ГБДОУ детский сад № 65
комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Обучение в движении (Методика В.Ф.Базарного)

Группой ученых под руководством В. Ф. Базарного доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца.
Кроме этого выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарнов назвал “синдромом низко склоненной головы”.
Становится ясно, откуда у нас так много детей с различными “школьными заболеваниями”.
Проведенные исследования В. Ф. Базарного показывают, что физическое развитие и состояние здоровья детей и особенно школьников находятся в прямой зависимости от напряженности и утомляемости их в процессе учебно-познавательной деятельности. Эти исследования позволили разработать качественно новые физиолого-раскрепощающие, здравоохранительные принципы учебно-познавательного процесса. Основные из них:
1. Вместо традиционной моторно-закрепощенной сидячей позы разработаны технологии моторно-раскрепощенных динамических поз, базирующихся на вертикальной установке тела.
2. Вместо статически напряженного узкоформатного близорукого книжного обучения — технология передачи информации в режимах информативного пространства, зрительных горизонтов, подвижного дидактического материала.
3. Вместо безотрывного письма — принцип импульсно-нажимного.
Методика В. Ф. Базарного не затрагивает принципиальных положений содержания педагогического обучения. Она касается физиолого-гигиенических аспектов оптимизации зрительного восприятия и координации двигательных возможностей в режиме динамических рабочих поз.
При организации учебного процесса в классе используется режим динамических поз — работа детей на уроке за конторками. Они позволяют возвратиться к оптимальной для зрительного труда наклонной рабочей поверхности и решить такую важную для сохранения здоровья детей проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся (конторка подбирается индивидуально каждому). На стол ставится одна конторка. Один из школьников сидит, другой стоит за конторкой. Через каждые 10 минут дети по команде учителя меняют позу.
Были выполнены исследования работы в данном режиме. Полученные данные позволили установить, что проведение уроков в двигательном режиме принципиально сказывается на уровне напряженности школьника, оцениваемой через анализ зрительной рабочей дистанции (ЗРД). Установлена высокая эффективность методики динамических поз в поддержании оптимальной ЗРД и, следовательно, в предупреждении возникновения нарушений осанки и близорукости.
Вместе с этим можно заметить, что дети в положении стоя чувствуют себя свободнее, плечевой пояс расслаблен, не наблюдается сдавливание диафрагмы крышкой стола, а значит нормально работает система кровообращения и дыхания, что приводит к улучшению снабжения всех органов, особенно коры головного мозга.
Работа за конторками в положении стоя дает возможность детям не чувствовать себя одинокими в момент решения трудных вопросов, способствует воспитанию дружеских чувств, взаимопомощи. Дети раскрепощены, активны, независимы, у них воспитывается доверие к собственным силам, интерес к учению. Все это делает обучение радостью.
Для снятия зрительной утомляемости на уроках были использованы два тренажера разработанных д.м.н. В. Ф. Базарным:
1. Плаката — схемы зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.
2. Тренажер со зрительными метками. В различных участках класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты — зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Расположены они по углам. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется.
Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища.
Одним из наиболее действенных факторов индуцирующих процесс развития функций зрения, является зрительно-двигательная активность детей в пространстве. Чтобы “раздвинуть” это пространство, по возможности убрать кубатуру, стены в классе расписаны тоже по особой методике В.Ф. Базарного с преобладанием цветов, успокаивающих нерв­ную систему.
Кроме того, повышение эффективности восприятия и потенциала зрительной системы достигается за счет построения многих этапов урока в режиме подвижных объектов, например, при работе с “коромыслами”. На них развешивается различная наглядность к уроку, а работа строится в зависимости от творчества учителя. “Коромысла” во время работы должны находиться в движении, что достигается путем удара по ним указкой.
Все это способствует развитию зрительно-моторной реакции, в том числе реакции на дорожно-транспортные ситуации.
Дата последнего обновления страницы 28.02.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»