Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Переутомление

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН

ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Портрет психологически здорового ребенка:

· Веселый;

· Активный;

· Самостоятельный и доброжелательный;

· Помогающий и любознательный;

· Инициативный и уверенный в себе;

· Открытый и сопереживающий.

Утомление – это физическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка. Глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение, сохранение черт, присущих конкретному ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения) – признаки отсутствия у ребенка утомления и переутомления.

Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, - пассивное настроение и подавленный вид. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для вашего ребенка. Чтобы выработать такой «личностно-ориентированный» режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти. Внимательным родителям сделать это несложно.

Признаки утомления, усталости могут проявляться по-разному, вот некоторые из них:

· Подавленное настроение;

· Медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;

· Трудности с засыпанием;

· Некое беспокойство или же капризы в поведении, иногда беспричинный плач;

· Нарушения в координации движений, особенно рук;

· Возникающие несвойственные ребенку агрессивные действия – разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол.

· Чрезмерная активность, несвойственная ребенку – бесцельно бегает, прыгает, толкается.

Кроме того, у каждого ребенка есть свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть «в себя»; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин переутомления наиболее частые:

· Чрезмерная нагрузка на нервную систему (стабильное посещение дошкольного учреждения, где ребенку предъявляются обязательные требования, постоянное нахождение ребенка в местах, где много людей);

· Нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например);

· Недостаточное пребывание на свежем воздухе;

· Душное помещение, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.

Переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогичеакой, а порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеперечисленные признаками), а затем следует переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогической, а порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита).

Конечно, каждый родитель по-своему стремиться к тому, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим – т.е. прежде всего психологически здоровым.

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать подготовительные курсы к школе, а также тем, чья жизнь резко изменилась ввиду некоторых причин (переезд на новое место, появление нового члена семья). Длительность привыкания к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:

· От возраста – чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает;

· От темперамента – дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям;

· От состояния здоровья – физически слабый, легковозбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать;

· От разницы отношений взрослых дома и в детском саду – если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны;

· От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.

Справочник педагога-психолога 02,2012 (Е.А.Пятикрестовская)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как избежать утомления, переутомления ребенка

1. Следите за состояние своего ребенка, реагируйте на его жалобы.

2. Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центы, театр, цирк, ходите в гости).

3. Соблюдайте режим.

4. Сохраняйте дневной сон в выходные дни.

5. Обеспечьте витаминами своего малыша.

6. Чаще гуляйте, особенно в хорошую погоду – свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм.

7. Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.

8. Предлагайте новые игрушки, игры. Играйте вместе!

9. Чередуйте спокойные и активные занятия.

10. Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. Чередуйте эти занятия с подвижными играми.

11. Обеспечьте малышу своевременный отдых.

12. Устраивайте совместный отдых в летнее время.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения