Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 


ГБДОУ детский сад № 65
комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

Страничка учителя-логопеда группы "Золотой ключик"

 

Страничка учителя-логопеда группы "Золотой ключик"

Страничку ведёт учитель-логопед Пашинева Наталья Сергеевна

Уважаемые родители!

На страничке будут публиковаться интересные задания для детей по лексическим темам. Проговаривайте с детьми речевой материал из тетрадок, а также предложите поиграть в лексико-грамматические игры, которые представлены ниже.

Рекомендации на летний период (вариант для печати в PDF скачать)

Уважаемые родители! Подошел к концу учебный год, он был трудный и ответственный для нас, ведь группа выпускная и совсем скоро новый этап в жизни - школа. Выражаю благодарность родителям, которые оказали огромную помощь мне, вникая в учебный процесс и помогая своим детям справиться с их речевыми проблемами.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (поставленные звуки, выученные стихи, чистоговорки, навыки звукового и слогового анализа и синтеза, навыки пересказа и т.д.) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. И важно закреплять эти навыки и летом, чтобы ребенок в начале учебного года органично и легко влился в учебный процесс в школе.

Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то нужно бабушку предупредить о необходимости закрепления речевых навыков, предоставить  речевой материал (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

И мне бы хотелось дать некоторые рекомендации на летний период:

Следите за произношением детей.

Добивайтесь  у ребенка правильного произношения  поставленного логопедом звука в случае допущения ошибки в речи. Исправляйте ребенка в случае возникновения ошибок в произношении слов сложной слоговой структуры.

Звуки поставлены и введены в речь, но если у ребенка низкий самоконтроль за звуками и его не контролировать, он может их вновь утратить. У всех осталась логопедическая тетрадь, в ней есть речевой материал для автоматизации звуков, скороговорки и стихи, которые можно повторять летом.

Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, предлагайте детям пересказывать  короткие тексты,   устно   сочиняйте   сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном за день.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).  

Пусть ребёнок прочитает вслух вам рассказ и не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

Обогащайте словарный запас детей новыми словами.

    Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов и т.д.), животных.

    Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение звуков у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании объектов обращайте внимание ребёнка на использование в речи прилагательных, существительных, глаголов, предлогов  и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Поправляйте ребенка, если вдруг он  допустил ошибки   в грамматическом оформлении предложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, неправильный порядок слов в предложении.

Предоставляйте детям больше возможности  использовать  карандаши,   краски,   пластилин, ножницы.  Помните, что  рисование, лепка, аппликация, раскрашивание развивают мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи.

Конечно  же, самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели во время занятий с логопедом и которые, несомненно, понадобятся в школе.

Ниже приведены примеры развивающих игр на закрепление речевых навыков, в которые взрослый с ребенком могут поиграть даже на отдыхе, в поездке или во время прогулки.

Упражнения для закрепления  фонематических процессов

Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «ролики», «? Какой 1, 2, 3, 4, 5,6?)

Придумывание слов с определённым количеством звуков.

Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «ш-а-п-к-а).

Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.

Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)

Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для закрепления  слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)

Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1,2,3,4, 5?)

Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов

Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: трак-то-рис-ты и т.д.).

Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум, рус-па-ник).

Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4, 5-сложных слов - в другое).

Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

Выделять гласные звуки. (Сколько в слове гласных, столько и слогов) и т. д.

Упражнения для закрепления  правильного грамматического строя речи

Упражнения на изменение слов по числам, падежам (один дом, а много домов,  много это глаза – а один …, много это яблоки – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

Упражнения на закрепление навыков словообразования (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):

- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,

- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль..

- Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

- Если дом из дерева, значит он деревянный, а свитер из шерсти (какой свитер?) и т.д.

- У белки  хвост  (уши) беличий (беличьи), у лисы –лисий (лисьи), а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

Поиграйте в словесную игру. Намеренно исказите  фразу, попросите ребенка найти ошибку и вместе разберите, как нужно произносить слова. («Мы в глубокий озеро купались », «Шишка большой на ёлке растёт»)

Начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Объясняйте ребенку смысл новых слов.

Сочиняйте стихи, рифмы.

Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

Игра в слова:  «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

Расспрашивайте о важных для него событиях.

Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его рассказ путём вопросов по содержанию.

Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

Проводите с ребенком беседы, предлагайте подробно описывать  предметы, рисунки, осуществлять пересказы знакомых текстов, составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картине,  предлагайте ребенку составлять предложения по заданным словам.   Придумывайте с ребенком  истории и сказки, составляйте  рассказы из личного опыта (как я отдыхал летом, как я посетил цирк, театр  и т.д.),  составляйте и пишите  письма, поздравления.

Рекомендуемая литература для чтения в летний период и закрепления навыков пересказа и рассказывания по картинкам:

О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи. Гном , 2015.

Н.В.Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5-6 лет). Детство-Пресс, 2019.Выпуски 1,2,3,4,5

Сказки и былины.

 «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);

 «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева);

 «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова;

«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;

«Снегурочка» (по народным сюжетам);

«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);

«Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой;

 «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;

«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

В. Даль. «Старик-годовик»;

П. Ершов. «Конек-Горбунок»;

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;

К. Ушинский. «Слепая лошадь».

К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;

Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»;

К. Паустовский. «Теплый хлеб»;

Г. Скребицкий. «Всяк по-своему»;

А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы).

X. К. Андерсен «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен.

«Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;

А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой.

А так же: Лев Толстой, Николай Носов, Евгений Чарушин, Михаил Пришвин, Галина Александрова, Юрий Дружков, Самуил Маршак, Николай Сладков, Михаил Яснов, Редьярд Киплинг, Борис Житков, Александр Волков и др.

Желаю дальнейших  успехов Вам, уважаемые родители и дорогие будущие первоклассники!

Наталья Сергеевна

25-29 мая

Тема недели «Весна. Обобщение»

Рекомендации родителям:

1.Поговорите с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе;

  — вспомните названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной;

 — поговорите о том, как звери просыпаются после зимней спячки;

 — обратите внимание на погоду, одежду людей весной, побеседуйте с ребенком о весенних полевых работах.

2. Предложите ребенку вспомнить  названия всех времен года.

3. Вспомните названия всех месяцев года.

4. Вспомните название весенних месяцев.

5. Сравните признаки ранней весны с природой в мае.

6. Расскажите ребенку о весенних полевых работах.

7.Предложите ребенку подобрать слова–признаки к предложенным словам :

День (какой?)-  теплый, весенний….

Солнце (какое?)-…

Ветерок (какой?)-…

8. Повторите с ребенком материал по темам: «Ранняя весна», «Перелетные птицы», «Первоцветы», «Насекомые»

9. Предложите ребенку поиграть в игру «Почемучка?» (установление элементарных причинно-следственных связей)

Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко)

Почему бегут ручьи?

Почему тает лед?

Почему трескается лед?

Почему набухают почки

Почему прилетают птицы?

Почему радуются люди?

Почему люди одеваются легче, чем зимой?

10. Предложите ребенку  послушать рассказ Скребицкого Г.А. «Весна», задайте вопросы по тексту, а затем предложите ребенку пересказать текст.

ВЕСНА.

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой– и его уже вовсе не осталось.

С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.

Опустели зимние квартиры в старом пне, выбрались из-под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто-куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек , уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду.

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало…

Разберите с ребенком  лексическое значение новых слов:

Пригорок – небольшой холм у подножия горы.

Ложбинка – узкий неглубокий овраг.

Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев.

Хворост – сухие опавшие тонкие сучья.

Задайте ребенку  вопросы по тексту:

Что сделало весеннее солнце?

Как побежал ручеек?

Что стало с зимними квартирами?

А с жучками и букашками?

Что сделал тритон?

Что делала ящерица на пне? А лягушки?

Кто появился из-под хвороста? (Версии ребенка)

18-22 мая

Тема этой недели «Хлеб - наше богатство»

Рекомендации родителям:

1.Расскажите детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;

- объясните детям выражение «Хлеб — всему голова»;

- рассмотрите вместе с ребенком, какие есть хлебобулочные изделия;

- купив хлеб, обратите внимание на его вкус, запах, расскажите ребенку, из чего пекут хлеб;

- рассмотрите (по возможности) пшеничное зерно, муку;

- поговорите с ребенком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.

2. Предложите ребенку поиграть в  дидактическую  игру «Откуда хлеб пришел?». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает полным предложением)

Откуда хлеб «пришел»? — Хлеб пришел из магазина.  А в магазин как попал? — Из пекарни. Что делают в пекарне? — Пекут хлеб. Из чего? — Из муки. Из чего мука? — Из зерна.  Откуда зерно? — Из колоса пшеницы.  Откуда пшеница? — Выросла в поле. Кто ее посеял? — Колхозники.

3. Предложите ребенку отгадать загадки.

Вырос с поле дом, полон дом зерном. (Колос)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

4. Объясните ребенку значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.

5.Предложите ребенку подобрать родственные слова к слову хлеб. (Хлебница, хлебный, хлебушек.)

6. Предложите ребенку подобрать как можно больше признаков к словам: хлеб (какой?) — ..., булка (какая?) — ....

7.Предложите ребенку составить предложение из слов.

Хлеб, печь, мука, из.

8.Предложите ребенку изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

Я знаю пословицу о ... (хлебе) . Мама купила пшеничный...  (хлеб) .Дети едят суп с... (хлебом). Ваня пошел в магазин за... (хлебом). Я не люблю есть суп без...(хлеба) . У меня дома нет... (хлеба).

9. Предложите ребенку назвать все звуки по порядку в словах,  назвать общее количество звуков в каждом слове (выполняем на слух): булка, пшеница, хлебушек.

10. Выразительно прочтите ребенку стихотворения и предложите выучить.

***

В каждом зёрнышке пшеницы                    

Летом и зимой,

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

(Орлов В.)

***

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

(С.Михалков)

12-15 мая

На этой неделе мы знакомимся с лексической темой «Скоро в школу. Школьные принадлежности»

1.Расскажите ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;

2.Рассмотрите вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорите о том, для чего нужна каждая из этих вещей;

3.Задайте ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?

4.Поиграйте в игру «Подбери признак»: портфель (какой?) — кожаный, вместительный, яркий, большой ... .

5.Поиграйте в игру «Подбери слово-действие»:

Ученик (что делает?)-пишет, отвечает, читает…

6.Поиграйте в игру  «Четвертый лишний». Попросите ребенка объяснить свой выбор.

Ручка, резинка, мяч, пенал.

Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

7.Предложите ребенку исправить ошибку в предложении» (употребление падежных окончаний имен существительных).

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.

8. Объясните ребенку пословицы, предложите ребенку их выучить.

Ученье — путь к уменью.

Ученье свет, а не ученье — тьма.

9.Предложите ребенку вспомнить и назвать все школьные принадлежности, поиграв  в игру «Собери портфель в школу» .

6-8 мая 

На этой неделе мы предлагаем подборку игр и упражнений по  теме «Наша Родина - Россия. День Победы»

Рекомендации для родителей:

1.Объясните ребенку, что такое «страна», кто в ней живет, кто руководит страной, что такое столица, как называется столица нашего государства, какие национальности живут в стране, рассмотрите с ребенком  флаг и герб нашей страны.

2. Поиграйте в игру «Чего много?» (родительный падеж множественного числа)

В нашей стране много (чего?) полей (реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы, равнины, поселки, деревни, луга)

2. Поиграйте в игру «Полюбуйся!» (употребление творительного падежа множественного числа существительных)

Мы любуемся (чем?) полем, полями.

(река, озеро, площадь, улица, поляна, луг, гора, салют, лес, равнина, море, сад)

3. Поиграйте в игру  «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)

Лес – лесок (ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют)

4.  Поиграйте в игру «Посчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Одна река, две реки, пять рек (пруд, гора, город, столица, флаг, поле, дорога, здание, государство, памятник, фонтан, дом)

5. Предложите поиграть в игру «Что лишнее?» (назови лишнее слово, объясни свой выбор)

Москва, Санкт-Петербург, ул. Калинина, Екатеринбург.

Парк, сквер, сад, лес.

Машина, улица, площадь, проспект.

Река, пруд, мост, озеро.

Город, дом, деревня, поселок.

?6. Поговорите с ребенком о празднике, который в нашей стране отмечают 9 Мая и почему он называется Днем Победы.  Расскажите ребенку о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах. Вспомните, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне.

7. Предложите ребенку подобрать антонимы к словам: смелый-  трусливый, добрый-…, быстрый-…, сильный-…., опасный-…., поражение-….,  защищаться-…., горе-…., тяжелый-…., громкий-… , вооруженный-… и т.д.

8. Вспомните с ребенком  значения слов и словосочетаний «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран». Объясните, а затем предложите выучить ребенку поговорку «Мир строит, а война разрушает».

9.Предложите ребенку назвать слоги по порядку в каждом слове и сосчитать  их количество:

Родина, Россия, государство, столица, флаг, президент, народ, гимн, страна, город, поселок, деревня, национальность.

10.Предложите ребенку нарисовать  российский флаг и раскрасить  его.

11. Прочтите выразительно ребенку стихотворения и предложите  выучить (на выбор):

 Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Яна Гранкина "Что мы Родиной зовём?"

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

12. Прочитайте ребенку  рассказ Л. Кассиля «Сестра», объясните значения неизвестных слов, задайте вопросы по тексту ( просите отвечать ребенка полным предложением) , повторно прочтите ребенку текст, а затем предложите пересказать рассказ, в случае необходимости используя наводящие вопросы.

«Пошел в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперед ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно-пуля в груди мешает.

Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас.» И глаза закрыл. И думать перестал.

Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смерзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой.

Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест,-медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт, и начинает перевязывать рану-осторожно, чтобы не больно.

«Кругом бой, а она приползла»,-подумал Иван и спросил:

-Умру?

-Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.

-Спасибо, сестрица!-говорит Иван Котлов.

-Дозвольте узнать, как вас зовут.

-Надя зовут,-отвечает,-Надя Балашова.

Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползет и раненого тащит.

Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!»

Вопросы к рассказу:

– Кто пошёл в бой?

– Что случилось с Иваном Котловым?

– Где лежал Иван?

– Как он был ранен?

– О чём думал солдат?

– Что он услышал?

– Почему он не смог открыть глаза?

– Кого он увидел?

– Что она делала?

– О чём подумал Иван?

– О чём он спросил?

– Что ответила девушка?

– Как её звали?

– Что она сделала потом?

(Повторное чтение рассказа по желанию ребенка)

27-30 апреля

На этой неделе мы занимаемся по лексической теме «Лес. Растительность. Насекомые.»

1.Просмотрите  с ребенком иллюстрации с растениями луга, сада, леса. Рассмотрите внешний вид растения, его части: корень, стебель, лист, цветок, семена. Побеседуйте о лесе, о деревьях, растущих в лесу (лиственные и хвойные), каким бывает лес (лиственный, хвойный и смешанный). Объясните, почему лес так называется, какую пользу он приносит, чем он ценен и важен для человека, кто живет в лесу (животные и птицы). Объясните ребенку выражение «Лес-наше богатство»

2.Поговорите  с ребенком  о том, какие изменения произошли весной в жизни насекомых.  Побеседуйте  о полезных насекомых (пчела, муравей, божья коровка и т.д) и о вредных (комар, муха, таракан и т.д.), рассмотрите и назовите насекомых, изображенных на картинках, части их тела (голову, брюшко, грудь, ноги, крылья, усики).  Выясните с ребенком, почему насекомые осенью исчезают. Расскажите ребенку о   бережном отношении к природе.

3.Попросите ребенка составить по одной описательной  загадке  о цветах, деревьях, насекомых. Предложите ребенку нарисовать к каждой загадке по одной отгадке.

4. Поиграйте с ребенком в игру «Посчитай»

Посчитать от 1 до 5 : кузнечиков, муравьёв, комаров и т.д.

5.Попросите ребенка вставить  пропущенный предлог  (маленькое слово, которое обозначает местонахождение предмета),  (устно):

Пчёлы жужжат … цветком.  Жучок ползёт … цветком. Стрекозы кружатся … водой. Гусеница спряталась … листиком. Бабочка подлетела …..цветку.

6.Попросите ребенка  закончить предложение:

Муравей сидел около … . Божья коровка ползала по … . Жук спрятался под … . Муха села на … . Гусеница сидела на … . Муха ползала по … .

 7. Попросите ребенка  подобрать как можно больше слов-действий:  бабочка (что делает?)- ….., муравей (что делает?)-….., кузнечик (что делает?)-…. и т.д.

 8. Попросите ребенка  подобрать как можно больше признаков к словам:

Бабочка (какая?)-…, муравей (какой?)-…., пчела (какая?)-….     Комар (какой?)-…….

 9. Поиграйте с ребенком в игру «Бывает- не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

Девочка ловит бабочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

10.Попросите ребенка составить предложения из слов и пересказать получившийся рассказ. Предложите ребенку нарисовать картинку к рассказу.

В, жарко, лес, тихо, и. Высоко, стрижи, над, летать, земля. Ягоды, на,  кусты, висеть, малина, крупные. Рыжие, на, ветка, с, белки, ветка, прыгать. Под, сидеть, береза, еж. В, лес, хорошо!

11.Прочтите ребенку выразительно стихотворение и предложите его выучить:

Скучать некогда

Села пчелка на цветок, опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

- Что ты ищешь там?

-Нектар!

-А тебе не надоело, не наскучило искать?

-Нет, тому, кто занят делом, просто некогда скучать!

Пожалуйста, следите за правильным звукопроизношением!

20-24 апреля

На этой неделе мы  знакомимся с лексической темой «Перелетные птицы весной»

1. Вспомните с  ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки). Обратите внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе. Расскажите ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы. Расскажите ребенку об особенностях жизни  перелетных птиц весной. Расскажите ребенку о бережном отношении к живой природе.

2. Попросите ребенка назвать лишнее слово, поиграв в игру  «Четвертый лишний».

Ворона, воробей, стриж, голубь.     Скворец, грач, голубь, стриж.

3. Поиграйте в игру «Улетает - не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она - перелетная или зимующая.)

4. Поиграйте в игру «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка ... и т.д..

 5. Поиграйте в игру «У кого - кто» (упражнение в словообразовании).

У грача - грачата, у скворца - .... У грача - грачонок, у журавля - ... .

 6. Поиграйте в игру «Соедини два слова в одно»

Пример: Если у ласточки белая грудь , то она  ….белогрудая;   у стрижа длинные крылья — .. ….;  короткий хвост — …..; у грача чёрный клюв  — …….; громкий голос — …….; у скворца пестрые крылья — ……; у цапли длинные ноги-…….. ; у скворца желтый клюв-…….

7. Попросите ребенка подобрать как можно больше слов-действий.

Птица что делает? Летает, клюет, поет, высиживает птенцов и т.д.

 8. Поиграйте в игру «Чьи крылья? Чей клюв?»

У журавля – журавлиные крылья, журавлиный клюв , у  гуся – …, у  утки – …..;  у  грача –…….

