Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 


ГБДОУ детский сад № 65
комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

Страничка учителя-логопеда группы "Гнёздышко"

 

Страничка учителя-логопеда группы "Гнёздышко"

Страничку ведёт учитель-логопед Кривачёва Алина Сергеевна

Уважаемые родители!
В этом разделе будут публиковаться интересные задания для детей по лексическим темам. Проговаривайте с детьми речевой материал из тетрадок, а также предложите поиграть в лексико-грамматические игры, которые представлены ниже.

Рекомендации родителям на летний период (вариант для печати в PDF скачать)

Уважаемые родители.

Летний период - благоприятное время для восстановления сил, здоровья и приобретения новых впечатлений. Не забывайте, что ребёнок целый год трудился. Так же, как и взрослые, он ждёт своего отпуска. Это время, когда спадает эмоциональное напряжение и можно расслабиться.

Летом дети получают много ярких впечатлений, больше находятся на воздухе, двигательная активность возрастает.

Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут как закрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Заботливых родителей беспокоит вопрос: «Что же делать летом, когда на время отпуска прекращаются занятия с логопедом?»

Ниже предложены несложные и занимательные упражнения, которые помогут закрепить навыки, полученные на логопедических занятиях. Напоминаю, что наиболее благоприятное время для работы — утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Лучше отложить занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Итак, каждая семья выбирает отдых по душе. Кто-то любит отправиться к морю, кто-то устраивает пикники на природе, некоторые организовывают походы в лес с палатками. В любом случае это шанс пополнить активный словарь ребёнка.

1)Назовите части транспорта, на котором вы путешествуете. Назовите профессию человека, который управляет им. 

2)Если вы отправились отдыхать на речку или озеро, то подберите прилагательные к слову «вода». Какая она? (тёплая, холодная, прозрачная, ласковая…). Чем больше слов, тем лучше. Рассмотрите цветы, камушки, насекомых. Подбирайте как можно больше слов - определений к рассматриваемым предметам и объектам.

3) Если вы проводите летний отдых на даче или в деревне, то это отличная возможность закрепить такие лексические темы как «Овощи», «Фрукты», «Грибы и ягоды», «Домашние животные», «Насекомые», «Инструменты» и многие другие.

Закрепите также глагольный словарь. В этом помогут игры «Что делают?» (пилой пилят, топором рубят..), «Кто как голос подаёт?», «Кто как передвигается?» и т.д.

4) Любой природный материал (шишки, палочки, камушки) – это прекрасный счётный материал. Считайте их. Составляйте примеры и задачки. Проговорите порядковые числительные («первая шишка…пятая шишка»).

5)Совершенствуйте внимание вашего ребёнка. Подойдут игры «Что изменилось?», «Что исчезло?», «Что поменялось местами?» и так далее.

6)За этот учебный год мы познакомились с буквами, учились читать и писать. Если какие-то буквы ребёнку запомнить трудно, то попробуйте писать их на песке палочкой или пальцем. А также эти буквы можно выложить из шишек или ягодок, например.

Можно также на песке тренироваться писать слова. Перед этим определите первый и последний звуки в слове, назовите все звуки по порядку. Камушками обозначьте гласные звуки в слове. Выделите ударный гласный звук. Палочками можно разделить слово на слоги. Составьте предложение с написанным словом.

7)Особое внимание уделите связной речи. Читайте вместе рассказы и сказки, просите ребёнка ответить на вопросы по тексту, попробуйте сочинить продолжение к рассказу. А можно попробовать сочинить и собственную сказку. Заучивайте стишки, считалки. В конце дня попросите ребёнка поделиться впечатлениями об увиденном за день.

8)Развивая связную речь ребёнка, мы также развиваем мышление наших будущих первоклассников. Попросите ребёнка объяснить смысл пословиц, поговорок, выражений в переносном значении. (Например: «золотое сердце», «злой язык», «наломать дров», «Любишь кататься, люби и саночки возить» и т.д.)

Уважаемые родители! Не забывайте следить за поставленными звуками в речи!

Повторяйте материал по автоматизации поставленных звуков по тетрадям связи учителя-логопеда и родителей. Проговаривайте с трудным звуком слова, предложения, учите стихи, тексты на этот звук. Обязательно поправляйте ребёнка, когда он говорит неправильно.

Искренне надеемся, что вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Алина Сергеевна
25 мая

Тема «Здравствуй, лето!»

1.Игра «Хлопни — топни»

Предложите ребенку хлопнуть в ладоши, если утверждение о лете верное. Если утверждение неверное – топнуть.

Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь — первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

2. «Исправь ошибки»

Послушай «словосочетания» и исправить в них ошибки.

Например:

(голубая) колокольчик — голубой колокольчик

(душистый) земляника — ...

(тёплый) солнышко — ...

(летнее) дождик — ...

3.«Составь предложение из слов»

Предложите ребёнку прослушать ряд слов и составить из них предложения.

Например:

Ярко, лето, светить, солнце. —Летом ярко светит солнце.

Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. —

Люблю, на, речка, я, купаться, лето –

4. Скороговорка

Предложите ребенку повторить вслед за взрослым скороговорку. Проговорите медленно несколько раз, затем попробуйте быстрее.

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

5.«Объясни пословицу»

Что летом родится, зимой пригодится.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Одна пчела много мёду не наносит.

Готовь летом сани, зимой — телегу.

18 мая

Тема «Весна» (обобщение)

Вспомните и назовите весенние месяцы. После какого времени года наступает весна? Какое время года следует за весной? Назовите приметы весны.

1. Игра «Так или не так?»

1.Весной мы сеем семена цветов.
2.Весной тает снег, и бегут ручьи.
3.Весной птицы улетают в тёплые края.

4.Весной мы собираем урожай.

5.Весной появляются первые цветы – розы.

6.Весной на деревьях появляются жёлтые листья.

7.Весной земля становится твёрдой и промёрзшей

8.Весной день становится короче, а ночь длиннее

2. «Что делает?»

Предложите ребёнку подобрать несколько слов:

Листья весной (что делают?) – распускаются, появляются, зеленеют…

Ручейки  весной (что делают?)  - бегут, журчат…

Птицы весной (что делают?) – возвращаются, поют, строят гнёзда, вьют гнёзда

Лёд на речках (что делает?) – трескается, тает, плывёт

Солнышко весной (что делает?)  - светит, пригревает, ласкает, дарит нам веснушки

3. «Скажи наоборот»

Снег зимой чистый, а весной - ...

Зимой дни холодные, а весной - ...

Зимой солнце тусклое, весной - ...

Зимой погода пасмурная, а весной –

4. «Будь внимателен»

Предложите ребёнку «поймать» (хлопнуть в ладоши) только те слова, которые относятся к весне.

Слова: листопад, подснежник, мороз, тает, прилетают, оттепель, солнышко, снегопад, снежинки, проталины, капель, урожай, первоцвет.

Предложите ребёнку объяснить смысл слов:

подснежник, проталина, оттепель, капель, сосулька, первоцвет.

5. Рассмотрите картинку. Что перепутал художник? Чего весной не бывает?

12 мая

Тема «Школа. Школьные принадлежности»

1. Родителям рекомендуется:

рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;

рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;

задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?

2. Отгадать загадки и выучить по выбору.

Новый дом несу в руке.

Двери дома на замке.

А живут в доме том книжки,

ручки и альбом.  (Портфель)

Черный Ивашка — деревянная рубашка.

Где носом пройдет — там заметку кладет. (Карандаш)

То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)

Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)

3. Дидактическая игра «Подбери признак»:

портфель (какой?) — кожаный, вместительный, яркий, большой ... .

4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Ручка, резинка, мяч, пенал.

Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

5. Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении»

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки.

Я рисую в альбом.

6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Быть должны всегда в порядке твои школьные ... (тетрадки).

Чтобы было где писать, в школе нам нужна... (тетрадь).

7. Объяснить ребенку пословицы:

Ученье — путь к уменью.

Ученье свет, неученье — тьма.

8. «Так или не так?» Ответить полным предложением

1.Дети ходят в школу, чтобы играть с игрушками.

2.Учитель – это человек, который учится.

3.Ученик – это ребёнок, который учится грамоте.

4.Отличник - это тот, кто получает “двойки”.

5.Пенал нужен для того, чтобы хранить карандаши и ручки.

6.Ранец нужен для того, чтобы носить в школу бутерброды.

7.Кого в школе больше учителей или учеников?

6 мая

Наша Родина – Россия

1.Как называется страна, в которой мы живём?
Как называется главный город нашей страны?
Как ещё можно назвать главный город нашей страны?

2. «Чего много?» (родительный падеж мн. числа)

Перечисли, чего в нашей стране много?

(пример: «В нашей стране много лесов, рек….»)

3.«Полюбуйся!» (употребление Тв. падежа множ. числа существительных)
Мы любуемся (чем?) полем, полями.
(река, озеро, площадь, улица, поляна, луг, гора, салют, лес, равнина, море, сад)

4. «Назови ласково»

Город –

Флаг –

Улица –

Мост –

Герб –

Тротуар.-

5.Какие три государственных символа есть у каждой страны, в  том числе, и у нашей страны? (герб, гимн, флаг)

27-30 апреля

Тема «Насекомые»

1.Назови, кто из насекомых:
ползает// летает//   прыгает // жалит //кусается

2. Закончи предложение.

Муравей сидел около … . Божья коровка ползала по … . Жук спрятался под … . Муха села на … . Гусеница сидела на … . Муха ползала по … .

3. Исправь ошибку

Рядом с цветком огромный жучок. Возле пенька маленький червячище. Под кустом мелкий тараканище. Около ветки громадный комарик. Под листом малюсенький комарище. Возле муравейника небольшой муравьище.

