Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 


ГБДОУ детский сад № 65
комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

Олимпийское образование дошкольников

 

Олимпийское образование дошкольников

Внимание!

При использовании материалов, педагогических разработок, статей

ОБЯЗАТЕЛЬНА ССЫЛКА НА АВТОРА

 

Олимпийское образование дошкольников.

Все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения занимает олимпийское образование, цель которого – приобщение детей к идеалам и ценностям олимпизма.

Содержание программы олимпийского образования должно быть направлено не только на формирование у детей разнообразных знаний и представлений об олимпийском движении, но и способствовать накоплению нравственного опыта, развитию двигательных навыков, и строиться на принципах достоверности, доступности, наглядности, на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми.

Старших дошкольников необходимо в доступной им форме знакомить с элементарными знаниями об Олимпийских играх, их истории, традициях, ритуалах, факельной эстафете Древней Греции, символах игр и т. д.; формировать знания об олимпийских видах спорта, зимних и летних видах спорта, олимпийских чемпионах и др.

Также необходимо формировать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, интерес к результатам,  достижениям спортсменов; необходимо воспитывать доброе, товарищеское отношение детей друг к другу, взаимовыручку, честность, справедливость, умение сопереживать достижениям и неудачам своих товарищей, умение заниматься в коллективе и т. д.

Для повышения результативности работы по олимпийскому образованию дошкольников необходимо вести регулярную работу. Она предполагает проведение тематических бесед, показ видео- и фотоматериалов, проведение праздников и др.

Содержание познавательной деятельности

1. Как бы ни был выстроен план олимпийского образования дошкольного учреждения, разговор с детьми надо начинать с разговора о спорте и спортсменах: «Кто эти люди?» Как они стали спортсменами? Что им нужно для занятий спортом? Как спортсмены поддерживают спортивную форму?» А раз мы заговорили о спорте, то следует разобраться в следующем: «Зачем люди занимаются спортом? Спорт – это игра, труд, учеба?»

Необходимо, чтобы теоретические знания о спорте включали в себя информацию о том, что спорт совершенствует и тело, и дух спортсмена. Спортсмены обладают не только силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, но и волей, терпением, целеустремленностью, смелостью, умением не бояться трудностей, могут справляться со своими чувствами. Спортивные достижения любого уровня – это результат упорных ежедневных тренировок, это тяжелый труд, который следует уважать.

Важно, чтобы педагоги могли предоставить детям фотографии, видеоматериалы с изображением спортсменов в самых разных ситуациях: на тренировках, на соревнованиях, непосредственно перед стартом, на финише, в различном эмоциональном состоянии (радость и слезы победы или поражения). Можно рассказать детям о различных фактах из биографии спортсменов, случаях, произошедших с ними на тренировках, соревнованиях, в которых они ярко проявили свои лучшие человеческие качества.

2. Несомненно, заниматься спортом можно в любое время года, значит, существуют летние и зимние виды спорта. «Где и как спортсмены могут показать все то, чему они учились на тренировках? Они соревнуются. Что такое соревнование? Как соревнуются спортсмены разных видов спорта? Какими бывают соревнования?» И, наконец, «Что такое Олимпиада? Кто и где придумал проводить Олимпийские игры? Кто их возродил? Как проводятся Олимпийские игры сегодня? Олимпийские традиции, ритуалы. Летние и зимние Олимпийские игры».

Соревнования – важнейшая часть спортивной жизни, которые дают спортсменам возможность продемонстрировать свои способности широкому кругу людей, помериться силами с другими участниками соревнований, выявить сильнейшего и получить достойную оценку своего спортивного труда. Необходимо сформировать у детей представления о том, что соревнования проходят по определенным правилам, цель которых – обеспечить всем участникам равные возможности для победы. За соблюдением правил следят судьи (арбитры). Для максимально точной оценки результатов (время, расстояние и др.) используется современная техника.

Знакомить детей с главными идеями Олимпийских игр, гуманистическими идеалами и ценностями. Дать представления о том, что Олимпийские игры объединяют спортсменов различных стран мира в честных и равноправных соревнованиях. Важно, чтобы дети познакомились с основными принципами проведения Олимпийских игр, которые провозглашают равенство всех участников соревнований независимо от цвета кожи, религиозных и политических взглядов, места проживания. Спорт несовместим с агрессией, допингом, подкупом. В спорте важна не победа любой ценой, а честная, красивая борьба. Заниматься спортом, участвовать в Олимпийских играх могут люди разного пола и возраста, а так же люди с ограниченными возможностями.

Развивать у детей желание сопереживать спортсменам в момент их выступления, эмоционально поддерживать их. Воспитывать чувство гордости за успехи российских спортсменов на соревнованиях разного уровня. Увидеть Олимпиаду, как праздник спорта, красоты, ощутить ее торжественность, масштабность, значительность, почувствовать накал спортивной борьбы, желание подержать спортсменов своей страны детям помогут фотографии, видеоматериалы, телевизионные трансляции.

«Легенда о человеке»

Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и задумали они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть житель Земли.

Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным», другой добавил: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все это будет у человека, он будет как мы».

Тогда решили они спрятать главное, чем хотели наградить человека, — его здоровье. Да вот только куда спрятать-то? Одни предлагали глубоко в синее море, другие — за высокие горы. А кто-то из богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждому дано сберечь бесценный дар богов.

Из истории Олимпийских игр.

Первые Олимпийские игры прошли в Древней Греции в городе Олимпия. Перед  началом Игр глашатаи разносили по городам радостную весть: «Все – в священную Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» На время Олимпийских игр запрещались воины между враждующими народами. В состязаниях мог участвовать любой желающий, который не запятнал себя преступлениями.

Сначала это был только мужской праздник. Первые Олимпийские игры посвящены древнегреческому богу Зевсу. Его и других богов древние греки изображали в виде стройных и сильных людей.

В день Игр атлеты приходили в Олимпию в храм Зевса, зажигали священный огонь и давали клятву бороться честно: «Я буду бороться за моих богов и за мое Отечество и оставлю после себя добрую память. Я буду подчиняться законам соревнований!» Участникам соревнований не разрешалось спорить с судьями, травмировать соперников. Соревноваться нужно было честно, храбро, бескорыстно. Нарушителей штрафовали, а на эти деньги возводили статуи Зевса.

Древние греки поклонялись не только покровителю Олимпии, хранителю законности и порядка богу Зевсу, но и другим богам Древней Греции – Аполлону (сыну Зевса, покровителю кулачного боя), богине победы Нике, которая напутствовала участников соревнований словами: «На стадион ступайте и покажите себя спортсменами – победителями! А кто не подготовился, пусть идет куда хочет!»

Сначала соревнования проходили в течение одного дня, затем – пять дней, потом в течение месяца. После окончания Олимпийских игр победители возвращались в свои города, где все жители встречали их и прославляли. В память о славной победе на площади устанавливали статуи чемпионов. Участники Олимпийских игр назывались олимпиониками.

Первым рассказал об Олимпийских играх древнегреческий философ и поэт Гомер. В его «Истории» упоминается Геракл – гигант, чьими ступнями измерялась длина беговой дорожки, которая называлась стадией. Одна стадия равнялась шестистам ступням Геракла. От этого слова «стадий» и произошло название современного слова «стадион».

На Олимпийские игры съезжались не только спортсмены, но и поэты, музыканты. Например, древнегреческий писатель Геродот был награжден олимпийской наградой за стихи.

Прошло много лет и люди забыли про Олимпийские игры. Разрушились стадионы и города, где проходили Олимпийские игры. Эту славную традицию возродил французский историк и педагог Пьер де Кубертен. Более ста лет назад в Олимпии был построен новый стадион, организован Международный олимпийский комитет (МОК), в который вошли представители разных стран. Они захотели, как и древние греки, чтобы спорт, сдружил людей всех пяти континентов, чтобы вернулись связанные с Играми идеалы добра и справедливости.

Олимпийские символы и термины.

Олимпийская хартия – свод правил проведения Олимпийских игр, предложена организатором современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном в конце 19 века.

Олимпийский флаг – изображение пяти колец разного цвета, соединенных между собой. Пять колец дружбы объединяют спортсменов всей Земли.                         Красный – Америка, зеленый – Австралия, желтый – Азия, голубой – Европа, черный – Африка. Белый фон самого флага – символ мира.

Олимпийский огонь – символ Олимпийских игр. В Древней Греции огонь зажигали в знак почтения к богам и героям Олимпиады. Его выкрал у бога огня Гефеста Прометей и принес людям, за что был наказан Зевсом, но Геракл спас его. Огонь зажигают от солнечного луча на территории Греции у развалин храма Геры. Затем спортсмены каждой страны несут его по очереди до места проведения Олимпийских игр. Зажжение олимпийского огня на стадионе означает начало Олимпийских игр. Олимпийский огонь олицетворяет принципы Олимпийских игр и несет в себе дух надежды, единства и мира.

Олимпийский девиз – «Быстрее! Выше! Сильнее!»

Олимпийская клятва – древняя античная традиция. Клятва произносится после зажжения огня на главном олимпийском стадионе. От имени всех участников клятву произносит один представитель страны, где проходит Олимпиада.

Клятва спортсменов: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы выступим на Олимпийских играх в честных соревнованиях, уважая правила, по которым они проводятся в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».

Клятва судей: «От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся в подлинно спортивном духе».

Олимпийский гимн – кантата греческого композитора Спироса Самары, поэта Костиса Паламаса. Олимпийский гимн звучит во время открытия и закрытия Олимпийских игр.

Олимпийская эмблема – каждая страна, участвующая в Олимпиаде, имеет свою эмблему. Основной и отличительный ее элемент – олимпийские кольца, характеризующие национальные особенности.

Олимпийский талисман – изображение какого-нибудь зверька, который приносит удачу всем спортсменам и обитает в той стране, где проходит Олимпиада. Например, ягуар – в 1968 году (Олимпиада в Мехико), такса – в 1972 году (ФРГ, Мюнхен), бобер – в 1976 году (Монреаль, Канада), мишка – 1980 год (Москва), зверек по имени Февос – в  2004 году  (Греция, Афины).

Олимпийские медали – в Олимпийской хартии написано, что эти медали не должны быть меньше 60 мм. в диаметре, сделаны из серебра, а медали за первые места в соревнованиях покрыты золотом. Медаль подвешивается на цепочке или ленточке. Вместе с ними спортсменам – победителям вручаются дипломы.

МОК – Международный олимпийский комитет, объединяющий представителей всех стран мира, которые участвуют в Олимпийских играх.

НОК – Национальный олимпийский комитет. Есть в каждой стране, участвующей в олимпийском движении. Эта организация занимается развитием физкультуры и спорта, подготовкой спортсменов к участию в Олимпиадах.

Материал составлен инструктором по физкультуре Объединентовой Людмилой Юрьевной

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"