9. Попросите ребенка составить  предложения из слов:

Скворец, тёплые края, прилетать.   Гнездо, высиживать, грач, птенцы.  Червяк, ласточка, птенцы, принести, голодные.   Небо, летать, кричать, журавль, большой.    Болото, утки, крякать, громко.   Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.

10.Предложите  ребенку угадать перелетных птиц по силуэту:

 

11.Прочитайте ребенку рассказ В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», попросите ответить на вопросы по тексту, а затем предложите  пересказать текст:

Стыдно перед соловушкой.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

-Зачем ты берёшь с собой мусор? - сказала Оля.

- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

-Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

 Вопросы к тексту:

Кто пошёл в лес?

Для чего Оля и Лида пошли в лес?

Что услышали девочки в лесу?

Как Оля поступила с мусором? А Лида?

Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой»?

Чей поступок вам больше нравится? Почему?

Если вы отдыхаете в лесу,  как нужно себя вести, чтобы не навредить природе?

13.04-17.04 

Рекомендации по лексической теме

«Животные жарких стран»

1. Побеседуйте с ребенком о животных, которые обитают на территории Африки и Австралии. Рассмотрите картинки с этими животными. Поговорите  об их внешних признаках, характерных повадках. Спросите у ребенка: «Какие животные живут там, где жарко? Чем они питаются? Кого из них можно увидеть в зоопарке?» . Побеседуйте с ребенком  о морских животных (черепаха, скат, акула,  дельфин и т.д.).  Обратите внимание ребенка на особенности их проживания, питания и строения.

2. Попросите ребенка подобрать признак к предмету, действие к предмету, предмет к признаку. Например:

Лев (какой?) – сильный, красивый, грациозный.  Лев (что делает?) – ходит, бегает, крадется.  Львиный (что?) – хвост, глаз, нос.  Львиная (что?) – лапа, … Львиное (что?) – ухо, …

Львиные (что?) – лапы, … Верблюд (какой?) –   Верблюд (что делает?) –     Верблюжий (что?) –    Верблюжья (что?) –  Верблюжье (что?) –  Верблюжьи (что?) –  Крокодил (какой?) –    Крокодил (что делает?) –.. Крокодилий (что?) – …  Крокодилья (что?) –…  Крокодильи (что?)-..  и т.д.

3. Попросите ребенка соединить два слова в одно:

Если у верблюда два  горба, то он (какой?) двугорбый.

Если у жирафа длинная шея, то он-….(длинношеий). Если у льва большая грива, то он.. (большегривый).  Если у  бегемота толстые ноги-… Если у  обезьяны длинный хвост -… и т.д.

4.Предложите ребенку поиграть в игру  «Чья, чье, чьи?» (следите, чтобы ребенок отвечал полным предложеним):

Если у льва есть грива (хвост, лапы), то она (он, они) чья?

 (чей? чьи ?) львиная, львиный, львиные; у крокодила -…, у обезьяны-.., у тигра-…  и т.д.

5. Попросите ребенка составить описательный рассказ о любом  животном из жарких стран по плану:

Как называется? Где живет? Какое у него жилище? Какой внешний вид? Какие повадки? Чем питается? Как добывает пищу? Какие у него враги? Как защищается? Детеныши.

6. Предложите ребенку нарисовать животное жарких стран, о котором он составил рассказ.

7.Предложите ребенку назвать по порядку все звуки в слове, общее  количество звуков в каждом слове (устно), назвать по порядку слоги и количество слогов в каждом слове: ЗЕБРА, ЖИРАФ, ДЕЛЬФИН, ЧЕРЕПАХА

Пожалуйста, не забывайте следить за правильным произношением звуков!

6.04-10.04.

Рекомендации по лексической теме «Космос»

1. Поговорите с ребенком о том, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах (если есть) и Интернете с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп, расскажите о планетах Солнечной  системы. Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

2. Поиграйте в игру «Один – много» (образование множественного числа):

спутник – спутники- много спутников,

корабль — …

космонавт — …

звезда – …

планета — …

скафандр — …

ракета — …

3. Образуйте новые слова от данных слов (образование имен прилагательных с помощью вопросов: какой? какая? какое? какие?) :

солнце -…солнечный, солнечная..;

орбита - орбитальная…;

звезда-….,

космос-…..,

4.Образуйте слова с приставками от слова «летел» (при демонстрации действий):

Космический корабль вылетел, отлетел, прилетел, улетел, залетел, подлетел.

5.Игра «Посчитай»:

одна ракета, две …, три …, четыре …, пять ….

один космонавт, два …, три…, четыре…, пять…

(спутник, звезда, скафандр, планета и т.д.)

6. Попросите ребенка собрать предложение из слов:

Луна, это, Земля, спутник.

Луна, Земля, меньше.

Луна, вращаться, земли, вокруг.

Летает, космос, в, космонавт.

Большая, солнце, это, звезда.

У, Кольца, Сатурна, есть.

Маленькая, Плутон, самая, планета.

7. Прочтите ребенку текст, попросите ответить на вопросы и пересказать его:

Солнце.

Без солнца наша Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину.  Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло. Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

Солнце в сотни раз больше Земли. Но во Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.

Вопросы:

1.Что такое Солнце?

2. Что дает Солнце людям?

3.Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?

8.Разучите с ребенком стихотворение:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

(Хайт А.)

30.03.-03.04.

Рекомендации по лексической теме «Животные Крайнего Севера»

1. Родителям рекомендуется:

— показать ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы, рыси, снежного барса, полярной совы, морского котика, лемминга, тюленя, морского льва;

— рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;

— спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке.

2. Совместно с ребенком составьте описательный рассказ о любом животном Крайнего Севера, придерживаясь следующего плана:

Название. Где живет? Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.).  Повадки. Чем питается? Как добывает корм? Враги. Как защищается? Детеныши.

3. Дидактическое упражнение «Соедини два слова в одно» (отвечаем полным предложением):

Если у медведя толстые лапы, то он (какой?).. (толстолапый)

Если у моржа длинные усы, то он…(длинноусый)

Если у медведя большая голова, то он …(большеголовый)

Если у моржа толстая кожа, то он ….(толстокожий)

Если у кита большой хвост, то он ….(большехвостый)  и т.д

 Если у полярной совы большие глаза, то она.. (большеглазая)

4. Дидактическая игра «Узнай животного по описанию». (Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет.) Затем можно поменяться ролями.

5. Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти, правильно называя окончания слов»:

- Один северный олень, два северных оленя, три…., четыре…, пять северных оленей (полярная сова, клыкастый морж,  ловкий песец, белый медведь и тд.)

6. Игра «Кто лишний и почему?» (ответы полным предложением):

Тюлень, морж, жираф, белый медведь.

Морж, тюлень? песец, пингвин.       

7. Дидактическое упражнение: Раздели слова на слоги, назови количество слогов в слове, назови 1-й, 2-й, 3-й слог и т.д. (устно):

мед – ведь                морж                        жи – вот – ны – е         

тю – лень                 пе – сец                    лем – мин – ги           

8. Выучите стихотворение, с выражением, четко проговаривая каждый звук:

МЕЧТЫ ОБ АРКТИКЕ

Попасть бы мне однажды вдруг

За северный полярный круг!

Там, говорят, бывают

Такие чудеса:

Там северным сиянием

Сверкают небеса.

Там на зиму сменяет ночь

Полярный долгий день.

Там плавает усатый морж

И бархатный тюлень.

Там сквозь арктические льды,

Метели, холода

Проводят ледоколы

Промёрзшие суда.

Там по просторам тундры

Стада свои ведёт

Широкоскулый мудрый

Старик оленевод.

Живёт он в тёплом чуме -

Такой у ненцев дом -

И он, конечно, с Умкой

Из мультика знаком.

Я с Умкой подружиться

Хочу уже давно.

И в Арктику однажды

Уеду всё равно!

(Надежда Радченко)

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"