| ||||||
|
| |||||
ПереутомлениеПЕРЕУТОМЛЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Портрет психологически здорового ребенка: · Веселый; · Активный; · Самостоятельный и доброжелательный; · Помогающий и любознательный; · Инициативный и уверенный в себе; · Открытый и сопереживающий.
Утомление – это физическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка. Глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение, сохранение черт, присущих конкретному ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения) – признаки отсутствия у ребенка утомления и переутомления. Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, - пассивное настроение и подавленный вид. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для вашего ребенка. Чтобы выработать такой «личностно-ориентированный» режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти. Внимательным родителям сделать это несложно.
Признаки утомления, усталости могут проявляться по-разному, вот некоторые из них: · Подавленное настроение; · Медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота; · Трудности с засыпанием; · Некое беспокойство или же капризы в поведении, иногда беспричинный плач; · Нарушения в координации движений, особенно рук; · Возникающие несвойственные ребенку агрессивные действия – разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол. · Чрезмерная активность, несвойственная ребенку – бесцельно бегает, прыгает, толкается. Кроме того, у каждого ребенка есть свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть «в себя»; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин переутомления наиболее частые: · Чрезмерная нагрузка на нервную систему (стабильное посещение дошкольного учреждения, где ребенку предъявляются обязательные требования, постоянное нахождение ребенка в местах, где много людей); · Нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например); · Недостаточное пребывание на свежем воздухе; · Душное помещение, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.
Переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогичеакой, а порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития.
Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеперечисленные признаками), а затем следует переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогической, а порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита). Конечно, каждый родитель по-своему стремиться к тому, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим – т.е. прежде всего психологически здоровым. Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать подготовительные курсы к школе, а также тем, чья жизнь резко изменилась ввиду некоторых причин (переезд на новое место, появление нового члена семья). Длительность привыкания к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин: · От возраста – чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает; · От темперамента – дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям; · От состояния здоровья – физически слабый, легковозбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать; · От разницы отношений взрослых дома и в детском саду – если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны; · От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить. Справочник педагога-психолога 02,2012 (Е.А.Пятикрестовская)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как избежать утомления, переутомления ребенка
1. Следите за состояние своего ребенка, реагируйте на его жалобы. 2. Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центы, театр, цирк, ходите в гости). 3. Соблюдайте режим. 4. Сохраняйте дневной сон в выходные дни. 5. Обеспечьте витаминами своего малыша. 6. Чаще гуляйте, особенно в хорошую погоду – свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм. 7. Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет. 8. Предлагайте новые игрушки, игры. Играйте вместе! 9. Чередуйте спокойные и активные занятия. 10. Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. Чередуйте эти занятия с подвижными играми. 11. Обеспечьте малышу своевременный отдых. 12. Устраивайте совместный отдых в летнее время.
| ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 29.10.2024 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |