Внимание!
При использовании материалов, педагогических разработок, статей
ОБЯЗАТЕЛЬНА ССЫЛКА НА АВТОРА
«Развивающая среда группы как средство формирования экологической культуры у детей».
Из опыта работы воспитателя ГБДОУ № 65 «Солнышко»
Щипцовой Галины Владимировны
«Охранять природу – значит охранять Родину»
М. Пришвин.
Природа - наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящие время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определённые знания в области экологии - главные задачи экологической работы в детском саду.
Принципы создания предметно-развивающей среды для дошкольников, - это принципы, облегчающие личностное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающие активное поведение дошкольников, проявление у них творчества и самостоятельности.
Предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми; среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся - принцип открытости. Она должна способствовать единению человека с природой, приобщать ребёнка к культурным ценностям: живописи, музыке, литературе.
Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от экологической культуры каждого человека, его компетентной, активной позиции в решении насущих задач.
В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. Экологическое воспитание и образование - новое направление в дошкольной педагогике. В детских садах используются различные программы и технологии по экологическому воспитанию. Для результативной работы в группах необходимо создать условия, позволяющие решать поставленные задачи. В нашей группе создан «Центр науки», в котором имеются:
- Растения, требующие разные способы ухода, картотека растений
- оборудование для ухода за растениями (передники, лейки, пульвилизатор);
- календарь наблюдений за природой и погодой (каждый день дежурные дети подбирают соответствующие погоде карточки и выставляют на календаре погоды);
- литература по изучаемой и изученной темам: энциклопедии, «Зелёные сказки» Т. А.Шорыгина, «Синичкин календарь», рассказы и сказки, В. Бианки, «Сказки земли» Н. Латьенова, «Весёлые встречи» Л. Е Белоусова. Красная книга России, Лекарственные растения и другие произведения;
- картотеки: растений, опытов, поговорок и пословиц;
- книги с загадками: «Загадки, считалки…» Ушакова О.Д., «Загадки, смекалки» Соболева А.В.;
- настольно-печатные и дидактические игры: «Планеты и солнце», « Планета земля», «Собери цепочку», «Лето, осень, зима, весна», «Как растёт живое», «Кто как устроен?», «Этажи леса», «Где растёт огурчик?», «Зелёный город», «Путешествие по календарю», «Целый год» и другие;
- иллюстративный материал: грибы, птицы, деревья, цветы, ягоды, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, времена года, животные жарких стран и севера, природные явления и другие;
- природный материал: песок, земля, листья, семена, камешки;
- материал для экспериментирования: баночки, мерные стаканчики, магнит, увеличительное стекло и т.д.;
- панорама добрых дел – это информационный стенд, в котором фиксируются хорошие проявления детей по отношению к природе;
- макет «сухое дерево» дети оживили его зелёными листочками, написав, что для этого необходимо сделать( полить, любить, подкормить, обрезать сухие ветки, рыхлить).
Для педагогов имеется следующая методическая литература:
«Система экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаева,
«Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич,
« Дети и пейзажная живопись» Н.А. Курочкина,
«Учим детей наблюдать и рассказывать» Н. В. Ёлкина, О.В.Мариничева и т.д;
Имея необходимый материал для закладывания основ экологической культуры, воспитания человека, можно решать экологические проблемы. Всю работу с детьми мы разделили на тематические блоки.
1 блок: «Что такое природа?»
В центре науки есть ковролин, где мы с детьми, используя иллюстрации, картины, рассматриваем окружающие объекты, предметы и явления, классифицируем их по принципу «природа- не природа», «живая – неживая природа». Во время обсуждения выслушиваем все высказывания детей; узнаём, что такое природа, из каких компонентов она состоит: солнце, вода, растения, животные и т. д. Для закрепления знаний проводим дидактические игры: «природа – не природа», «Кто в домике живёт», «Живое – неживое». Большинство наблюдений мы проводим на прогулке.
2 блок: Неживая природа.
Тема «Солнце и Земля».
В уголке природы у нас есть глобус, иллюстрации, энциклопедии. Пользуясь этим материалом дети узнают и рассказывают что солнце- источник света и тепла, что Земля – планета , на которой есть жизнь. Вокруг Солнца вращаются 9 планет. Большую часть на нашей планете занимает вода. Среди океанов находится суша – 6 материков. Дети любят играть в дидактические игры: « Планеты и Солнце», « Планеты и Земля», « Собери цепочку» и другие. Дети узнают отчего бывает зима и лето, меняется день и ночь. Дидактические игры: « Когда это бывает», « Времена года», «Целый год».
Тема «Вода».
Знакомим с одним из компонентов природы, без которого невозможна жизнь на планете Земля. Рассматривая таблицу «Вода в природе», дети узнали, что она существует в различной форме. Познакомились с круговоротом воды в природе, рассматривая схему.
Проводя опыты дети узнали, что вода принимает форму того сосуда в который она налита, значит вода не имеет формы.
Вода принимает цвет того вещества, которое в ней растворили. Значит вода не имеет цвета.
Вода принимает вкус того, что в ней растворили. Значит вода не имеет вкуса.
Из опытов дети узнали, что сахар, соль, мука- в воде растворяются, а речной песок, крупа – не растворяются.
Вода необходима растениям, животным, птицам, человеку.
Тема «Воздух».
Дети знакомятся с «пятым океаном» планеты Земля – воздухом.
Воздух – прозрачен, мы его не видим. Без запаха – мы его не чувствуем. Имеет вес. Слушая кассету « Звуки природы» - дети учатся слышать и различать их. Используя термометр, дети узнают температуру воздуха в помещениях группы, отмечают её на календаре погоды.
Тема «Почва».
Определить значимость почвы в жизни растений (почва даёт растениям питательные вещества, а растения в свою очередь обеспечивают ими животных, птиц и человека). Проводя опыты, выяснили, что растения без почвы расти не могут. В почве есть питательные вещества. В группу принесли веточку боярышника, она дала зелёные листочки, но со временем зелёные листочки завяли, в водопроводной воде, в которой стояла веточка, нет питательных веществ, которые нужны для растения, у веточки нет корней, которые помогают растению питаться. Сажали лук в землю, растёт очень хорошо.
В песок посадили верхушки моркови, появились зелёные стебли, листья. В морковной верхушке есть основные стебли и часть корня – все части нужные растению, имеется запас питания для растения.
Тема «Сезоны: осень, зима, весна, лето.»
Дети каждый сезон наблюдают за изменением продолжительности дня и ночи, температуры воздуха, появлением осадков и их видами, находят зависимость между неживой и живой природы. Весной день увеличился, ночь уменьшилась, солнце греет теплей, снег растаял, деревья проснулись, началось сокодвижение, набухли почки и скоро появятся зелёные листочки и цветы. Для закрепления своих наблюдений дети играют в дидактические игры: « Путешествие по календарю», « Лето, осень, зима, весна.» Аня и Лена сочинили мини – сказку « про весну». В уголке природы есть необходимые иллюстрации, ковролин, где отражается данный сезон.
3 блок: Царство растений.
Знакомим детей с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками, травами; их характерными признаками. Рассматривая схему строения растений дети узнают , что корень нужен растению, чтобы дышать, питать и держать его; стебель – чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья – чтобы улавливать свет, дышать.
В развивающей среде есть художественная литература, гербарий, засушенные листья и семена, лекарственные растения – книга, красная книга, пейзажные картины, иллюстрации. Дидактические игры, в которые любят играть дети: «Огород», «Что где растёт», «Где растёт огурчик», « С какой ветки детка», « Узнай дерево», « Ядовит- не ядовит». Что способствует воспитанию эстетическому отношения к растительному миру, умения любоваться растениями, ценить и беречь красоту.
4 блок: Царство животных.
Рассматриваем с детьми иллюстрации, энциклопедии, макеты, слушаем аудиозаписи, просматриваем видеоматериалы, слушаем рассказы, играем в дидактические игры: «Кто у кого мама?», «Кто как устроен», «Кто где живёт?», «Чем питается», «Найди себе пару» (дикие и домашние животные), «Что кому по вкусу».
Про своих любимых животных дети составили мини- книги. Всё это знакомит детей с разнообразием животного мира: птицами, зверями, насекомыми, рыбами, земноводными, учит любить, ценить красоту природы, охранять не только животных, но и места их обитания. Дети узнают, как животные приспособились к разным условиям существования; в природе все животные нужны друг другу и невозможно их деление на вредных и полезных, красивых и некрасивых. После прочтения рассказов В.Гианасийчука «Экология в картинках», дети рисуют картинки.
5 блок: Лес как экосистема.
Рассматривая схемы « Пищевые цепочки», « Этажи леса», дети узнают, что все лесные обитатели находятся в пищевой зависимости друг от друга. Главное звено в пищевой цепи - растение; также узнают о значимости леса как части природы, роли его в жизни человека.
6 блок: Человек на планете Земля.
Дети узнают, что человек – живое существо, каждая часть человеческого тела выполняет определённые функции; человеку необходимы хорошая пища, чистые вода и воздух, тепло, чистота и порядок в окружающей его обстановке. Играем в словесные игры: « Кто больше назовёт сладких, кислых, солёных, горьких продуктов», « Да-нет», « Отгадай загадки».
Проводим конкурсы интеллектуалов: игра « Умницы и умники». Дети любят играть в игры « Угадай по запаху», « Экологический светофор», « Третий лишний», « Угадай животное».
Повседневная жизнь в детском саду очень значима для экологического воспитания, в ней осуществляются различные мероприятия – уход и наблюдения в уголке природы, викторины, беседы, праздники, прогулки, подкормка птиц, решение кроссвордов. Во всех этих мероприятиях имеет место словесный метод экологического воспитания. Но главное, конечно же личный пример педагога, его отношение к природе, его экологическая воспитанность.
«Что нельзя купить»
Если денег накопить,
Можно многое купить
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход,
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
В. Орлова.
Использованная литература:
С.Н. Николаева « Система экологического воспитания дошкольников».
З.Ф. Аксёнова « Войди в природу другом».
С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
Методические советы к программе « Детство».
Т.А. Виноградова, Т. А. Маркова « Опыт организации экологического образования в детском саду».
Дошкольная педагогика № 5 2005 года « Организация развивающего пространства» Н.М. Марецкая.
Т.М.Бондаренко « Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
С.В. Машкова, Г.Н. Суздалева « Познавательно- исследовательские занятия с детьми на экологической тропе».