Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Страничка учителя-логопеда группы "Светлячок"

Страничку ведет учитель-логопед Трепакова Юлия Дмитриевна

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (Василий Сухомлинский)

2019-2020 учебный год

Уважаемые родители! На страничке вы найдете полезную информацию, советы, рассказы о наших проектах. 

Апрель 2020

Уважаемые родители!

Пожалуйста, находясь дома, проговаривайте с детьми речевой материал из тетрадок, а также предложите поиграть в лексико-грамматические игры, предложенные ниже по различным лексическим темам

Рекомендации родителям на летний период

Лето для детеи это время для отдыха, новых впечатлений, общения со сверстниками и закаливающие процедуры.

Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Самый продуктивный метод - повторение пройденного материала. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально, лучше включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр.

Для своих летних занятий можно использовать следующие рекомендации:

1. Развивать общую и мелкую моторику:

- делать гимнастику, прыгать, бегать и т.п.;

- выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;

- лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;

- вырезать ножницами, выполнять аппликации;

- расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.

2. Развивать речевое дыхание:

- выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;

- дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;

- играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).  

 3. Развивать фонематический слух:

- «поймать» заданныи звук среди других звуков;

- назвать слово на заданный звук;

- разделить слово  на слоги;

- назвать первый (последний) звук в заданном слове,

определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

- назвать в заданном слове только гласные звуки.

4. Закреплять (автоматизировать) поставленные звуки в словах, чистоговорках, стихах, контролировать их в речи.

5. Читайте книги, журналы; учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.

6. Игры с мячом: «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) ...», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий низкий, легкий тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

Красивая и правильная речь – залог дальнейших успехов в школьном обучении

Вашего ребенка!

Приятного отдыха и успехов в школе!

25 мая

Игры и упражнения по лексической теме «Весна (обобщение)»

Рекомендации родителям:

— вспомните с ребенком о том, какое сейчас заканчивается время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе в этот период;

— вспомните названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной;

— обратите внимание на погоду, одежду людей весной, побеседуйте с ребенком о весенних полевых работах.

Вспомните названия весенних месяцев.

Предожите ребенку подобрать признак (образовать признак по аналогии): март — мартовский, апрель —  ... , май - … .

(Аналогичное задание можно выполнить с другими месяцами.)

Упражнение на координацию речи с движениями.

Мы лопатки взяли, грядки раскопали: раз-два, раз-два!

Грабли в руки взяли, грядки причесали: Раз-два, раз-два!

Семена рядами в землю мы бросали: Раз-два, раз-два!

Раз-два, раз-два!

Ребенок имитирует действия лопатой.

 

Ребенок имитирует действия граблями.

 

Ребенок имитирует разбрасывание семян

Предложите ребенку выучить стихотворение про последний месяц весны:

Май

Я пройдусь по лесам, много птичек есть там.

Все порхают, поют, гнезда теплые вьют.

Побываю в лесу, там я пчелок найду,

И шумят, и жжужат, и работать спешат.

Я пройдусь по лугам, мотылечки есть там,

Как красивы они в эти майские дни!

 (С. Маршак)

18-22 мая

Игры и упражнения по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности»

Дорогие родители,

 — расскажите ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;

 — рассмотрите вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;

 — задайте ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?

Загадайте загадки.

Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.

А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель)

Черный Ивашка — деревянная рубашка.

Где носом пройдет — там заметку кладет. (Карандаш)

То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)

Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)

Дидактическая игра «Подбери признак».

портфель (какой?) — кожаный, вместительный, яркий, большой ... .

Тетрадь (какая?) - ... .

Карандаш (какой?) - ... .

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Ручка, резинка, мяч, пенал.

Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении» (употребление падежных окончаний имен существительных).

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.

6 мая

Игры и упражнения по лексической теме "День победы»

объясните ребенку - значение слов и словосочетаний: «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран». Вспомнить, какой праздник отмечается 9 мая, чему он посвящен?

Словарь ребенка должен включать слова: Россия, Родина, подвиг, победа, защитник, ветеран, салют.

Грамматический строй

1. Д/у «Один - много»

Солдат – много солдат

Ветеран –

Враг-

Танкист -

Герой -

Награда -

2. Сосчитай количество слогов в словах :

Победа -

Ветеран -

Салют -

Родина - 

Подвиг -

Предложите ребенку прослушать, а затем выучить стихотворение:

Что такое День Победы?

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны.

(А. Усачев)

28-30 апреля

Игры и упражнения по лексической теме «Моя родина - Россия»

Повторите с детьми: что такое «страна», кто руководит нашей страной, что такое столица, как называется столица нашего государства, флаг, герб и символы нашей страны.

Словарь ребенка должен включать слова: Россия, Родина, президент, Москва, столица, флаг, государство, гимн, герб, кремль, куранты, Красная Плошадь; (страна) большая, дружная, сильная, добрая, независимая, непобедимая, многонациональная.

Игры и упражнения на развитие грамматического строя

Дидактическое упражнение «Чего много?»

В нашей стране много (чего?) полей.

(реки, озера, города, дороги, леса, горы, равнины, деревни, луга)

Дидактическое упражнение «Полюбуйся!»

Мы любуемся (чем?) полем, полями.

(река, озеро, улица, луг, гора, салют, лес, сад)

Дидактическое упражнение «Назови ласково»

Лес - лесок (ручей, дерево, пруд, река, луг, поляна, город, дорога, дом, салют)

Дидактическое упражнение «Что лишнее?» (назови лишнее слово, объясни свой выбор)

Парк, сквер, сад, лес.

Машина, улица, площадь, проспект.

Река, пруд, мост, озеро.

Город, дом, деревня, поселок.

Дидактическое упражнение «Сосчитай количество слогов в словах» :

Родина -

Флаг -

Народ -

Город - 

Улица -

Развитие связной речи

Составление рассказа  по вопросам:

Как называется наша страна?

Как называется столица нашей Родины?

Что находится в Москве?

Кто руководит нашей страной?

Как называется город, в котором ты живешь?

Главная улица в твоем города?

Какие достопримечательности есть в твоем городе?

На какой улице ты живешь?

Где ты любишь гулять в своем городе? Твои любимые места?

Уважаемые родители!

Пожалуйста, находясь дома, проговаривайте с детьми речевой материал из тетрадок, а также предложите поиграть в лексико-грамматические игры:

(за основу берем слова с прошлых упражнений из тетради взаимодействия)

Дидактическая игра «КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Взрослый называет какой-нибудь предмет, а ребенок называет, как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету (белка — пушистая, рыжая, шустрая…)

Дидактическая игра «ПРЯТКИ»

Цель: выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением (в, на, за, под, около, между, рядом, слева от, справа).

Материал: маленькие игрушки.

Заранее заготовленную игрушку незаметно прячут в комнате.

Ребенок, например, говорит: «Я спрятал игрушку справа от стола. Что это?» Затем взрослый и ребенок меняются местами.

Дидактическая игра «КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ?»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия.

Например: что можно делать с цветами? — рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать. Ребенок по очереди со взрослым подбирает глаголы, и за каждый правильный ответ дается балл.

В конце игры подводятся итоги: побеждает тот, кто наберет больше баллов.

20-24 апреля

Игры и упражнения по лексической теме «Лес. Растительность. Насекомые»

Повторите с детьми: что растёт в лесу; кто в нём обитает; строение дерева, изменение его в зависимости от времени года; для чего нужны деревья, лес.

Словарь ребёнка должен включать слова: дуб, берёза, липа, рябина, клён, ель, сосна; деревья, кустарник, трава, цветы; крона, ветки, ствол, корень, листья, листва; набухает, лопается, растёт, опадает, листопад; насекомые, животные, птицы.

Грамматический строй речи:

1.    «Какой?» - подбор прилагательных к слову ЛЕС

2.    «Найди слово»: образование родственных слов от слова ЛЕС

3.    Дидактическая игра «Один -много»

Дерево - …                     Лист - …

Куст - ...                         Ветка - …

Волк - ...                        Муравей - ...

Ёж - …                            Змея - …

Ствол - ...                      Соловей -...

Ящерица- ...                  Лиса- ...

Стрекоза - ...                 Оса- ...

Крона - ...                      Жук- …

4. Дидактическая игра «Чей?»

У комара писк (чей?) - комариный

У пчелы мед - ...

У муравья лапка - ...

У шмеля жужжание - ...

У таракана усы - ...

У паука паутина - ...

5. «Исправь предложения» (правильное употребление в речи предлогов; исправленное предложение проговаривать полностью)

Листья растут В дереве. Птичка села ИЗ куста. Муравей вылез В муравейник. Сова сидит НА дупле. Дятел стучит К дереву. Заяц убегает К лисе. Стрекоза летает ПОД землёй. Гусеница ползёт ПОД веточкой. Бабочка порхает В цветке. Цветы растут НАД деревом.

6. Связная речь

Выбери одно насекомое и составь рассказ, опираясь на схему:

13-17 апреля 

Игры и упражнения по лексической теме «Перелетные птицы»

1. Повторите с детьми: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.

Словарь ребёнка должен включать слова: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка; щебетать, летать, улетать, прилетать,
ходить, прыгать, махать.

