снег - …, клюшка-…, коньки-…., горка-…, мороз-…, зима-….
4.«Кому что нужно?»
Хоккеисту – клюшка, шайба, коньки, форма, каток, ворота…
Лыжнику -
Фигуристу - …
Снеговику - …
5.«Подскажи слово»
У детей веселые лица, значит им сейчас (как?)… (весело).
У них громкие голоса, они говорят (как?)…
У Кати звонкий смех, она смеется (как?)…
У Маши быстрые ноги, она бегает (как?)…
Санки тяжелые, их везти (как?)…
Валенки теплые, в них гулять (как?)…
6. «А что было вчера?» (развитие умения употребления глаголов в прошедшем времени)
Сегодня снег блестит, а вчера...(блестел)
Сегодня снег падает, а вчера ...
Сегодня снег сверкает, а вчера ...
Сегодня снег тает, а вчера ...
Сегодня снег хрустит, а вчера ...
Сегодня снег идет, а вчера ...
Сегодня снег ложится, а вчера ...
Сегодня снег кружится, а вчера ...
7.«Соедини слова в предложение» Из данных слов предложите ребёнку составить правильное предложение:
- Дети, лепить, снеговик
- Дети, кататься, санки
- Максим, купить, белый, коньки
- Лёша, шайба, забивать.
- Соня, крепость, снежная, строить. |
8 -12 января Тема «Игрушки»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1. «Назови ласково»
Мяч – мячик
Пирамида –
Кукла –
Паровоз –
Грузовик –
Матрёшка –
Неваляшка -
2. «Посчитай игрушки» Посчитай от 1 до 5 со словами:
грузовик, мяч, дудочка, пирамидка, кукла
(пример: 1 грузовик – 2 грузовика-3 грузовика – 4 грузовика – 5 грузовиков)
3. «Скажи наоборот» Ослик мягкий, а кубик - …
Грузовик тяжёлый, а мячик –
Автобус новый, а ослик –
Машинка маленькая, а робот –
Гараж из лего низкий, а кран -
4. Попросите ребёнка подобрать действие к предмету:
Мяч (что делает?) – летит, катится, падает….
Кукла (что делает?) –
Машинка (что делает?) – |
25 - 29 декабря Тема «Новый год и новогодние игрушки»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
1. Предложите ребёнку перечислить то, чем можно украсить ёлку
2. «Один – много»
Слова: звезда, игрушка, конфета, подарок, украшение, шар, гирлянда.
пример: ёлка – много ёлок
3. «Назови ласково»
Слова: звезда, игрушка, конфета, подарок, украшение, шар, гирлянда.
Пример: звезда - звёздочка
4. Игра «Какой? Какая? Какие?»
Предложите ребёнку подобрать как можно больше признаков:
Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый…
Гирлянда (какая?) –
Дед Мороз (какой?) –
Снегурочка (какая?) –
5. "Узнай словечко"
Предложите ребёнку догадаться, про что так можно сказать:
Белый, пушистый, холодный, искрящийся- это…
Колючая, мохнатая, зеленая - это ...
Сладкое, холодное, сливочное - это...
Ледяная, тающая, остроконечная –это ...
6. «Посчитай от 1 до 5» со словами:
Хлопушка, костюм, шар, ёлка, песня.
Пример: 1 хлопушка – 2 хлопушки – 3 хлопушки – 4 хлопушки - 5 хлопушек |
18-22 декабря. Тема «Дом, в котором я живу»
Для закрепления материала по данной лексической теме предлагаем вам поиграть в следующие речевые игры:
Попросите ребёнка перечислить как можно больше частей кирпичного городского дома (фундамент, крыша, окна, лестницы, двери….. и т.д.)
2.«Назови ласково»
Окно — балкон -
рама — бревно -
комната — лестница -
стена — порог -
дверь — звонок -
3.«Назови, какой дом?»
Дом из кирпича (какой дом?) –кирпичный дом.
из бетона – из бумаги -
из пластмассы - из камня -
из металла - из дерева -
изо льда - из глины -
из стекла -
4. «Посчитай от 1 до 5» со словами: стена, дверь, окно, балкон, труба, ступенька, лифт
Пример: 1 стена – 2 стены – 3 стены – 4 стены – 5 стен
5.Игра «Скажи наоборот»
Мой дом высокий, а мой дом (низкий).
Мой дом светлый, а мой дом (…).
Мой дом одноэтажный, а мой дом (…).
Мой дом большой, а мой дом (…).
Мой дом старый, а мой дом (…).
Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (…) от дороги.
Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (…) улице. |
11 – 15 декабря Тема «Приметы зимы»
1. Проговорите с ребёнком названия трёх зимних месяцев. Предложите перечислить приметы зимы, которые он запомнил за эту неделю.
2. «Назови ласково»
снег- (снежок) горка-
сосулька - санки -
мороз- холод-
ветер- зима-
3. «Подбери действие»
Вьюга (что делает?) – бушует, воет, метёт…
Снег (что делает?)-
Дети зимой (что делают?) –
4. "Скажи наоборот"
Летом дни жаркие, а зимой - холодные
Летом небо светлое, а зимой - ...
Летом день длинный, а зимой - ...
Летом солнце светит ярко, а зимой - ...
Весной лед на реке тонкий, а зимой - ...
Снег мягкий, а лед… - ...
5. «Подбери признак» Зима (какая?)– например: морозная, вьюжная…
Снег (какой?)-
Сосулька (какая?)-
6. Какое слово лишнее? Почему?
Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Лиса, волк, медведь, жираф. |
4 – 8 декабря Тема «Дикие животные»
1. Предложите ребёнку перечислить как можно больше диких животных. Почему они называются дикими? Чем они отличаются от домашних животных?
2.«Какой? Какая?»
Попросите ребёнка подобрать несколько слов к каждому животному.
Лиса (какая?) – хитрая, ловкая…..
Волк (какой?) - …
Белка (какая?)_...
Медведь (какой?) - ….
3.«Назови детёныша»
Как называются детёныши у диких животных? у волка – волчонок у лисы - …, у медведя - …, у ежа - …, у барсука - …, у зайца - …, у белки - …, у лося - ….,
у кабана –
4.«Чей хвост?»
Как будет называться хвост животного?
Если это хвост лисы, значит, это чей хвост? – лисий хвост
хвост зайца - хвост медведя –
хвост волка - хвост белки -
5.«Кто где живет»
Попросите ребёнка назвать жилище дикого животного. Важно отвечать полным предложением
- Где живёт волк? – Волк живет в логове .
- Где живёт лиса? -
-Где живёт медведь? -
-Где живёт белка? – |
27 ноября – 1 декабря Тема «Осень»
Для закрепления знаний по теме «Осень» предложите ребёнку поиграть в следующие речевые игры:
1. Предложите ребёнку назвать по порядку 3 осенних месяца, рассказать о приметах осени
2.«Назови ласково»
Лист – листочек…
Гриб - птица -
Ветер - солнце -
Трава - дождь -
Дерево - сапоги-
Зонт - туча -
Облако - лужа -
Холод - цветок -
3. «Доскажи словечко» (Взрослый начинает предложение, ребёнок его дополняет. После попросить ребёнка рассказать, что он запомнил об осени.)
Прошло лето и наступила…… Подул…..Стало……Люди одеваются в…..На деревьях ……..Моросит ….. Увядает…… На юг…….Люди собирают…….Скоро наступит…..
4. Предложите ребёнку прослушать текст, ответить на вопросы. Затем взрослый ещё раз читает текст, предлагает ребёнку пересказать.
ОСЕНЬ
На дворе дождь, ветер, холодно. Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево. Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал: «Смотрите, какой листочек красивый!». Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унёс.
Вопросы:
1.Какая погода была на дворе?
2.Что увидел Саша из окна?
3.Что Саша сделал, когда увидел из окна дерево с листком?
4.Почему ребята не смогли увидеть последний листок? |
13 - 24 ноября Тема «Перелётные птицы»
Для закрепления темы «Перелётные птицы» предложите ребёнку поиграть в следующие речевые игры:
1.Попросите перечислить перелётных птиц. Почему они так называются – «перелётные»?
2.«Назови ласково»:
Лебедь - лебёдушка
скворец - … кукушка - …
цапля - … соловей - ….
журавль - …. Птенец -….
Перо - …… голова- …
Клюв - ……. Крыло -…..
3. «Назови птенца»
У грача – грачонок
У журавля –
У аиста – У стрижа –
У кукушки –
У скворца –
4. «Сколько птиц улетело?» (посчитай от 1 до 5 со словами): лебедь, грач, соловей -улетел 1 лебедь -2 лебедя -….5 -Улетел 1 грач – 2…- 5… -улетел 1 соловей-2..-5…
5. «4й лишний» Предложите ребёнку определить, какая птица лишняя. Необходимо объяснить свой выбор. -ласточка, аист, лебедь, снегирь -журавль, курица, скворец, соловей |
6 – 10 ноября Тема «Домашние животные и птицы»
Для закрепления темы «Домашние животные и птицы» предложите ребёнку поиграть в следующие речевые игры:
1. Попросите перечислить домашних животных. Почему они так называются – «домашние»?
2. «Назови ласково» Утка - …. кролик -
петух - …. коза -
курица - … лошадь
корова - ….. баран-
3. «Кто как голос подаёт?» Кошка – мяукает Кошка-
Собака – Лошадь-
Свинья –
4. «Назови детёныша»
У кошки – котёнок У курицы –
У собаки – У гуся -
У свиньи – У индюка -
У лошади – У утки -
У коровы – У овцы –
У кролика – У осла -
5. «Хвастунишка»
Предложите ребёнку закончить предложение одним словом:
У моей овцы шерсть мягкая, а у моей еще мягче.
У моей овцы шерсть тёплая, а у моей ещё…. У моей лошади грива длинная, а у моей ещё….
У моей коровы рога сильные, а у моей ещё….
У моей козы молоко вкусное, а у моей ещё ….
6. «Посчитай» (от 1 до 5) со словами: -1 гусь – 2 гуся –…. 5 гусей -1 овца – 2 овцы –…. 5 овец Слова: жеребёнок, утёнок, ягнёнок, щенок… |
30 октября – 3 ноября Тема «Обувь»
Для закрепления темы «Обувь» предложите ребёнку поиграть в следующие речевые игры:
1.Попросите ребёнка перечислить обувь, которую он знает.
2. Д/у «Какая обувь?»
Если обувь носят дома, она…(домашняя) Если обувь носят зимой, она.. (зимняя)
- Летом …….
- Осенью ……
- Мужчины носят какую обувь? (мужскую)
- Женщины ……..
- Дети ……….
- Спортом занимаются в ……. обуви
- На улице носят ….. обувь
***
3.«Четвертый лишний» (что лишнее и почему?)
Туфли, сапоги, майка, тапки.
Куртка, босоножки, пиджак, брюки
Каблук, подошва, шарф, шнурки
Обувь: шьют, моют, гладят, протирают
***
4. «Назови ласково»
Кроссовки – (кроссовочки)
сапоги - …,
шнурки - …,
тапки - …,
каблуки - …
ботинки - …,
***
5. «Скажи наоборот»
Туфли светлые, а наоборот…
Валенки зимние, а сандалии…
Обувь чистая, а наоборот…
Бывает высокий каблук, а наоборот….
Бывает толстая подошва, а бывает …
Бывает шнурок длинный, а бывает … |
23 – 27 октября Тема «Одежда»
Для закрепления темы «Одежда» предложите ребёнку поиграть в следующие речевые игры:
1.Попросите ребёнка перечислить предметы одежды, которые он знает.
Спросите, как называется профессия человека, который шьёт одежду.
2. «Назови ласково»
Юбка – юбочка куртка -
Брюки – майка -
Кофта – пальто -
Носок – шорты –
Платье -
3. «Какая? Какие?»:
сапоги из резины - резиновые сапоги;
шапка из шерсти – ..
перчатки из кожи - ..
варежки из пуха –
шуба из меха –
4. «Кто что делает?»
Попросите ребёнка продолжить предложения:
Бабушка спицами шарф (что делает?) ...
Маша на полотенце узор ...
Мама пуговицу к пальто ...
Даша новую юбку ...
5. «Скажи наоборот»
чистый — старый - ……
длинный — тёплый - ….
мокрый — большой - …..
толстый —
6. «Посчитай от 1 до 5» со словами:
шапка, куртка, пальто, носок, майка
(например: 1 шапка, 2 шапки, 3 …5 шапок)
7. Попросите ребёнка назвать и показать части одежды (рубашки, куртки)
Например: У рубашки есть рукава, карман, манжеты, воротник, петли, пуговицы. |
16-20 октября Тема «Деревья»
Для закрепления темы «Деревья» предложите ребёнку поиграть в следующие речевые игры:
1.Предложите ребёнку перечислить лиственные деревья. Почему они так называются?
Затем перечислить хвойные деревья. Почему они так называются?
2. Попросите ребёнка подобрать как можно больше слов, отвечая на вопрос «Что делают листья осенью?» (вянут, кружатся, шуршат…..)
3. «Посчитай деревья» (от 1 до 5) со словами: дуб, клён, тополь, берёза, сосна, ель
(пример: 1 дуб, 2 дубА…..5 дубОВ)
4. «Исправь предложения»
-По дереву растут листья.
-На клёне желтеют берёзовые листья.
-Когда идёт дождь, на улице сухо.
-Дятел стучит в дереве.
5.«Что лишнее?» (объяснить, почему)
-Дуб, рябина, осень, осина
-корень, ствол, гнездо, ветки |
9 – 13 октября Тема «Ягоды».
Для закрепления темы «Ягоды» предложите ребёнку поиграть в следующие речевые игры:
1.Попросите ребенка назвать ягоды, которые он знает. Спросите, где растут ягоды (в лесу или в саду), что из них можно приготовить.
2. «Подбери признаки»
Попросите ребёнка подобрать не менее трех признаков к каждой ягоде:
клубника (какая?) – …
клюква (какая?) — …
3) «Назови ласково»:
клубника – клубничка
малина — …
брусника -
вишня — …
ягода –
черника –
клюква - …
ежевика –
4) «Какое варенье?»
Попросите ребёнка сказать, какое варенье получится из следующих ягод:
Варенье из малины – малиновое
Из клубники –
Из смородины –
Из черники –
Из брусники –
Из клюквы -
5) Составить небольшой описательный рассказ о любой ягоде по следующему плану:
-Название ягоды
-Где она растет?
-Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?
-Какова на вкус?
-Что из нее можно приготовить? |
2–6 октября Тема «Овощи».
Для закрепления темы «Овощи» предложите ребёнку поиграть в следующие речевые игры:
1. Предложите ребёнку перечислить овощи, которые он знает.
2. «Посчитай-ка»
Посчитай от 1 до 5 со словами: огурец, помидор, баклажан, кабачок.
Пример:1 огурец – 2 огурца – 3 огурца – 4 огурца – 5 огурцов
3. «Назови ласково»:
Огурец – огурчик Помидор –
Морковка – Лук –
Свекла – Укроп –
Горох – Капуста –
Картошка – Тыква –
4.«Четвертый лишний» (определить, что лишнее и объяснить почему)
* яблоко, репа, банан, гранат;
* морковь, киви, капуста, свёкла
5. Дидактическое упражнение «Так или не так?» Две подружки приготовили угощенье. Всё ли верно?
Мы взяли круглую красную кислую картошку.
Добавили фиолетовый хрустящий сладкий огурец. Порезали всё ложкой.
Добавили сочный сладкий синий лук.
Полили всё душистым маслом.
6. Предложите составить рассказ о любом овоще по плану:
-какого цвета овощ
-какой формы
-какой наощупь
-есть ли внутри семечки
-мы его срываем/выкапываем/вытаскиваем?
(например: этот овощ красного цвета, круглой или овальной формы, гладкий и мягкий наощупь, внутри есть семечки, мы его срываем с куста). |
25 – 29 сентября Тема «Фрукты»
Для закрепления темы «Фрукты» предложите ребёнку поиграть в следующие речевые игры:
1. Предложите ребёнку перечислить фрукты, которые он знает
2.«Какой? Какое?» (Предложите ребёнку подобрать как можно больше прилагательных к фруктам):
Например: яблоко (какое?) – сочное, красное, сладкое, круглое, гладкое, большое…
груша-…
лимон - ….
гранат-…
3. «Посчитай-ка»
Посчитать от 1 до 5 со словами: апельсин, груша, яблоко, гранат
Например: 1 апельсин – 2 апельсина – 3 апельсина – 4 апельсина – 5 апельсинов
4.«Назови фрукт ласково»:
яблоко - …(яблочко) ананас - …
апельсин - … груша - ….
слива - персик - …
банан - … гранат -
виноград - … абрикос - …
5.Что лишнее? Объясни, почему?
-яблоко, груша, помидор, апельсин
-слива, персик, абрикос, компот
6. Предложите составить рассказ о своём любимом фрукте по плану:
-название фрукта
-какого он цвета
-какой формы
-какой величины (большой, маленький, среднего размера)
-какой на вкус
-какой на ощупь (гладкий или шершавый, твёрдый или мягкий) |
|