4. Отгадай названия насекомых

1

2

3

4

5

6

7

8

к

р

о

х

м

у

с

а

3,7,8 –

5,6,4,8 –

1,3,5,8,2 –

5. «Бывает - не бывает?» (понимание логико-грамматических конструкций).

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка ловит девочку. Бабочка поймана девочкой. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

6. «Подбери признаки»:

бабочка (какая?) - ...,        муравей (какой?) - ....

7. Выучить стихотворение

Скучать некогда

Села пчелка на цветок, опустила хоботок.

Подлетает к ней комар: — Что ты ищешь там?

- Нектар!

- А тебе не надоело, не наскучило искать?

- Нет, тому, кто занят делом, просто некогда скучать!

8.  Какие насекомые спрятались на картинке?

 

13-17 апреля

Тема «Перелётные птицы»
1. «Назови птенцов»

 Пример: Грач — грачонок — грачата,            

 аист —

 стриж —

 журавль —

 кукушка —

 лебедь —

 скворец —

 утка —

 гусь —

2. «Четвертый лишний»  (объяснить выбор)

 - Ворона, попугай, голубь, воробей 

 - Петух, индюк, курица, ворона 

3. «Скажи наоборот»

Аист большой, а соловей - ...
У аиста длинная шея, а у кукушки - ...
Аист белый, а грач - ...
У соловья серая грудка, а у ласточки - ...
4. «Чей? Чья? Чьё?»

Крыло птицы (чьё?) - птичье крыло

Песня соловья (чья?) - …

Ноги журавля (чьи?) - …
Клюв утки –

Гнездо ласточки - …

Птенец кукушки -

5. Составь предложение из слов:

Скворец , тёплые края, из, прилетать.

Небо, в,  летать, журавль, большой.

Болото, утки, в, крякать, громко.

6. Какие перелётные птицы спрятались на картинке? Назови их. Какая птица тут лишняя? Почему?

06-10 апреля

Тема «Космос»

Попросите ребёнка ответить полным предложением на вопросы:
-Какой праздник отмечают 12 апреля?

- Что такое космос? (Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.) 

-Что люди запускают в космос? 

- Как называют человека, который летит на ракете в космос? 

- Кто был первым космонавтом? 

- Что надевает космонавт для полёта в космос? 

- Как называется планета, на которой мы живём? 

- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? 

1. «Закончи предложение»

-Космический корабль – это аппарат, в котором …

-Космонавт – это человек, который…

-Скафандр – это одежда, которую…

-Луноход – это аппарат, который…

2. «Скажи наоборот»

далёкий —                             тесный — ...

большой — ...                        улетать — ...

высокий — ...                         взлетать — ...

включать — ...                       тёмный — ...

подниматься —                     яркий –

3. «Собери предложение»

В, космонавт, летит, ракете.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с , комета, неба, хвостатая.

4. «Сосчитай от 1 до 5»:

-Одно яркое созвездие – два ярких созвездия –три..

-Одна большая звезда

-Один искусственный спутник

-Одна космическая станция…

5. «Собери слово»

р

с

а

н

т

м

у

1

2

3

4

5

6

7

-6, 3, 1, 2 –

-2, 3, 5, 7, 1, 4 –

-7, 1, 3, 4  -

6. Найди 2 одинаковые ракеты на картинке:

 

Выучите стихотворение:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

30.03.-3.04.

Тема «Животные жарких стран»
1.«Чей хвост ?»

У верблюда — ..(верблюжий)

у обезьяны — ...                                                    

у льва — ...

у страуса –

у слона — ...                                                           

2.«Сложные слова»

Если у верблюда два горба, то он -.. (двугорбый)

Если у крокодила длинный хвост, то он - ..

Если у страуса «быстрые» ноги, то он - ..

Если у жирафа длинная шея, то он - ..

3. «Что общего и чем отличаются?» (просим отвечать полным предложением)

Заяц и кенгуру, жираф и коза, попугай и воробей.

4.«Про кого так можно сказать?»

Слова:  охотится, прячется, прыгает, лазает, убегает, догоняет, пасётся, защищается, нападает, подкрадывается.

Составьте предложение с этим словом

ОБРАЗЕЦ: Так можно сказать про льва. Лев подкрадывается к добыче

5. «Будь внимателен!»

--Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее гепарда. — Кто быстрее всех, а кто мед­леннее?

-Львица ждет льва.

- Кто задержался?

- Газель бежала за антилопой, а за газелью — львица. — Кто впереди, а кто последний?

6. Предложите ребёнку найти всех животных, которые спрятались на картинке

  

Выучите стихотворение

Это лев. Он царь зверей!  

В мире нет его сильней!             

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.                   

А вот этот добрый слон              

Посылает всем поклон.               

Зебра очень быстро скачет         

Словно мой любимый мячик.     

Львёнок бегает, резвится,             

Хочет с нами подружиться.   

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"