Грамматический строй речи

«Как улетают птицы?» возьми много

пуговиц (бобов и т.п.) и разложи их так, как улетают :

гуси, утки, лебеди, ласточки, грачи, скворцы - вереницей;

журавли - клином;

кукушки - поодиночке.

2. Дидактическое упражнение «Чем питаются птицы?» (стараться давать полный ответ!)

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).

3. Дидактическое упражнение «Четвёртый - лишний», (назвать лишнее и объяснить свой выбор)

Ласточка, волк, заяц, кошка

Скворец, собака, кукушка, соловей.

Воробей, голубь, журавль, синица.

Грач, лебедь, утка, ворона

4. Дидактическое упражнение «Кого много в лесу?» (словоизменение)

В лесу много скворцов (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, кукушка)

5. Дидактическая игра «Чей клюв?»

Цель : учить детей правильно отвечать на вопросы: Чей? Чья? Чье?
У журавля – журавлиный.

У гуся – … .

У утки -... .

У кукушки -... .

У грача -... .

У совы - … .

6. Развитие связной речи

Выбери одну птицу и с помощью схемы расскажи про нее.

Апрель 2020

Уважаемые родители!

Пожалуйста, находясь дома, проговаривайте с детьми речевой материал из тетрадок, а также предложите поиграть в лексико-грамматические игры:

(за основу берем слова с прошлых упражнений из тетради взаимодействия)

Дидактическая игра «Где спрятался звук в слове (в начале, в середине или в конце слова)?»

Дидактическая игра «Жадина» (согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое) (моя лампа, мои лапти, мое лото)

Дидактическая игра «Один - много»

Дидактическая игра «Да или нет» Можно загадывать некий предмет, но отвечать на вопрос только «да» или «нет».

Например, я загадала слово на звук «р»(любое слово из заданий). И ребенок начинает спрашивать:
-Оно большое?
Я говорю:
-Да.
-Оно квадратное?
-Нет.
-Оно железное?
-Да.
-Оно умеет летать?
-Да.
-Это ракета?
-Да.

Очень важно не только исправлять неправильно произносимый звук во время занятий, но и во время игры, беседы, совместном времяпрепровождении.

Игры и упражнения по лексической теме «День космонавтики»

1.Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах в интернете с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.

Пусть ребенок постарается самостоятельно  ответить на вопросы:

- Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

- Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.

- Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

- Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

- Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

- Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

- Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты?Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

2. Составь предложения из слов:

Луна, это, Земля, спутник.

Луна, Земля, меньше.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.

Ракета, космос, летать, в.

Космонавт, в, летать, космос.

3. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Далеко – близко

Высоко – …

Темно – …

Тесно – …

Улететь – …

Взлетать – …

4. Упражнение «Подберите однокоренные слова к слову «космос»

5. Упражнение «Посчитай»

1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...

1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...

1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...

1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

Уважаемые родители!

Вот такой вот тренажер для дыхания вы можете сделать вместе с детьми

Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=-l94CR0hmUM

Март 2020

Уважаемые родители!

Предлагаю поиграть с вашими детьми в игры и упражнения на развитие фонематического слуха:

1.   Отвечай - не торопясь

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определенным звуком, определить место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

   Придумай слово, которое начинается на последний звук

( палаС - соль )

   Вспомни названия животных, в которых был бы последний звук слова… (ноС - свинья, носорог…)

   Подбери слова, в которых первый звук {м}, а последний {а}

(Маша, машина…)

   Какие слова получатся, если к слогу Ро прибавить одну букву (Рот, рог…)

   Составь предложения, в котором все слова начинаются на звук {п}

(Петя подарил Павлику пирамидку)

2.  Поймай слово

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза

Взрослый: слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а ты составь из него слово ( К-О-М-А-Р - комар )

3.  Разбросай слово

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза

Взрослый: а теперь предлагаю самому разделить слово на звуки

(муха - М-У-Х-А)

декабрь 2020

ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ?

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Вот такую забавную игру на развитие мелкой моторики мы сделали вместе с детьми.

В этом учебном году в группе осуществляется проект «Алфавит ладошками».

Цель этого проекта - знакомство детей с алфавитом в игровой форме.

В результате работы мы будем решать следующие задачи: развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, изучать алфавит, воспитывать интерес к чтению.

Пополнение проекта в марте:

Продолжаем наш проект и представляем вашему вниманию новые работы.

Аня изобразила жителя Африки - жирафа; Арина нарисовала сирень, которая скоро расцветет, ведь пришла весна; Лиза изобразила сову, а Леон - цаплю; Алиса придумала, как отпечок ладошки превратить в воздушный шар. 

Пополнение проекта в декабре:

 

Оформление Алфавита в ноябре:

Пополнение проекта в декабре:

 

Дата последнего обновления страницы 17.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения