| ||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
Страничка учителя-логопеда Пашиневой Натальи СергеевныПриветствую вас, уважаемые родители, на своей страничке! Приветствую вас, уважаемые родители, на своей странице! На этой страничке я буду публиковать игры и упражнения для закрепления материала, пройденного в течении недели. Ребятам многому предстоит научиться в старшей группе, например, овладеть правильным произношением звуков, познакомиться с понятием «звук», «слог», «слово», научиться слышать и различать звуки, определять позицию звука в слове, называть количество и последовательность звуков в слове, составлять звуковые схемы слов, подбирать слова на заданный звук, определять количество слогов в слове. Все перечисленное служит основой для дальнейшего овладения грамотой. Также мы будем работать над расширением словарного запаса, над грамматическим строем речи, развитием связной речи, мелкой моторики и др. Я уверена, что к процессу обучения вы подойдете со всей ответственностью и серьезностью, ведь только совместными усилиями мы достигнем наилучших результатов! Успехов!
2024-20254 учебный год Дистанционное взаимодействие с семьёй (рекомендации родителям)
Рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, вспомните их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими. Во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотрите встретившихся зимующих птиц, обратите внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор. Проведите беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Предложите ребенку отгадать загадку о зимующей птице, а затем ее выучить: Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ: ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ Синица, воробей, ласточка, снегирь. ПОДБЕРИ ПРИЗНАК Синица (какая?) — ..., голубь (какой?) — .... ПОДБЕРИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ Птица (что делает?)- прыгает, летает и т.д. ДЛЯ ЧЕГО? (попросите ребенка отвечать полным предложением) Для чего птице клюв? (Птице нужен клюв, чтобы…) Для чего птице крылья? Для чего птице лапки (перья, хвост)? СОСЧИТАЙ (от 1 до 5, правильно употребляя окончания слов) ОднА синицА, двЕ синицЫ, три синицЫ, четыре синицЫ, пять синИЦ (воробей, снегирь, ворона, сорока, дятел, голубь, клюв, крыло, хвост, перо, кормушка). КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ? Воробей-чирикает, синица и снегирь-… (свистят); сорока -… (трещит); ворона-… (каркает); голубь-..( воркует). СКАЖИ НАОБОРОТ У воробья туловище мелкое, а у вороны-…(крупное) У вороны клюв большой, а у воробья-… У воробья хвост короткий, а у сороки-… НАЗОВИ, ГДЕ ПТИЦА? (составь предложение, употребляя «маленькие слова» предлоги: в, на, под, над, за, к, от). Куда подлетает синица? Синица подлетает к кормушке. СОСТАВЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ЛЮБОЙ ЗИМУЮЩЕЙ ПТИЦЕ ПО ПЛАНУ: Название птицы Где обитает Какая по размеру Цвет оперения Длина хвоста Форма и длина клюва Чем питается Рекомендации. Спросите у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры можно играть зимой на улице и почему, что нужно для зимних игр. Выясните, в какие игры нельзя играть зимой и почему. Назовите с ребенком названия зимних видов спорта. ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ «Какое слово отличается от других?» Лед, мед, лед, лед Каток, платок, каток, каток Снежинка, машинка, снежинка, снежинка «Кому что нужно?» Хоккеисту нужна клюшка и шайба, конькобежцу нужны коньки…, лыжнику нужны лыжи-……., саночнику нужны -…… . «Четвертый –лишний» Санки, лыжи, скакалка, коньки. Лед, снег, жара, метель Сентябрь, декабрь, январь, февраль «Исправь ошибку» Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость. «Подбери признак» Снег-белый, пушистый…; зима-….; мороз-…..; шуба-….; лыжи-….. «Назови ласково» Снег-снежок, ветер-…, снеговик-…..,санки-….., мороз-….. . «Сосчитай до пяти» Одна варежка, две варежки, три варежки, четыре варежки, пять варежек (снеговик, снежинка, шайба, лыжник, горка, варежка) «Продолжи предложение» Чтобы не замерзнуть, надо надеть…. Зимой покрываются льдом ….. Дети любят кататься зимой на…. Зимой на улице не увидишь… Выполните пальчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять» Рекомендации: Поговорите с ребенком об игрушках, рассмотрите их на иллюстрациях и в натуральном виде. Расскажите ребенку, где и как изготавливают игрушки. Рассмотрите материал, из которого сделаны игрушки —пластмасса, мех, резина, плюш, глина, дерево, керамика; цвет, форму, величину, части игрушек. Поговорите о том, как в них играют. Предложите ребенку отгадать и выучить загадку: Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка) ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ КАКОЕ СЛОВО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ? Игрушка, игрушка, лягушка, игрушка. Кубик, зубик, кубик, кубик. Платочек, совочек, совочек, совочек. Юла, юла, юла, пила. ПОДБЕРИ СЛОВА-ПРИЗНАКИ Кукла (какая?)-…, мяч (какой?)-…, матрешка (какая?)-… . ИСПРАВЬ ОШИБКУ Большая мячик. Красивое кукла. Мягкая игрушки. СОСЧИТАЙ ПО ОБРАЗЦУ Одна матрешка, две матрешки ... пять матрешек (мяч, мишка, пирамида, кубик, машинка и т.д.) НАЗВИ ЛАСКОВО Игрушка-игрушечка, кукла-…, мяч-…, пупс-… ОДИН-МНОГО Мяч-много мячей; кукла- много….; шар- много…, кольцо- много ….; лопатка- много…… ГДЕ НАХОДИТСЯ ИГРУШКА? Взрослый выполняет действия с игрушками, ребенок отвечает, где находится игрушка, употребляя «маленькие слова» предлоги на, в, под, у , за, из-за, из-под. Пример: «Где стоит пирамидка? Пирамидка стоит на полке». ЧТО НЕ ТАК? Дети не любят играть в игрушки. Игрушки надо ломать, а не беречь. Девочки не любят играть в куклы. СОСТАВЬ РАССКАЗ О ЛЮБОЙ ИГРУШКЕ ПО ПЛАНУ Название игрушки? Какого она цвета, размера, формы? Из какого материала сделана? Из скольких частей состоит? Как в нее играют? ПОВТОРИТЕ ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ «ИГРУШКИ» Рекомендации. Рассмотрите с ребенком картинки с изображением животных Арктики и Антарктики: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, полярной совы, морского котика, лемминга, пингвина и др. Расскажите ребенку о внешних признаках этих животных, их повадках. Спросите у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, кого из этих животных можно увидеть в зоопарке. ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ КАКОЕ СЛОВО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ? Тюлень, тюлень, олень, тюлень. Морж, морж, корж, морж. Сова, сова, трава, сова НАЗОВИ ЛАСКОВО Хвост-хвостик Лапа-… Шерсть-…. Сова-… НАЗОВИ ДЕТЕНЫША, ОТХЛОПАЙ СЛОВА ПО СЛОГАМ У моржа –моржонок ( мор-жо-нок-3 слога), у полярного волка –волчонок, у белого медведя –медвежонок, у тюленя– тюлененок (белек), у оленя –– олененок, у пингвина –пингвиненок, у кита-китёнок ОДИН-МНОГО (просим ребенка отвечать полным предложением): Один морж, а много… моржей. Один медведь, а много… .Один олень, а много… .Один тюлень, а много… .Одна сова, а много…Один кит, а много… СОСЧИТАЙ ОТ 1 ДО 5 Один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей (медведь, тюлень, пингвин, волк, олень, кит) КАКОЕ СЛОВО САМОЕ ДЛИННОЕ? Лед, север, снег, ледяной Тюлень, морж, сова, упряжка Белый, полярная, бурый, хищный ИСПРАВЬ ОШИБКУ Полярный сова Белая медведь. Северный сияние. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (отвечай полным предложением): Из воды показался огромный …. У оленя большие и красивые … Белый медведь любит свежую.. ЗАКРЕПИТЕ ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ «ЛЕДОКОЛ» Мы плывем на ледоколе (ладони сложить лодочкой) Ледокол идет по льду (выполнять покачивание руками), Ледяное поле колет (сложить руки ладонями вниз) И ледовую гряду (руки сжать в кулаки) Слева льдины проплывают (левая рука в сторону) Справа айсберги встают (правая рука в сторону) А друзья не унывают (ладони сложить лодочкой) И по-прежнему плывут. (выполнять покачивание руками). Уважаемые родители! Поговорите с ребенком о городе Санкт-Петербурге, в котором он живет, о том, почему город так назван, чем он знаменит. Обратите внимание ребенка на главную улицу города, какие на ней построены дома. Во время прогулки по городу обратите внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные). Закрепите понятие «улица», вспомните, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом — свой номер. Выясните, знает ли ребенок свой домашний адрес; поговорите о доме, в котором вы живете: из чего сделан дом, количество этажей в доме, есть ли в доме лифт, есть ли детская площадка рядом с домом. ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ КАКОЕ СЛОВО САМОЕ ДЛИННОЕ? Комната, дом, дверь. Этаж, лифт, гостиная. ИСПРАВЬ ОШИБКУ Маленькое комната. Светлый кухня. Большая коридор. ЧТО НЕ ТАК? В пятиэтажном доме шесть этажей. В ванной комнате стоит газовая плита. Одноэтажный дом выше пятиэтажного. ЧТО ЛИШНЕЕ? Спальня, гостиная, кухня, магазин Подметать, протирать, пылесосить, загорать. СКАЖИ НАОБОРОТ Светлая-темная Большая-….. Высокий-…… Длинный-….. КАКОЙ, КАКАЯ? Дом из бревен какой? (бревенчатый дом) Дом из камня какой? Крыша из железа какая? Пол из дерева какой? ... Фундамент из бетона какой? ... Труба из кирпича какая? ... Окна из стекла какие? ... НАЗОВИ ЛАСКОВО Стол — столик, кресло — … , диван — …, стул — … , шкаф — … , кровать- …, окно-… , лестница-.. , комната-…, дверь-…. , улица-…, город-… ОДИН-МНОГО Кресло – кресла , диван — … , кровать — …, тумбочка — … шкаф — … , диван – …, дом — … , угол — … , окно — … ПОСЧИТАЙ Один высокий дом, два высоких дома, три высоких дома, четыре высоких дома, пять высоких домов (кирпичная стена, удобный диван, красная крыша, большое окно и тд.) ЗАКРЕПИТЕ ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ «ДОМ» Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой. Во время прогулки в парке обратите внимание на признаки зимы. Вспомните названия времен года и зимних месяцев. Напомните ребенку о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют. Вспомните с ребенком пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы, названия зимних месяцев. Объясните ребенку пословицу: Декабрь год кончает, а зиму начинает. ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ «Подбери признак к предмету» (тема «Зима»): солнце (какое?) — ..., лед (какой?) — ..., мороз (какой?) — ....; деревья (какие?)-…. ветер (какой?)-… ; снег (какой?)-….; небо -…, день зимой (какой?)-… *** «Подбери действие к предмету» Снег (что делает?)- падает, тает…; ветер-….., мороз-…., *** «Один-несколько» Сосулька-сосульки, снежок-…., облако-…, мороз-…,. Ветер-…., холод-…. , узор-…, озеро-.., река-…., лед-…… снеговик-…., дерево-…., сосулька-.. . *** «Посчитай» Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок (день, горка, облако, озеро, льдина, сосулька, снеговик, дерево, узор) *** «Четвертый лишний». Коньки, скакалка, лыжи, санки. Ворона, голубь, воробей, ласточка. Лиса, волк, медведь, жираф. Шуба, шапка, купальник, шарф. *** Составь рассказ о зиме по плану. Какое время года наступило? Сколько месяцев у зимы? Какая погода на улице? Какое небо? Чем покрыта земля? Какая погода зимой? (Дует ветер, метет метель, идет снег и т.д.) Что происходит с деревьями и кустами? Что происходит с реками и озерами? Повадки зверей и птиц зимой. Что на окнах рисует мороз? Что свисает с крыш? Как одеваются люди зимой? *** Повторите пальчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять» Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу) Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок") Птичек крошками кормили ("кормим птичек ") С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки) Суп поели ("едим суп"), Спать легли (ладошки под щечку). Вспомните с ребенком названия осенних месяцев по порядку. Обратите внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе осенью. Сравните природу ранней и поздней осенью, поговорите о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме. Вспомните названия перелетных птиц, почему они так называются, перечислите как можно больше признаков осени. ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ ПОДБЕРИ ПРИЗНАКИ К СЛОВУ ОСЕНЬ: осень (какая?) — золотая, дождливая ... . ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Пошел дождь, и … Наступила осень, поэтому… УГАДАЙ ПО ПРИЗНАКУ/ДЕЙСТВИЮ: Льет, моросит ( что?)-…. Краснеют, желтеют, опадают-… Дубовые, кленовые, липовые-… Сильный, пронизывающий, холодный-… Дуб, липа, ива, береза- это…. Сентябрь, октябрь, ноябрь-это…. СОСЧИТАЙ ОТ 1 ДО 5 Один осенний день, два осенних дня…4 5 ( маленькая лужа, желтый лист, красивый зонт, корзина грибов, спелая ягода, белый аист) ЧТО ЛИШНЕЕ? ПОЧЕМУ? Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь Зима, весна, осень, февраль ПРЕДЛОЖИТЕ РЕБЕНКУ СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ОБ ОСЕНИ ПО ПЛАНУ Какая погода осенью? Как светит солнце? Продолжительность дня и ночи (дни стали короче или длиннее?) Какое небо, ветер, осадки? Что происходит с деревьями? Травой? Листьями? Какие изменения происходят в жизни птиц? Как дикие звери готовятся к зиме? Что люди делают осенью? Какую одежду носят? ПОВТОРИТЕ ППАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ» Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем пальчики, начиная с большого.) Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки.) Листья берёзы, (Загибаем пальчики, начиная с большого.) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. («Шагаем» по столу средним и указательным пальцем) Уважаемые родители! Поговорите с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах; вспомните их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище; рассмотрите иллюстрации с изображениями этих животных; вспомните вместе с ребенком загадки о зверях наших лесов. Почему эти животные называются дикими? ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ ПОДБЕРИ ПРИЗНАК Волк (какой?)- лохматый, злой, голодный и т.д..., медведь (какой?)-.., лиса (какая?)-…, еж (какой?)-.., заяц (какой?)-…, белка (какая?)-…. УГАДАЙ, КТО ЭТО? Рыжий, косолапый, неуклюжий-медведь Серый, зубастый, страшный- Хитрая, пушистая, рыжая-.. Маленький, длинноухий, пугливый-…. Колючий, фыркающий, пугливый-.. Крупный, рогатый, горбатый, сильный- Грациозный, быстрый, рогатый-.. ПОДБЕРИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ Волк (что делает?)-воет, крадется, рыщет, охотится, кусается.., лиса-….тявкает, хитрит, выслеживает, крадется…, медведь-…рычит, переваливается ,охотится…, заяц-..скачет, пугается… КТО ГДЕ ЖИВЕТ? В норе живет (кто?) -лиса В берлоге- В дупле-… В логове-… ЧТО ОБЩЕГО И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? Лось и олень. ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ. У кого больше лап-у зайца или у медведя? Кого (чего) больше-зайцев или заячьих ушей? СОСТАВЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ДИКОМ ЖИВОТНОМ (НА ВЫБОР) ПО ПЛАНУ 1) Кто это? 2)Описание внешнего вида (размер ,окраска, шерсть, название частей тела). 3)Повадки. 3) Где живет? 4)Чем питается? 5)Как называют детенышей? Как голос подает? (медведь рычит и т.д.) Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением домашних животных и их детенышей, картинки на тему «Скотный двор». Обсудите внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д. Поговорите о то, чем они питаются, где живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними. Расскажите о профессии скотника. Вспомните загадки о домашних животных, предложите ребенку заучить понравившуюся загадку: Рогатая, а не олень. Дает молоко, а не корова. (Коза) С хозяином дружит, дом сторожит Живет под крылечком, а хвост колечком. «Назови, какая (какой)?». Кошка (какая?)- ласковая, пушистая, ловкая и т.д. Собака - …, лошадь- …, свинья- …, корова-…. «Отгадай, кто это?» (Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает,) Сторожит, грызет, лает? — .... Хрюкает, роет? — .... Ржет, бегает, скачет? — .... Мяукает, лакает, царапается? — .... Мычит, жует, ходит? — .... (Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.) Подбери как можно больше действий: кошка — лакает, мяукает, царапается, мурлыкает, ласкается, облизывается ... ; собака — сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает ... . «Кто как голос подает?» Собака -…, корова-…, лошадь - …, баран -– .., свинья-…., кошка-…., коза-….. «У кого кто?» у кошки-котенок (котята), у собаки-…, у овцы-…., у козы-.., и т.д; и наоборот: у котенка- кошка, у щенка-…, у ягненка-…, у козленка-.. и т.д. Что не так? Кошка мычала на диване. Коза клюет молоко. Сосчитай до пяти Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов Одна лошадь-… Одна коза-….. Одна собака-… Кто где живет? Лошади-в конюшне Коровы-.. Свиньи-… Собака-… Овцы-… Кто как ест? Корова-жует, собака-грызет, кошка-лакает Рекомендации: Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица-петух-цыплята, утка-селезень-утята, гусыня-гусь-гусята, индюшка-индюк-индюшата). Объясните, что эти птицы называются домашними, почему они так называются; закрепите названия птиц и слова, обозначающие их повадки и внешний вид. Уточните, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ним ухаживает человек. *** Предложите ребенку отгадать, а затем заучить загадку о домашних птицах. Хвост с узорами, сапоги со шпорами Всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух) *** «Назови, какая (какой) и что делает?». Петух какой, что делает? Он красивый, гордый, разноцветный, большой, остроклювый, громкоголосый, смелый. Петух умеет петь, ходить, бегать, спать, кукарекать. Курица какая? рябая, быстрая. Что делает? Несет яйца, клюет зерна, кудахчет. Гусь какой? Задиристый, большой, длинношеий. Что делает? Щипается, гогочет, плавает. Индюк какой? Пестрый, задиристый, длинноносый, громкий. Что делает? Ходит, болобочет, клюет и т.д. *** «У кого кто?» У гуся и гусыни – гусенок и гусята, у петуха и курицы-…, у индюка и индюшки-…, у утки и селезня-……….. *** «Исправь ошибку» У утки-гусята, у индюшки-цыплята, у курицы-утята, у гусыни-индюшата *** «Что не так?» – Петушок живет в лесу и поет «ку-ку-ку-ку». (Нет, неправильно! Петушок живет на птичьем дворе и поет «ку-кареку».) – У петуха плоский клюв, зеленый гребешок, длинная шея. (Нет, неправильно! У петушка острый клюв, красный гребешок, длинная бородка и короткая шея.) – Перышки у петушка разноцветные. (Правильно. Перышки у петушка разноцветные.) – У петушка две красные лапки с перепонками. (Нет, неверно. У петушка две лапки с острыми коготками и шпорами.) – У петуха четыре крыла и летает он высоко. (Нет, у петуха два крыла, но летает он плохо.) – У петушка и курочки много желтеньких пушистых утят. (Нет. У петушка и курочки много маленьких пушистых цыплят.) - Тело птиц покрыто шерстью.(Нет. Тело птиц покрыто перьями). Повторите пальчиковую гимнастику «Пять утят» Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт, Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. Четверо утят плывут… Трое утят плывут… Двое утят плывут… Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, И сразу пятеро утят Вернулись к мамочке назад. Одна из рук – “мама утка” – стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к “утке”. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). На слова “На берегу их мама ждёт” “киваем” кистью руки (“мамой-уткой”). Вспомните с ребенком перелетных птиц. Поговорите о том, куда улетают птицы? Почему птицы улетают на юг? Когда они улетают на юг? Просите ребенка отвечать на вопросы полным предложением. ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ «Какие бывают птицы». Ласточка (какая?) – проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, красивая, звонкоголосая, маленькая, перелетная … Грач, скворец, журавль, аист, цапля. Назови слова-действия, с помощью которых можно описать жизнь птиц (что делает?): Скворец (что делает?) – летает, поет, выводит (птенцов), заботится, добывает (корм) … Ласточка, аист, цапля, журавль, грач. «Чьи перья?» Перо у журавля – журавлиное, у гуся, у утки, у лебедя, у грача. «Один-много» Клюв-клювы Перо, хвост, лапка, крыло, глаз, голова Сосчитай до пяти (обращаем внимание на окончания слов) Один скворец-два скворца -три скворца-четыре скворца-пять скворцов (грач, аист, ласточка, лебедь, клюв, крыло, хвост) Кого нет? Грач-нет грача-нет грачей (утка, гусь, аист, лебедь, журавль) Назови ласково Птица-птичка (перо, крыло, хвост, клюв) Исправь ошибку Черная грач Белое лебедь Серый утка Перелетный птицы Обратите внимание ребенка на то, какое время года наступило, сравните погоду летом и осенью. Поговорите о том, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы. Совместно с ребенком внимательно рассмотрите и назовите одежду, обувь и головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны. Закрепите названия деталей одежды (воротник, карманы, капюшон и т.д.). ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» (назвать лишний предмет): Куртка, резиновые сапоги, перчатки, панамка «НАЗОВИ, КАКИЕ» Сапоги из резины-резиновые Свитер из шерсти-…(шерстяной) Сапоги из кожи-…(кожаные) Пальто из замши-…(замшевое) «ПОДБЕРИ СЛОВО» Пальто (какое?)-осеннее, теплое… Сапоги(какие?)-……, платье (какое?)-…., свитер (какой?)-… «ПОСЧИТАЙ» Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок (куртка, пальто, плащ, шарф). Повторите пальчиковую гимнастику» Одежда» Раз, два, три, четыре, пять- Сгибают и разгибают пальцы. Будем вещи мы стирать: Трут кулачки друг о друга. Платье, брюки и носочки, Юбку. Кофточку, платочки. Шарф и шапку не забудем- Их стирать мы тоже будем. Во время совместной с ребенком прогулки в парке покажите ему лиственные и хвойные деревья (березу, клен, липу, осину, дуб, сосну, ель, кедр, рябину). Обратите внимание ребенка на то, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья. Отметьте их отличительные особенности, рассмотрите плоды этих деревьев. Найдите с ребенком листья разных деревьев и предложите ему назвать, с какого они дерева. Спросите у ребенка, чем отличается хвойное дерево от лиственного. Рассмотрите, какие бывают кустарники. Порассуждайте о том, чем отличается кустарник от дерева. Поиграйте в игры «Какое слово самое короткое» Береза, сосна, дуб, рябина Каштан, ель, осина, береза «Что не так? Под дубом дети собирали шишки. Осенью на деревьях появляются почки. «Назови лист» Лист березы какой? (березовый), лист рябины (какой?)-……., лист клена (какой?)-………, лист осины (какой?)-….., лист липы (какой?)-…….. «Назови четвертый лишний» Дуб, береза, осина, лиственница. Кедр, липа, сосна, ель. «Посчитай от 1 до 5» (правильно проговаривая окончания слов) Один дубовый лист, два дубовых листа, три дубовых листа, четыре дубовых листа, пять дубовых листьев (глубокое озеро, низкий куст, высокая сосна, плакучая ива, серая туча, большая лужа). Повторите пальчиковую гимнастику «Осенние листья» Уважаемые родители, рассмотрите с ребенком съедобные грибы: белые, опята, маслята, лисички, подберезовики, подосиновики, моховики и несъедобные: поганки, мухоморы. Объясните ребенку, что все это можно назвать одним словом «Грибы». Рассмотрите шляпку и ножку гриба. Обратите внимание на строение и окраску шляпки. Поговорите с ребенком о том, где растут грибы, что можно приготовить из грибов. Рассмотрите с ребенком ягоды: чернику, бруснику, клюкву, морошку, малину, землянику и т.д. Объясните ребенку, что все это можно назвать одним словом «Ягоды». Обратите внимание на цвет, форму ягод, по возможности, предложите ребенку попробовать их на вкус. Поговорите о том, где и как растут ягоды (в саду, в лесу, на кусте, на земле, гроздьями или по одному), что готовят из ягод. ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ Какое слово отличается от других? Клюква, клюква, брюква, клюква Черника, черника, голубика, черника Варенье, соленье, варенье, варенье Назови сок, назови варенье Сок из малины-малиновый; варенье из малины-малиновое Сок из вишни-……; варенье из вишни-… . Что лишнее ? Почему? Клубника, смородина, черника, вишня (Черника—растет в лесу) Клюква, малина, клубника, брусника (Малина-растет на кусте) Картошка, лук, яблоко, помидор. Лимон, огурец, банан, персик. «Узнай по описанию» Взрослый раскладывает перед ребенком различные грибы (картинки или натуральные), описывает их внешний вид, а ребенок их угадывает. Затем ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает взрослому его узнать. «Сосчитай грибы» Один мухомор- два мухомора-три мухомора-четыре мухомора-пять мухоморов (подосиновик, подберезовик, опенок и т.д.) «Что не так?» Клюква растет в огороде. Земляника растет на дереве. Урожай клубники мы собираем зимой. Повторите пальчиковую гимнастику «ЗА ЯГОДАМИ» Уважаемые родители, рассмотрите с ребенком натуральные овощи, назовите их обобщающим словом «овощи». Обратите внимание на их форму, размер, запах и вкус. Вспомните с ребенком, где и как растут овощи; какие блюда можно приготовить из овощей. ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ «Какое слово отличается от других?» Огурец, огурец, молодец, огурец Репка, репка, кепка, репка Редис, редис, кипарис, редис «Подбери признак»: Огурец (какой?) - зеленый, хрустящий, длинный и т.д. со всеми овощами. «Узнай по описанию» (попросить ребенка составить описательную загадку об овоще): «Круглый, красный, сочный, растет на грядке, кладут в салат» (помидор). «Поварята» Пюре из моркови (какое?)- морковное, салат из свеклы (какой?)- … и т.д. «Сосчитай» Один огурец-два огурца -пять огурцов Один помидор-…. и т.д. (обращаем внимание на правильное согласование числительных с существительным) «Что лишнее? Почему?» Чеснок, груша, баклажан, помидор. Кабачок, тыква, береза, огурец. «Назови ласково» Огурец-огурчик (свекла, помидор, тыква, лук, чеснок, морковь, баклажан) Повторите с ребенком пальчиковую гимнастику «Капуста» Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты, назовите их обобщающим словом, обратите внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус. Вспомните с ребенком, где и как растут фрукты. Расскажите ребенку, какие блюда можно приготовить из фруктов. ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ «Четвертый лишний» Яблоко, груша, картошка, лимон. Апельсин, мандарин, фрукт, ананас. Цвести, зреть, расти, подметать. «Подбери признак»: Яблоко (какое?)-…, слива (какая?)-.., груша (какая?)-… и т.д. «Жадина»: Предложите ребенку на время превратиться в «жадину». Разложите перед ребенком картинки или настоящие фрукты, попросите его взять сначала фрукт, про который можно сказать МОЙ, затем МОЯ ( МОИ , МОЕ и т.д.). Ребенок берет себе фрукт и составляет фразу: это мой банан, это мое яблоко и т.д. «Один-несколько» Яблоко-яблоки, груша-…, персик-…, слива-…. и т.д. «Большой-маленький» Яблоко-яблочко, лимон-.., апельсин-…., банан-…. и т.д. Предложите ребенку отгадать описательную загадку о любом фрукте, а потом пусть сам ребенок попробует составить описательную загадку, а вы отгадайте: Пример загадки: «Он овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон). Повторите с ребенком пальчиковую гимнастику «Фрукты»: Вот на белом блюде в ряд Фрукты спелые лежат: Раз-чудесный апельсин, Два-душистый мандарин, Три-в атласном платье слива, Аппетитна и красива! А четыре-это груша, Хочешь эту грушу скушать? Н.Нищева (Ребенок загибает по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев, на каждое название фрукта) | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Дата последнего обновления страницы 11.02.2025 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |